Шутка всерьёз

Татаренко Иван Петрович

Шутка всерьёз

Я как-то в своей молодости оказался просто невольным свидетелем спора между двумя отцами своих детей, сидящих на лавочке у дома с красиво разрисованными ставнями окон расцветающих подсолнухов. Иван Иванович, средних лет, спокойно читал газету, то и дело протирая свои запотевшие очки, интересную статью о детях в Крыму города Ялта. За чтением не заметил, как к нему подошёл сосед Василий Иванович Кукушкин - тонкий, худощавый на лицо, промолвил:
-Что читаешь, Иван Иванович?
-Увлёкся играми детей. Присядь рядом. Хочешь, прочитаю тебе, как наш дети отдыхают и купаются в Чёрном море?
-Что ты хочешь прочитать мне, Петухов, если я сам это могу сделать, прочитать в моей газете дома. Дети они всегда дети и никогда не сидят тихо ни дома, ни на улице. А здесь в Крыму им настоящее веселье в дружной компании. Дети никогда не задумываются кем они станут в жизни, когда вырастут. Ведь жизнь очень сложная штука и не угадать, или кем-либо предсказать им судьбу невозможно. Ведь суть самой жизни им приходится выбирать самим.
-Я с тобой, Кукушкин, не согласен. В игре дети познают жизнь через шутки, драки, совместные учения в школьной жизни, которая требует дальнейшего усовершенствования в силу своих способностей и личного применения. Вот, ты, Василий, вспомни, как учился в школе в детский период твой сын Сеня. У него было одно влечение - машины.
-Я считаю, что в жизни он пошел по правильному пути, стал знатоком техники. Всегда был в почёте. Всем помогал устранять поломки. Я вспоминаю, как твой Петька учился, когда приходил к Сеньке учить уроки. Парень хороший, но я его не понимал.
-Сначала я тоже своего Петьку не понимал, - сказал Иван Иванович, пока мне в руки во время уроков не попала интересная записка по телефону в развернутой тетрадке по русскому языку. Домашнее задание по грамматике выполнено прекрасным почерком. Прочитал, все понятно, даже подумал, что учительница Мария Гавриловна поставит хорошую оценку. Посмотрел на телефонную записку. Написана прекрасными российскими буквами, стал читать, но ничего не понимаю, что написано.
-Бросил бы листок в печку.
-Нет, ведь что же передал по телефону друг Сергей. Читаю снова:
"ишан есв амод медам ясьтапаук.
ыт лишер учадаз..."
На другой день взял письмо сына, пошёл в школу, нашёл учительницу русского языка, показал ей непонятное письмо, спросил:
-Можете ли мне пояснить, что написано в этом письме?
-Откуда оно у вас, - спросила.
-По телефону передал друг Сергей, а Петька записал.
-Сейчас прочитаю. Принялась читать написанное "ишан есв амод меди ясттапаук...", произнося российские буквы, но никакого понятия не дают. У нас в школе такого языка не преподают. Это видимо какой-то другой иностранный язык из другой державы. Спросите сами у сына, что там написано?
День был прекрасный. Под окном чирикали соловьи, синички, как бы соревнуясь у кого получается лучше певчий хор. Лишь вечером Петька с другом Сергеем пришли с реки. Отец спросил Петьку:
-Скажи, сынок, что написано в твоей бумажке?
Друзья посмотрели друг на друга, чуток помолчали, Сережка толкнул друга в бок, промолвил:
-Скажи отцу, что написано?
-Там, папочка, все просто написано. Прочитай каждую строчку сзади наперед или справа налево, а мы послушаем.
Отец стал читать, каждая строка заговорила русским языком "наши все дома, идём купаться, ты решил задачу...".
-Я советую вам обоим не коверкать русский язык. Лучше учите английский или немецкий языки. На них вся Европа говорит. Только меня интересует, у кого вы позаимствовали читать слова и предложения справа налево? Я не знаю, кому это потребовалось делать?
Позаимствовали это чтение у бродячих артистов цыганского табора, но это долго рассказывать: - сказал Петька.
-Мы же учим в школе и немецкий язык, - добавил Сергей. Все, что мы выучим, нам пригодится в жизни, чтобы мы все умели делать, как говорят пусть каждого чему-нибудь научат.
Я слушал разговор до спора между Петуховым, спокойного, рассудительного человека и вспыльчивого Кукушкина. Как это можно слова читать задом наперед. Но, как пояснил Петька, как увидели бродячие артисты играют на сцене словами, например: шалаш, непонятное - оно, око-глаз, поп - по пушкинской сказке о Балде и других. Я с интересом слушал говорящих спорщиков и тут же подумал, а ведь научиться говорить слова в обратном порядке - это надо иметь настоящий талант и ужасное терпение души к произношению.
-Мне с Сергеем нравиться так читать и произносить, - заметил Петя. Может где-нибудь в игре или шутке пригодиться выиграть пари.
