Разве я не прав?!

                Разве  я  не  прав?!



За  два  часа  до  закрытия  Эрмитажа,  шёл  по  почти  «пустым»  за­лам  в  здании  бывшего  Генерального  штаба,  под  Аркой. 
Стайки  корейцев  и  японцев  снимали  шедевры  западно-европейского искусства,  а  мы  с  моим  старшим  сыном  не  мешая  друг  другу  всматривались  в  картины,  ища  в  них  что-то  новое.

И  тут  мне  подумалось:  картины  всё  такие  же,  а  вот  мы  со  вре­менем  меняемся.  С  одной  стороны  с  возрастом  приходит  понимание  и  терпимость.  Ты  уже  не  столь  категоричен  и  смотришь  через  призму  свое­го  накопленного  багажа,  а  точнее,  переосмыслив,  этот  багаж  видишь иначе.  А  с  другой  стороны,  стойкий  антагонизм  и  всё  более  убеждённое  неприятие  некоторых  «гениальных»  картин. 

Так  я  думал,  пока  не  наткнулся  на  картину  огороженную  столби­ками  с  бархатным  канатом.  Уже  сам  по  себе  факт  ограждения,  говорил  о  значимости  висящего  на  стене  шедевра.
На  фото  слева,  я  на  фоне  «Чёрного  квадрата».  Я  уже  писал  о  своём  отношении  к  этой  «гениальной»  картине.

И,  как  всегда,  просветлённые лица  иностранцев  с  восторгом  сни­мающиеся  на  фоне  «Квадрата»  и  тень  гениальности  картины  легла  им  на  плечи.
Как  видите  и  я  сам  попросил  сына  запечатлеть  меня  у  сего  «шедевра.»   Нет,  я  не  примазываюсь,  наоборот,  мне  хочется  показать,  пусть  и  не  совсем  в  удачном  фотоснимке,  всё  моё  неприятие  этой  «карти­ны.»
Видите,  я  даже  поставил  кавычки  у  слова  картина.

Чем  можно  восторгаться?   Странным  чёрным  пятном  в  обрамле­нии  белесой  рамки.  Да  она  и  не  белая  вовсе,  скорее  сероватая,  не­ряшливого  цвета.  О,  оказывается  под  чёрной  краской  скрываются  ещё  две  картины  и  вдобавок  обнаружены  папиллярные  узоры  пальцев  Малевича.  Вы  представляете,  как  это гениально.

 А  знаете  сколько  стоит  сия  картина,  двадцать  миллионов  долларов...
Я  всматривался  в  лица  людей,  пытаясь  понять  их  чувства.  И  вы  не  поверите,  большей  частью  в  глазах,  на  лицах,  виделось  узнавание  того,  о  чём  они  слышали,  читали,  но  восхищения,  о,  нет,  восхищением  тут  не  пахло.  Жадное  любопытство,  желание  понять  в  этой  мазне  гени­альность.  Но  разве  идя  по  мокрому  асфальту  мы  видим  гениальное  по­лотно  художника.  А  чем  это  лучше.

Я  мог  бы  остановиться  у  этой  картины  и  неистово   рассказывать  о  глубине  человеческого  взлёта,  сорвавшего  оковы  замше­лого  бытия.  О  полёте  Разума  в  глубины  Мироздания. 
Поверьте,  собралась  бы  толпа  и  меня  бы  слушали,  затаив  дыха­ние,  мною
выдуманную  белиберду. 
По  молодости,  я  так  делал  у  картин  Пикассо,  но  сейчас  я  был  далёк  от  этой  глупости.
Но...  я  то  вот  пишу  об  этом?!

Меня  раздражает  другое,  десятки  прекрасных  художников  жив­ших  и  живущих  о  которых  не  пишут,  не  показывают,  не  говорят.  И  вот  тут  возникает  вопрос,  почему,  один  на  взлёте,  а  другой  прозябает  не  знаемый  в  темноте  забвения.  Нет  не  правильно,  забывают - значит  виде­ли,  а  их  не  смотрят,  их  просто  не  знают.
Да,  много  зависит  от  критиков,  экспертов. 
Почему  картины  Рублёва,  это  взлёт  человеческого  гения,  а  те  же,  так  называемые  Фаюмские  портреты,  так  себе,  ну  если  не  мазня,  то  и  ничего  особенного.

