39. Между синодом и патриаршеством

Государство и церковь всегда ставили под вопрос положение: "Воздатите кесарева кесареви и божия богови", пытаясь скорректировать эту норму в свою пользу. Византийские императоры не стесняясь вмешивались в дела вселенских соборов, а римские папы вполне уютно чувствовали себя в качестве правителей своей Папской области. Созданная еще Петром I система управления Русской православной церковью позволяла использовать иерархов в качестве государственных чиновников, подчинявшихся церковному министерству - Синоду.

Но время шло, и священнослужители все меньше склонны были оправдывать религиозные капризы правительств волей божьей. После революции 1905 года некоторые представители церкви настолько осмелели, что начали выступать за восстановление патриаршества и упразднение Синода.

Падение самодержавия застало духовенство врасплох. Дошло до того, что один священник явился в Петроградский Совет и поинтересовался "поминать ли царя и царскую фамилию на ектениях или не надо? Как будто по теперешним обстоятельствам не следует, но и пропускать боязно... А от начальства нет никакого распоряжения." А духовное начальство в это время было в бегах или под замком. Сумел скрыться от ареста обер-прокурор Синода Раев, но был схвачен его заместитель - Жевахов.

28 февраля дошел черед и до высших иерархов. В Александро-Невской лавре солдаты арестовали митрополита Петроградского Питирима. Временный комитет Государственной Думы арест митрополита не одобрил, но на всякий случай оставил его вместе с арестованными министрами. Впрочем, когда через день Питирима признали невиновным и освободили, он первым делом уничтожил свой личный архив, в котором, видимо, содержались какие-то компрометирующие материалы. 2 марта Питирим подал прошение об увольнении на покой.

Синод бездействовал, а его подопечные не знали, что делать в обстановке, не предусмотренной каноническими правилами и уложением о наказаниях. Только 2-3 марта члены Синода решились собраться на "частные совещания" со столичным духовенством, в ходе которых управляющим Петроградской митрополией был назначен епископ Гдовский Вениамин. Новый обер-прокурор В.Н.Львов провел заседание Синода только 4 марта, чтобы объявить о свержении "цезаре-папизма".

На новые указания тут же отозвался митрополит Владимир (Богоявленский), выразивший радость "освобождению православной церкви, ознаменованному вступлением в должность нового обер-прокурора". 6 марта в епархии были посланы телеграммы, в которых предписывалось произносить многолетия "Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному правительству ея".

Постепенно Синод поменял "ставленнические присяги" архиереев, священников и дьяконов, удалив из официальных текстов упоминания об императоре. 22 марта 1917 года последовала рекомендация Синода об изъятии из храмов и монастырей
монархической литературы.

Основная масса архиереев революцию признала. Некоторые оговорки в отношении событий в Петрограде позволил себе архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий). Аналогичные проповеди прозвучали в Кишиневе, Владимире и Калуге. Но это были исключения из правила. Екатеринославский епархиальный съезд в духе времени предложил средства, собранные на памятник в честь дома Романовых, обратить на постройку "памятника освобождения Русской Православной Церкви от государственного гнета" с фигурой М.Родзянко в середине.

Харьковский епархиальный съезд единогласно постановил отправить на переплавку серебряный сорокапудовый колокол, отлитый на средства духовенства в память о спасении царской семьи при катастрофе императорского поезда у станции Борки 17 октября 1888 года. После благодарственных молебнов об освобождении православия от бюрократического диктата церковная бюрократия приступила к созданию независимых от правительства структур, которые по давней традиции мог сформировать только Поместный собор Русской православной церкви. Первым шагом к общецерковному форуму было решение Синода от 29 апреля 1917 года о формировании Предсоборного совета.

А пока велась подготовка к Собору, Синод успел возвести в сан митрополитов архиепископов Тихона (Московского и Коломенского), Платона (Тифлисского) и Вениамина (Петроградского и Гдовского). С этими кадровыми перестановками 12 июня начал работу Предсоборный совет, который 13 июля принял проект основных положений о статусе Православной церкви. На сей раз отделение церкви от государства гарантировалось слабостью правительства.

                Список литературы.

1. М.А.Бабкин. Русская церковь в 1917 году. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М., Государственная публичная историческая библиотека, 2007. 532 с.

2. М.А.Бабкин. Святейший синод российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году. "Вопросы истории", М. 2005. № 2. С. 97–109.

3. М.А.Бабкин. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах). Вести Московского университета. Серия 8: История. 2006. № 1. С. 70-90.

4. С.С.Бычков. Русская Церковь и императорская власть. Очерки по истории Православной Российской Церкви (1700-1917 гг.). Т. 1. М. Русское рекламное издательство. 1998. 320 с.

5. М.Б.Данилушкин, Т.К.Никольская, М.В.Шкаровский и др. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. 1917–1970 гг. Т. 1, СПб. Воскресение. 1997. 1020 с.

6. Н.Д.Жевахов. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. синода князя Н.Д. Жевахова. Т.1. Сентябрь 1915 – март 1917. М. 1993. С. 288.

7. Л.А.Андреева. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 90-100.

8. Л.А.Андреева. Свержение монархии в 1917 году: крушение трона и алтаря. Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 90-99.

9. В.А.Федоров. Русская православная церковь и государство: синодальный период. 1700-1917 гг. М. 2003. 480 с.

10. А.А.Бовкало. Февральская революция и проблемы взаимоотношений церкви и государства. Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях: материалы  конференции 22-23 марта 1996 г. СПб. 1996. С. 62-76.

11. А.В.Карташев. Временное правительство и Русская церковь. Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М. 1995. С. 10-27.

12. М.И.Одинцов. Государство и церковь в России. XX век. М. Луч. 1994. 171 с.

13. А.И.Введенский. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 г. М. Центрполиграф. 1923. 252 с.

14. Н.М.Лукин. Революция и церковь. М.-Л. 1925.

15. М.В.Каиль. Церковь в революции: организация и работа Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. Новейшая история России. 2013.


Рецензии