Время не торопится отсчитывать и годы. Люди заняты своими домашними и общественными делами, воспитывали детей, учили в школе и профессиональных училищах рабочим профессиям в промышленности. Время использовали ровно столько - сколько требовалось для получения гражданской и военной специальности для службы в Красной Армии. Газета "Красная Звезда" печатала краткие военные сообщения из европейских государств, как немецкие солдаты коваными каблуками сапог маршировали по площадям столиц европейских государств. Иван Петухов проводил на службу сына Петьку, а Василий Кукушкин сына Сеню, они теперь уже были не дети-малыши, а военнослужащие. Другие родители тоже проводили своих бывших детей в Армию, как Сергея. Все успокоились. Только никто не знал, какие вести принесет время всему народу Советского государства, готовившемуся начать хлебоуборочную компанию на полях.
Совершенно неожиданно в воскресенье, радио Москвы, объявило о начале войны. Она сильно ударила по сознанию народа. Женщины то молчали, держа детей на руках, чуть повзрослев дети совсем замолчали, обняв своими руками за шеи матушек. Иван Петухов ворчал: "Не удалось нашему Пете отслужить мирно свой срок". Василий Кукушкин по-своему высказался: "Сын Сеня поди уже в вагоне с товарищами мчится в поезде к западной границе. Завтра может начаться общая мобилизация и мы отцы поедем следом за сыновьями на фронт...".
Оставим пока на время возмущение народа. Посмотрим, чем заняты в армии сыновья? Случилось непредвиденное, когда все мобилизованные прибыли в воинскую часть. На всех прибывших составляли анкеты. По всем названным пунктам задавались вопросы, на которые обязан отвечать каждый. Первым отвечал на вопрос Петухов Пётр. Вопросы понятны. Быстро отвечал. Писарь спросил: каким языком владеешь?
-Русским, так как он родной? - ответил.
-Каким иностранным языком владеешь?
-Никаким. Зато владею русским языком с обратный произношением.
-Это же какой еще русский язык второй, о котором я даже не слышал? - с серьезным видом спросил писарчук. - Ты, друг милый, шутишь или смеёшься надо мной?
-Никак не шучу. Сейчас я скажу предложение, а вы скажете, что я сказал.
-Ты что, мне экзамен устраиваешь! - громко сказал писарь. - Говори!
-Ридиамок ан атадлос ен тичирк!
-Что ты мелешь. Совсем не понимаю. Товарищ лейтенант, сами с ним анкету заполняйте. Не понимаю,как это иметь два русских языка?
-Товарищ Петухов, переведите непонятный язык, что писарю сказал?
-Повторяю еще раз сказанное и перевожу - командир на солдата не кричит. Это предложение читается не слева направо, а справа налево, как бы наоборот.
-А замечание писарчуку правильно указано, - сказал лейтенант. - В анкету запиши, знает два русских языка.
-Есть записать, - сказал писарь и склонился над анкетой. - Потом спросил:
-Кто еще знает два русских языка?
-Знает Кукушкин Семен. Можете убедиться, когда ему тоже будете заполнять анкету.
-Распишись. Сядь на стул. - Тут же крикнул: "Кукушкин Семен подходи!"
Писарь в звании старшины, молодой солдат, спрашивал быстро как и ранее Петухова, ответы записывал. Задал вопрос: - Какими языками владеешь?
-Русским, - ответил писарю.
-Каким иностранным языком владеешь?
-Не владею. Но владею вторым русским языком, с обратным произношением.
-Хорошо, я даю тебе листок бумаги с предложением. Прочитай его и
второй переведи на разговорный второй русский язык. - Я служу Родине. - Отдай, пусть мне переведет на нормальный разговорный язык.
Петухов взял листок с предложением, посмотрел на него, переводя: "Я служу Родине".
-Правильно. Тут же спросил: "Товарищ лейтенант, куда записать Петухова и Кукушкина?"
-В группу особого назначения, - ответил лейтенант....
Их земляк Сергей попал в танковую роту. Все молодые солдаты были направлены в учебные роты овладевать военной техникой, чтобы умело громить фашистских захватчиков. Это уже не шутка, а настоящее дело...
Что это за группа никто толком не знал, практически это была особая команда при штабе полка, в которую набирали, как тогда говорили, толковых ребят с хорошим слухом и зрением. После учебки с полученными знаниями направлялись в стрелковые роты для дальнейшего прохождения службы в воинских частях на фронте. Невозможно описать все боевые операции, в которых участвовали Петухов и Кукушкин и их земляк Сергей в танковой роте. Даже домой родным не всегда удавалось найти время написать письмо, а о совершенных подвигах не говорили, писали - жив, здоров.
Об одном из подвигов я услышал от самого Петра Петухова во время его отпуска по ранению. Война давала знать, что, где и как происходило. Тяжело было взрослым, но ещё тяжелее было детям от военного лихолетья. "Если хочешь послушать мой рассказ, то могу рассказать об "Операции дети", - сказал Петухов.
-Очень хочу послушать, если это интересно, - ответил я.
