Мариенгоф, брат поэта
Борис Мариенгоф выучился на инженера-геолога и успешно работал в Ленской экспедиции, на Новой Земле, потом в Енисейской экспедиции.
Юный Городницкий, сочинявший в Игарке свои первые самодельные песни, считал Мариенгофа своим главным наставником в полевой геологии. Он характеризовал его как умнейшую и уникальную личность. Тот ходил в полях в неизменной «капитанской фуражке», комично гармонировавшей с его мясистым горбатым носом и густо небритой физиономией. Впрочем, для своих работяг он всегда был авторитетом.
Однако большую по себе память Мариенгоф оставил как умелый и поворотливый хозяйственник, к чему имел несомненный талант. Работавший с ним в Енисейской экспедиции геофизик Борис Генин запомнил его остроумную и не лишённую смысла присказку: «Если у меня есть 10 рабочих и 10 пар новых сапог, тогда я простой кладовщик. А если у меня есть 10 рабочих и 8 пар новых сапог – тогда я начальник!
В середине 1960-х годов Борис Борисович трижды зимовал на Шпицбергене как специалист, хорошо знающий сложную разведку углей.
* * *
Два слова о взаимоотношениях сводных братьев Мариенгофов.
В 1950-х годах оба жили холостяками в одной квартире на улице Бородинской. Однажды Борис Борисович обратился к Борису Генину с неожиданной просьбой. Не может ли он достать ходившую по рукам рукопись его старшего брата-поэта «Роман без вранья»?
– Но вы же с ним живёте в одной квартире! – ответил изумлённый Борис Львович.
В ответ Борис Борисович лишь огорчённо махнул рукой.
Оказывается, сводные братья, жившие в одной квартире, почти не разговаривали друг с другом. Старший Анатолий частенько собирал у себя богему, а младший Борис скромно высиживал на кухне, куда Анатолий выносил иногда рюмку водки. На этом их отношения собственно и кончались.
Анатолий Мариенгоф умер в 1962 году, а его мемуарный роман, сокращённый и приглаженный советской цензурой, вышел в 1965-м в журнале «Октябрь» под названием «Роман с друзьями».
Борис Мариенгоф пережил своего брата на 40 лет. В последние годы больной и ослепший Борис Борисович диктовал жене свои мемуары, которые, в пику старшему брату, озаглавил как «Жизнь без вранья». Они были опубликованы стараниями его жены Марианны Колокольцевой в 2005 году, после его смерти.
Упокоены братья на разных петербургских кладбищах: старший на Богословском, а младший на Серафимовском.
Отрывок из книги Лайбы Анатолия "Золотой век НИИГА"
Свидетельство о публикации №217091701876