Крестьянская образцовая усадьба

Крестьянская усадьба в условиях все еще действующего крепостного права … звучит несколько фантастично и неправдоподобно. Неужели такое возможно? Возможно. Более того по всей стране было создано около 250 таких усадеб. Невозможно, скажете Вы!

Забегая вперед скажу, что крестьянская образцовая усадьба - это не усадьба для личного пользования, хотя бывало и такое, что усадьба передавалась в личное пользование крестьянской семье. Образцовая усадьба - прежде всего образовательное учреждение. Вижу, я совсем Вас запутала.

Начнем с того, что такие усадьбы создавались в рамках крестьянской реформы, проводимой, уже известным нам графом Павлом Дмитриевичем Киселевым. Цель создания подобных усадеб, на первый взгляд, и полезна, и благородна. Крестьян предполагалось обучить не только самым передовым способам обработки земли, но и управлению усадьбой. Но неужели крепостных крестьян кто - то обучал руководить усадьбой? Нет. Такая возможность была, только у государственных крестьян. Тут стоит пояснить, чем государственные крестьяне отличались от крепостных (помещичьих) крестьян. Государственные крестьяне были свободны. Но позвольте, крепостное право никто не отменял, воскликнете Вы, откуда же взяться вольным крестьянам? Первоначально государственные крестьяне состояли из числа тех, кто жил на не закрепощённых землях, позднее их число пополнялось за счет беглых помещичьих крестьян, однодворцев, церковных служителей, после конфискации их имущества. Таким крестьянам дозволялось вести торговлю, открывать фабрики, заводы, покупать и владеть на правах частной собственности "незаселенными" землями. Вот, Вам и крепостное право! Однако не стоит думать, что жизнь таких крестьян была легка и безоблачна. Нет, не в нашей стране. Крестьяне были обязаны платить подати в казну, кроме того на них лежали тяжкие повинности: устройство дорог, рубка и заготовка леса. А тут еще граф Киселев повелел повсеместно сажать картошку. Идея то была благая - подстраховать крестьян от неурожая, но идея была принята в штыки. Во многом это случилось и потому, что все делалось силой, для посадки отбирались лучшие участки земли, а крестьяне, получив приказ сажать картофель, увидели в этом признаки закрепощения, наступления на их общинные интересы. Подоспели слухи о некоем указе «о закабалении», а ещё в народе говаривали, что из картофелин вылупляются «мелкие животные гадины». Все как всегда, не любит наш народ реформы, страшится их.

Но не смотря на протесты низов, образцовые усадьбы создавались и принимали своих немногочисленных учеников. Министерство имуществ во главе с графом Киселевым, хотело во что бы то не стало заинтересовать крестьян передовыми идеями, как в земледелии, так и в управлении. Граф Киселев действительно многое сделал для русской деревни. Открывались школы, больницы, ветеринарные пункты.

Как работала усадебная система? Государство на свои деньги строило усадьбы, обучало будущих их управляющих на специальных учебных фермах. Затем крестьянин хозяйствовал в полученной усадьбе, а за это должен был платить налоги как за аренду усадьбы, так и различные денежные сборы по прежнему месту жительства. Простите за ремарку, но наше государство не обманешь ни сегодня, ни вчера - НИКОГДА!
Кто мог обучаться на учебной ферме? Как ни странно, эта возможность была как у государственных крестьян, так и помещичьих. Главное условие возраст: не моложе 17 и не старше 20 лет, здоровые, без видимых физических недостатков. Приветствовалось умение хотя бы посредственно читать и писать. На фермах преподавались основы Закона Божия, русская грамматика и чтение, чистописание, арифметика, изучались и обязанности государственных крестьян. Из специальных дисциплин – земледелие и полеводство, скотоводство, огородничество, садоводство, скотоврачевание, изучение различных ремесел.
Срок обучения на ферме разделялся на два двухгодичных курса. После окончания первого курса каждому ученику отводился участок земли (на полях фермы), который он должен был самостоятельно обрабатывать. За это он получал плату. На четвертый год самые лучшие воспитанники помещались в образцовых усадьбах при ферме, а менее успешные по очереди обучались «полному и правильному крестьянскому домоводству». Весь срок обучения составлял четыре года. По окончанию этого учебного заведения выпускнику выдавался аттестат.

В нашем городе образцовую усадьбу создали в Пятницкой слободе в 1846 году. Дом и хозяйственные постройки там были выстроены по планам, утвержденным графом П.Д. Киселевым. Первым управляющим усадьбы был орловский крестьянин Евтихий Дмитриев. Но что то не заладилось с его управлением и с 24 декабря 1853 г. усадьба была передана крестьянину д. Шарычина (Шарыкина) Кромского уезда Авдееву Александру Епифановичу. Как уже говорилось выше, не каждый желающий допускался до управления усадьбой. Прежде воспитанник должен был отличиться особыми успехами и хорошим поведением на учебной ферме и лишь после этого по особому распоряжению Министерства государственных имуществ допускался до управления усадьбой.

Но как известно, любому хозяину нужна хозяйка. Как могло министерство пустить на самотек такое важное дело?! Местному начальству поручалась роль поисковика -"свахи". Однако и тут министерство подстраховалось. Поэтому местные чины обязаны были сообщить министру уделов сведения о склонности этой будущей хозяйки к ведению дел. Частенько, за взятки отсылались липовые анкеты и, чтобы пресечь это были созданы училища для деревенских девиц, предназначенных в жены образцовым хозяевам. Бюрократическая машина достигла своего апогея: готовим и образцовых хозяев, и образцовых жен для них.
Управляющий Авдеев прошел обучение на Центральной Тамбовской учебной ферме, недалеко от Липецка. Свой аттестат Авдеев получил его 19 декабря 1850 г., окончив полный курс как теоретического, так и практического обучения. Почти по всем дисциплинам в нем значится оценка «отлично». Особенно успешен Авдеев оказался в изучении плотницкого дела.