-Я участвовал во многих военных операциях, но вот "Операцию дети" всегда помню от начала до конца. Моя воинская часть вела ожесточённый бой в районе города Клинца, как важного опорного пункта, стоящего на пути немцев. Сам Клинец может не так уж нужен был немецкому командованию, как рвались захватить мост на речке Клинцовка для переправы своих войск через реку, для овладения железнодорожной станцией. Два дня шел бой, немцы наступали - наши солдаты огнём останавливали. В это время в штабе появилась молодая, приятной наружности молоденькая девчонка. Вела перепалку с дежурным у поста.
-Прошу пропустить меня к вашему главному командиру, - говорила она.
-Не могу. Гражданским здесь делать нечего, - отвечал постовой.
-Пропускай!
-Не пропущу!
-Тогда я пойду без твоего разрешения!
-Тогда я буду стрелять!
Появился лейтенант, спросил:
-Что здесь постовой затеял базар?
-Товарищ лейтенант, эта девчонка просится на прием к полковнику.
-По какому вопросу?
-Что мне делать с детьми? - ответила девушка.
-Пропусти! - сказал лейтенант.
Через минуту девушка стояла перед высоким командиром.
-Товарищ полковник. Ваши военные оставили мой детский дом без охраны. В нём сорок ребятишек. Что мне прикажете с ними делать того и гляди немцы придут в детский дом?
Полковник, среднего роста, средних лет, с приятным лицом внимательно слушал девушку. В это время на улице разорвался снаряд от немецкого орудия.
-Я обзвонила все городское руководство, но во всех телефонах слышна только немецкая речь. В детский дом никто не только не приходит, но даже на машинах не приезжает. Вот я теперь у вас. Скажите, что мне делать с детьми из детского дома?
Полковник резко встал за столом, громко сказал:
-Петухов, передай Кукушкину своим вторым обратным русским языком
приказ капитану Кузнецову: "В три машины посадить солдат для погрузки детей из Детского дома и всех привезти в Клинцы, майору Соловейку
немедленно с солдатами взять под охрану городской узел связи, найти и уничтожить фашистского гада, чтобы во всех телефонах была слышна русская речь, командиру танковой роты у моста через Клинцу, машины с детьми из детского дома нигде не задерживать до самого моста через Клинцу. Заведующую молодую девицу лейтенанту Грачеву немедленно на мотоцикле доставить в детский дом для подготовки детей к выезду. Грачев лично ответственен за жизнь детей детского дома и заведующей...
Связист Петька Петухов слушал приказ полковника, в уме всё запоминал, тут же переводил его речь в обратное начало слов. Хорошо, что полковник делал короткие остановки в своей речи. Так оборотная русская речь, владельцами которой были Петухов и Кукушкин, уже не на шутку, а в самом серьезном деле сыграли свою роль.
Девушка была довольна, что добилась приема полковником. Теперь сидела в кабинете полковника, ожидая лейтенанта Грачёва с мотоциклом.
Полковник оторвался от разговора по телефону с каким-то командиром из передовой, посмотрел на сидящую девушку, резко крикнул:
-Дежурный! Немедленно отыщи лейтенанта Грачева!
-Есть отыскать! - и убежал в коридор.
-Почему заведующая Детским домом не эвакуировала детей? - спросил полковник.
-Дарья Ивановна ушла в горисполком, сказала, будешь за меня!
Больше о ней я ничего не знаю. Может, убита из самолета. Я не знаю, что делать с детьми.
-Сколько же тебе лет?
-Скоро будет шестнадцать.
Неожиданно в кабинет вошел солдат. Тут же сказал:
-Товарищ полковник, лейтенант Грачев по вашему приказу явился!
-Посмотри на эту девушку. Увези её в Клинецкий детский дом на мотоцикле. С ней организуй эвакуацию детей, погрузите их на машины, всех привезёте в наш штаб. За эту девушку, заведующую детским домом, отвечаешь головой. О выполнении задания мне доложишь лично!
-Есть выполнить задание! Поехали к твоим детям! Больно уж молодая мамаша!
В тот же день дети с детского дома были доставлены в Клинец, а вечером их перевезли через мост реки и отправили со станции Клинец в далекий Алтай, город Бийск.
-Я рассказал тебе об одном военном эпизоде под названием "Операция дети", - сказал рассказчик Пётр Петухов, где я со своим другом использовали шуточную игру словами в предложениях, которые нужно было читать наоборот. Использовали как бы второй - русский язык в других военных операциях. Так шуточная игра в слова сыграла свою роль в практическом деле, периода военного времени.

11 сентября 2017г.
г. Бийск


Рецензии
Иван Петрович! Очень понравился правдивый и интересный рассказ!
Искренне рад всегда!
Счастья, радости! Всех благ! Здоровья! Дальнейших творческих успехов и свершений!
С огромным уважением и искренней дружбой!

Владимир Нургалиев   17.09.2017 12:06     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир!

Иван Татаренко   17.09.2017 14:49   Заявить о нарушении