Каникулы в Теньках

                Каникулы в Теньках.

                1.

Летом папа с мамой уехали на курорт, а Витьку с Максимом отправили к бабе Нюре в село Теньки, чтобы на парном молоке и свежем волжском воздухе они окрепли и подросли  к школе.
Баба Нюра целыми днями была занята работой по хозяйству, а мальчишкам предоставила полную свободу.
Первые три дня каникул пролетели незаметно: Витька и Макс перезнакомились с деревенскими ребятами, облазили с ними все окрестности,   подолгу не вылезали из реки, отмокали после городской духоты.
А на четвертый день, накупавшись и растянувшись на горячем песке, заскучали.
«Хорошо здесь, конечно, - думал Витька. - Но приставку мама не дала с собой взять, компа нет, телевизора нет. Чем заняться?»
Мама собрала им с собой в дорогу кучу книг, краски и мольберт для занятия живописью, скрипку, чтоб готовились к музыкальной школе. Но разве это развлечения для серьёзных пацанов?! Они это добро даже из рюкзака ещё не вытащили. Закинули в угол и забыли.
Витька ещё полежал, пожевал травинку. И тут ему в голову пришла блестящая идея. Он вскочил и растолкал брата:
- Макс, слушай, дело есть!
Посовещавшись, мальчишки подошли в своим новым деревенским друзьям.
; Слушайте, пацаны, вы ужасы любите?
; Ещё как! - заинтересовались ребята.
; А смелые среди вас есть?
; Да мы все... - заявил Петька Ионин.
; Тогда приходите как стемнеет к сараю бабы Нюры, за большим огородом. Покажем вам аттракцион «Комната ужаса: Зловещие мертвецы»!!!
Деревенские аж рты пораскрывали, а братья уже к дому припустили.
Вдруг Витька обернулся и крикнул на бегу:
; Да, чуть не забыл! Вход платный! Пять конфет или шоколадка! С девчонок два чупа-чупса! Слабонервным и маленьким просьба не беспокоится!

                2.

Целый день за огородом бабы Нюры кипела работа. Из старого серого сарая, где хранились лопаты, грабли, вёдра и прочий инвентарь, вынесли всё лишнее. Наломали веток с кустов и украсили ими сарай изнутри. Утащили у хозяйки кучу старых платьев, сарафанов и платков, нарядили ими длинные палки с вёдрами вместо головы, натыкали их вдоль всего длинного и узкого сарая.
Потом мальчишки сбегали в дом и распаковали, наконец, свой рюкзак. Из него очень пригодились карманные фонарики и один большой фонарь, который брали, чтобы ходить на рыбалку. Порывшись в красках, Макс нашёл тюбик со светящейся фосфорной краской. А Витька достал из футляра свою нелюбимую скрипку. Всё это потащили в сарай.
Пока Макс разрисовывал светящейся краской головы-вёдра, Витька искал на своём мобильном мелодию пострашнее (чтоб кости стучали и ветер завывал), а также упражнялся на скрипке.
Когда всё было готово, Макс написал над входом в сарай светящиеся корявые буквы «Комната ужаса: Зловещие мертвецы!»