Разве  картина  моего  любимого  Левитана - «Над  вечным  покоем»,  может  быть  по  уровню  восприятия  сравнима  с  «Квадратом»?
Но  «Чёрный  квадрат»  знают  во  всём  мире,  а  того  же  Левитана  знают?  Где  здесь  разумная  справедливость.
Вот о  чём  я  думал,  стоя  спиной  к  «Чёрному  квадрату».
Как  противовес,  посмотрите  на  скульптуру  женской  головы.
Фото  по  середине.

Даже  не  зная  автора  этого  шедевра,  нужны  какие-то  доказатель­ства  потрясающего  таланта.  Вот  вы  смотрите  и  вы  видите  Великий  дар  художника,  в  данной  работе  скульптора,  и  вам  нужно  что-то  объяснять.  Тут  благоговение  перед  Искусством  истинным,  безоговорочным. 
Ну  и  на  третьем  фото,  я  у  картины  Ренуара,  портрет  актрисы  Жанны  Самари.  Ренуар  нарисовал  четыре  портрета  этой  актрисы  и  два  из  них  в  России.  Один  в  Москве,  другой  в  Петербурге.  Это  вершина  экс­прессионизма  Ренуара.

Да,  не  все  любят  Ренуара,  но  согласитесь,  разве  можно  ставить  в  один  ряд  «Квадрат»  и  картину  Жанны  Самари.
Я  не  искусствовед  и  говорю  о  своих  ощущениях,  о  своём  пони­мании  прекрасного.
Но...  разве  я  не  прав?!


17 сентября 2017


Рецензии
Уважаемый Сергей, добрый вечер.
Не мог пройти мимо вашего эссе "О чёрном квадрате замолвите слово".

Я с вами абсолютно согласен.

Вот, что пишет М.Веллер:

"И появляется эпохальное произведение живописи: «Черный квадрат» Малевича. Что интересно, большинство ничего не понимает. Даже когда «Черный квадрат» утвердился, намертво врос в историю и идеологию искусства, – находится масса людей, желающих считать себя знатоками, которые подходят в музеях к вариантам этого «Черного квадрата» (авторских вариантов несколько) и, заложив руки за спину, закинув лица немного кверху, с отрешенным видом знатоков, внемлют этому искусству. На самом деле это необыкновенно смешно! Человек, который разглядывает «Черный квадрат» – это примерно то же самое, что придворный, который восторгается новым платьем короля в известной сказке Андерсена.
Эти люди не понимают того даже простого, что «Черный квадрат» – это не живопись, это именно контркультура, на него нечего смотреть!.. Достаточно знать, что он существует. Достаточно взглянуть на него один раз. Все, больше не надо".

Возможно, что мы трое просто не "рубим фишку" и не дотягиваем до высокого понимания прекрасного, настоящего искусства.

Но вот простой пример.
У меня на стене, среди прочих "шедевров" висит картина Ренуара "Жанна Самари".
И я частенько поглядываю и любуюсь.
Но мне в страшном сне (даже, если было бы место) не предвидится, чтобы я повесил "Чёрный квадрат". ТЧК!!

С уважением и наилучшими пожеланиями в НГ!!

Евгений Говсиевич   18.01.2021 23:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте Евгений.
Рад вам и вашей рецензии. Приятно осознавать единомышленника.
Мне приходилось сталкиваться с людьми из художественной среды считающие "Квадрат" как, что-то недосягаемое.
Помните, был такой галерист Марат Гельман, наверное самый ярый апологет Малевича. Строящий свой пиар как галериста возвеличивая "Черный квадрат".
Запомнилось, как его поразила философская глубина картины в том, что стороны квадрата не равноценны и поэтому это даже не квадрат и в этом заложена невероятная недосягаемая философская глубина. Это именно он прилюдно совершал подлый акт, разрубал топором иконы. Вот такие они сторонники Малевича.

К сожалению, сейчас не пишу на прозе. Переболел коронавирусом и ни как не отойду. Усталость в квадрате и полная апатия.
Надеюсь на весну и мне полегчает.

Ещё раз рад вам и вашим пожеланиям.
С уважением.
Батумец.

Сергей Одзелашвили   19.01.2021 00:54   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, остаётся пожелать вам, чтобы скорее ЗДОРОВЬЕ восстановилось и пришло в норму, чтобы с весенним солнышком полностью восстановились силы.
Самое главное, что самое страшное уже позади.
Всем нам только "Светлых квадратов".
Ваш Евгений.

Евгений Говсиевич   19.01.2021 06:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.