В сумерках начали подтягиваться первые зрители.
В руках ребята держали конфеты и шоколадки, которые Максим собирал в обувную коробку, а взамен выдавал билеты: бумажные квадратики с намалёванными черепом и костями.
Впереди всех зрителей стоял соседский Ванька, самый маленький, но очень важный. Вместо конфет он принёс кусок пирога с малиной.
- Э нет, братишка! - остановил его Макс. - Маленьким нельзя!
- Я не маленький! - возмутился Ваня. - Мне через месяц уже семь будет!
; Вот через месяц и приходи, - заявил Макс.
; Ну, Максик! Ну, пожалуйста! - заканючил мальчишка и сделал вид ,что сейчас заплачет.
- Пропустите его! - попросил Петька Ионин. - Он у нас храбрее некоторых взрослых. В прошлом году кота на пожаре спас!
Максим подумал-подумал и выдал Ваньке билет:
; Смотри, чтоб потом без жалоб!
; А то! - просиял довольный Иван.
Пока разбирались с билетами совсем стемнело. Над входом в аттракцион ярко засветилась серебристая надпись «Комната ужаса: Зловещие мертвецы!», освещённая рыбацким фонарём. Зрители притихли и уставились на сарай.
Внезапно тишину прорезал ужасающий вой, такой жуткий, что у всех мурашки побежали по коже. Даже Максу стало не по себе, хотя он-то уж к таким звукам привык (ведь именно их Витька регулярно извлекал из своей скрипки во время музыкальных занятий).
- Прошу проходить согласно купленным билетам! - дрогнувшим голосом объявил Макс.
Но никто идти первым не решался.
Снова раздался страшный вой. Видимо мертвецы уже заскучали в ожидании.
- Ну, кто первый? - заторопил Максим. - Давай ты, Петька! Ты самый старший!
И Петька осторожно вошёл в сарай. Дверь за ним со скрипом закрылась и на мгновение он оказался в полной темноте. Вдруг где-то впереди раздалась леденящая кровь мелодия (Витька всё-таки нашёл в мобильном подходящую!), вспыхнул свет карманного фонарика, подвешенного на проволоке к потолку, и в его неясном качающемся свете Петька понял, что он уже не в сарае, а в каких-то зарослях, из которых на него таращатся ужасные светящиеся рожи. А впереди его ждала кульминация шоу.
Раздался уже знакомый скрежещущий вой и  издалека показалась длинная фигура в белом балахоне, которая медленно приближалась, вытянув руки. Неожиданно она снизу осветилась лучом карманного фонарика и Петька увидел мертвенно-белую физиономию с неестественно горящими глазами (в качестве грима Витька использовал всё ту же светящуюся краску). Затем всё опять погрузилось во мрак.
Больше всего на свете Петьке хотелось заорать и выскочить из сарая, громко хлопнув дверью. Но он помнил, что снаружи его ждут ребята помладше, а главное, девчонки. Поэтому сдерживая дрожь в руках, он нащупал в темноте дверь и вышел на улицу, сохраняя чувство собственного достоинства.
; Ну как? - посыпалось на него со всех сторон.
; Ничего так. Страшненько! - ответил Петька и задумчиво направился домой.
После этого зрители выстроились в очередь и начали заходить в сарай один за другим. Реакция у всех была разная. Девчонки в основном визжали и выскакивали, как ошпаренные. Мальчишки держались и крепились, чтоб не заорать и не выскочить раньше времени. А Лида Семёнова заходить забоялась. Она просунула в дверь только голову и так просмотрела всё шоу.
Заминка вышла только с маленьким Ванькой. От ужаса он застыл на месте и не мог произнести ни звука. Когда всё закончилось, он так и остался стоять, не шевелясь, и Максу пришлось вытягивать его из сарая за футболку.
В целом все зрители остались очень довольными и оживлённо обсуждая увиденное, разошлись по домам.

Когда их голоса стихли, Витька снял с себя белую ночную рубашку бабы Нюры, стёр тряпкой краску с лица и вышел на улицу. Там при свете рыбацкого фонаря Макс пересчитывал конфеты в обувной коробке.
; Хороший гонорар! - одобрил Витька.
- А то! - радостно подтвердил Максим.
Братья закрыли дверь сарая на щеколду и направились через огород и сад к дому. Было уже очень темно, месяц прятался за облаками, и тропинку приходилось угадывать почти наощупь. В темноте привычные кусты и деревья принимали причудливые формы. От земли пахло сыростью, и над травой лёгкой дымкой клубился туман.
Макс шёл позади брата и бережно прижимал к груди коробку с конфетами. Вдруг Витька неожиданно остановился, так что Макс с разгону налетел на него.
; Ты чего? - удивленно спросил Максим.
; Смотри! Что это? - прошептал Витька.
Макс выглянул из-за его плеча и увидел нечто странное, похожее на очень высокого и худого человека. Лица его не было видно, а длинные худые руки расставлены в стороны так, будто он намеревался схватить мальчишек в объятья. В темноте и тумане он выглядел жутко.
С минуту братья стояли в шоке, Макс только крепче прижал к себе коробку с конфетами. И в тот миг, когда они уже собрались заорать и помчаться назад, Витьку осенило: «Да это же пугало! Помнишь, стояло на грядках с клубникой!» Мальчишки облегчённо выдохнули.
; Совсем с ума сошли с этими ужасами, сами себя напугали, - пробормотал Максим.
С опаской поглядывая на пугало братья побежали по тропинке к дому, окна которого приветливо светились сквозь ветви яблони.

                3.

Утром братья проснулись от непривычного шума во дворе. Кто-то громко ругался под окнами. Максим высунулся из чердачного окна и увидел соседку тётю Любу, маму Ваньки, которая подперев бока руками кричала на растерянную бабу Нюру.
; А кто его лечить будет, если он заикаться станет, а? Запугали ребёнка, паразиты! Он вчера полночи заснуть не мог, то плачет, то в туалет просится! Вот я напишу заявление участковому, пусть их на учёт ставят! - кипятилась тётя Люба.
Над изгородью показалась голова другой соседки, тёти Нины, мамы близнецов Утёнковых, которые тоже вчера приходили на аттракцион.
; Правильно, Люба! - поддержала она Ванькину маму. - Мои тоже вчера все конфеты из дома перетаскали и напуганные пришли. Во двор в темноте боялись выйти! Понаехали тут городские — всех детей перебаламутили! И в кого они у тебя такие, Нюра?
; Знамо в кого, - проворчала баба Нюра. - Папаша-то ихний — режиссёр в театре. Вот и нахватались!
Макс тихо прикрыл окно занавеской и сел на Витькину кровать.
; Ну всё, Витёк! Влетит нам теперь, - прошептал он. - Как думаешь, она серьёзно в полицию напишет?
; Не знаю, - ответил сонный Витька. - Главное, чтоб родителям не сообщили, это страшнее!
Когда притихшие братья спустились с чердака к завтраку, хмурая баба Нюра жарила оладьи.
; Доброе утро, бабуль! - робко поздоровался Макс.
; Не очень-то доброе! - отрезала баба Нюра.
Поставив на стол миску с оладьями и банку сметаны она сказала:
; Всё, архаровцы! Мне родители наказали вас работой нагружать, а я сдуру пожалела, пусть, думаю, отдохнут от городских забот, окрепнут. Шабаш! С сегодняшнего дня будете пахать как положено, тогда и дурь разная в голову не придёт!
; А на реку хоть отпустишь потом? - со вздохом спросил Витька.
; А это как поработаете! План выполните — отпущу!
После завтрака баба Нюра повела мальчишек к сараю. Выдала лопаты, вёдра, а на дверь навесила большущий висячий замок.
; Это чтоб вы мне соседей не распугали! - сказала она.
Потом она привела братьев на картофельную делянку и показала фронт работы на день. Тяжело вздохнув, они взялись за дело.

Вечером усталые ребята пришли наконец к реке и с удивлением увидели своих вчерашних зрителей, ожидающих их с большим нетерпением. Особенно ждал их Ванька. Он залез на дерево, растущее на берегу, и едва завидев братьев закричал: «Идут! Идут!»
Все обступили их как героев, со всех сторон сыпались вопросы: «Ну как? Будет сегодня аттракцион? Когда приходить?»
Витька уныло махнул рукой:
; Всё. Закрыт аттракцион!
; Как это, закрыт? - возмутился Петька Ионин. - Может завтра?
; Навсегда закрыт, - сказал Витька.
; Да вы что? Мы же ещё фроловских позвали! А вы — закрыт!
Выяснилось, что целый день в Теньках только и разговоров было, что про аттракцион ужасов. Кто не видел - загорелся желанием посмотреть, а кто видел — мечтал повторить. Разговоры дошли до соседней деревни Фроловки, и оттуда  собирается придти целая группа зрителей. А тут — висячий замок!
; Ничего не поделаешь, - вздохнул Витька. - Сами виноваты. Зачем родителям нажаловались?
; Мы не жаловались! Мы наоборот! - закричали деревенские.
; А теперь всё! Нет аттракциона. А нам с Максом на огороде пахать, пока родители с курорта не вернутся и в город не увезут!
И расстроенные  братья пошли к речке.

                4.

На следующий день, когда Витька и Макс окучивали картошку, к бабе Нюре пришла делегация. Во главе её шёл Петька Ионин и Ванька, а за ними ещё человек восемь ребят.
; Здравствуйте, баба Нюра! - начал Петька.- Разрешите, пожалуйста, открыть аттракцион!
; Какой ещё акцион! - фыркнула баба Нюра. - Слова-то какие выдумал!
; Ну, который у вас в сарае! - сказал Петька и торопливо добавил. - Мы родителям объяснили, они согласны!
; Вот ещё! - возмутилась баба Нюра. - Согласны они! То полицией пугают, то вдруг согласны! У нас работы непочатый край, некогда ерундой маяться!
; Ну, ба-а-аба Ню-ю-юра! - заканючил Ванька. - Ну, пожа-а-алуйста!
; Последний раз говорю — забудьте про сарай! - рассердилась баба Нюра. - Работы столько, что мальчишкам за месяц не управиться! Идите прочь! Не мешайте!
Понурая делегация отправилась восвояси. Но за калиткой ребята остановились и начали о чем-то оживлённо спорить. Наконец, под общее одобрение Петька Ионин вновь отправился к бабе Нюре.
; А если мы все будем вам помогать? Тогда разрешите?
; Вот ещё! - усмехнулась баба Нюра. - У вас свои огороды есть! Или вы там уж всё переделали?!
; Честное слово, баба Нюра! Мы и вам поможем, и у себя успеем! Разрешите?
; Ну, не знаю,  - продолжала сомневаться баба Нюра. - Родители-то не заругают?
; Нет, мы их попросим. Пожа-а-алуйста!
Подумав ещё немного баба Нюра сказала:
; Значит, так. Если помогать станете, так и быть, прибирать в сарае пока не буду. А перед отъездом ребят один раз разрешу показать этот ваш акцион. Но только один раз! И бесплатно! Никаких конфет из дома не таскать!

С той поры жизнь Витьки и Макса переменилась. В огороде они теперь копались только до обеда и не одни, а с двумя-тремя помощниками. Глядя на их дружную работу, баба Нюра усмехалась и говорила: «Знала бы, что таких работничков Бог пошлёт, по весне бы в два раза больше насадила!»
После обеда она опять давала братьям полную свободу. Снова можно было купаться на реке, ходить на рыбалку и в лес, словом, наслаждаться всеми радостями деревенской жизни. Так что, когда мама и папа приехали забирать мальчишек в город, они с трудом узнали в загорелых и подросших пацанах своих бледных городских сыновей. Услышав рассказ бабы Нюры об их похождениях, мама долго ахала, а папа только расхохотался.
Настал последний день деревенских каникул.
Ещё с утра баба Нюра торжественно сняла замок с двери сарая, и мальчишки кинулись приводить в порядок свой аттракцион ужасов: подновили краску, починили чучела, а кое-что даже усовершенствовали. Например, приспособили в сарае мамин фен для волос. Он гудел каким-то потусторонним гулом и раскачивал потоком тёплого воздуха балахоны призраков и ветви над ними. Эффект был удивительный!
Папа первым сходил посмотреть шоу с мертвецами. Сказал, что в целом неплохо, но работу осветителя и гримёра покритиковал.
В саду под яблонями баба Нюра накрыла большой стол, напекла пирогов.
Зрителей набралось много. Притопали даже фроловские, человек десять. Пришлось срочно дорисовывать билеты с черепом и костями. Девчонок и маленьких мальчишек решили запускать в сарай по двое, а то артисты  стали уставать.
Шоу прошло с огромным успехом. Криков и визгу было даже больше, чем в первый раз. А всех напуганных зрителей приглашали к столу под яблоней, закусить впечатления пирогом.

Провожать Витьку и Макса в город пришли все их деревенские друзья. Расставаться было грустно, и чтобы приободриться, ребята начали вспоминать вчерашнее представление.  Особенно, смеялись над Лидой Семёновой, которая на этот раз решилась зайти в сарай, да в темноте потеряла дверь, стала ломиться в сторону главного мертвеца и чуть всё не испортила.
Ещё вспомнили, что пришлось большой компанией провожать фроловских до их деревни. Они боялись идти одни через тёмное поле.
  А потом Витька заявил, что у него уже зреют творческие планы на будущее лето. «Такого даже Голливуд не видел!» - заинтриговал он своих поклонников. И всем сразу стало весело.
Пока складывали в машину сумки, прощались и обнимались с бабой Нюрой, прибежал Ванька с полной корзиной больших спелых слив и, со словами: «Это вам! Сам с утра собирал!», вручил подарок Витьке.

Машина медленно пробиралась по просёлочной дороге, поднимая клубы пыли. Макс и Витька прильнули к заднему стеклу и смотрели-смотрели на удаляющийся дом бабы Нюры, окружающие его яблони, кривую скамейку у калитки. Рядом с калиткой стояла баба Нюра в белом платочке, а деревенские ребята махали руками вслед машине.
Витька почувствовал, что у него предательски намокли глаза, и чтобы совсем не расплакаться бодро заявил:
; На следующие каникулы едем только в Теньки!
; А то! - поддакнул Максим.
А воздух был наполнен сладким летним ароматом спелых слив, корзинку с которыми держала на коленях мама.







Рецензии