Какие привилегии давал аттестат? Авдеев был освобожден от рекрутской повинности «доколе он будет вести себя честно и подавать добрый пример своим хозяйством и поведением другим крестьянам». Однако, отныне Авдеев не мог отлучаться из образцовой усадьбы и проживать в других местах. Его снабдили скотом лучшей породы, улучшенным земледельческим инвентарем, отборными семенами.
Образцовая усадьба в Пятницкой слободе занимала 21,5 десятины земли. В ней имелись: сад, огород, четыре поля (вика, картофель, яровые и пар), дом, гумно, овин и ток. Из скота – две лошади, три жеребенка, корова и десять овец. В доме Авдеев проживал вместе со своей семьей – жена, трое сыновей и дочь. Только старший сын оказывал помощь по хозяйству, а остальные дети обучались в уездном училище г. Орла. В зимнее время Авдеев занимался извозом - отвозил местных жителей в Орел и обратно.

Как мы помним, за использование образцовой усадьбы А. Е. Авдеев должен был выплачивать денежные сборы, так же как и сборы по прежнему месту жительства. Подобный двойной налог был для семейства обременителен, и поэтому он просил причислить их к крестьянскому обществу Пятницкой слободы. Вот тут то и начались проблемы! Крестьяне Пятницкого общества сочли для себя существование образцовой усадьбы бесполезной, решили сослать Авдеева с занимаемой им земли, а освободившуюся таким образом землю сдать в аренду кому-нибудь другому. Уже весной 1866 г. Авдееву было предложено «не делать никаких посевов». Усадебный дом рекомендовали передать под училище для Пятницкого сельского общества. В связи с этим, Авдеев обратился в управление государственными имуществами Орловской губернии с просьбой об освобождении его от заведования образцовой усадьбой, т.к. крестьянское общество Пятницкой слободы отказывалось принять его с семьей в свой состав. Однако, Министерство разъяснило ему что крестьяне не имеют прав распоряжаться усадьбой. За трудолюбие и достигнутые успехи как в хозяйствовании, так и обработке земли 28 декабря 1867 г. Министерство государственных имуществ приказало передать усадьбу в пожизненное пользование Авдееву. 20 июня 1868 г. государственный крестьянин А.Е. Авдеев был ознакомлен с этим решением, что подтвердил своей собственноручной подписью.

А что же Министерство, как оно отреагировало на нежелание крестьян принять усадьбу в состав крестьянского сообщества? Были сделаны и выводы, о том, что «учреждение образцовой усадьбы не принесло никакой пользы по распространению между крестьянами лучшего способа хозяйствования». Затем была попытка определить в усадьбу помощника из ботанического сада, высадить там сортовые деревья и создать образцовый сад. Но и эта идея не увенчалась успехом.
Современники считали Киселева классическим бюрократом, верящим в возможность устраивать реальную жизнь, издавая бумажные документы (законы, инструкции, постановления). Он не сознавал того факта, что бумага, чуждая реальным интересам, будет выброшена, не замечена, обойдена, неверно истолкована. Он верил в силу и право начальства устраивать жизнь страны по издаваемым им самим законам и распоряжениям. Но, стоит отдать должное, он был добросовестным бюрократом и, готовя бумагу, изучал жизнь, не жалел сил на сбор сведений, разрабатывал варианты решений. Николай I в шутку назвал его "начальником штаба по крестьянской части".

Так почему же образцовые усадьбы не принесли желаемых результатов? Ведь многим выпускникам по окончанию были выделены денежные средства и сельскохозяйственные орудия? Потому что, одни продолжали хозяйствовать «по старинке» совместно с родителями, другие работали по найму у помещиков, часть из них устроилась сельскими писарями, кто-то подался в Орел и даже в Москву. Проблема заключалась в том, что выпускники ферм оказались «чужими среди своих». Сельские общества не готовы были принять их в свою среду и не спешили перенимать у них прогрессивные методы ведения хозяйства. Например, еще один выпускник Центральной Тамбовской учебной фермы Котов Ефим Абрамович (окончил это учебное заведение в 1858 г.), хозяйствовал в родительском доме и считал, что у него «нет возможности показать себя против общества ученым человеком». В 1864 г. он пытался получить участок земли для создания образцовой усадьбы в д. Котова Богдановской волости Орловского уезда, но сход государственных крестьян этой деревни отказался выделить землю, пояснив, что «свободной земли для выделения не имеет»… Бывало и так, что крестьян не участвующих в эксперименте силой сгоняли в усадьбу на работу, бесплатную работу. Это тоже ни доверию, ни желанию учиться не способствовало.

Каков итог реформы графа Киселева? Неоднозначный. Реформа вызвала обострение борьбы государственных крестьян против усиления их эксплуатации крепостническим государством. Недовольны оказались все: и крестьяне, по причинам, рассмотренным выше и помещики, опасающиеся как бегства крестьян, так и отмены крепостного права, за которую так ратовал граф Киселев. Положение помещичьих крестьян осталось и вовсе за бортом бюрократической машины. Не любят у нас реформы … нет, не любят, ибо никогда неизвестно куда они приведут.

по  материалам   Рожкова И.В. Образцовая крестьянская усадьба середины ХIХ века в Пятницкой слободе.


Рецензии
Очень хорошо. Для меня это ново, думаю что и для многих других. Вы делаете очень нужное дело. Успехов Вам и разминуться с коронавирусом. С уважением Георг.

Георг Андреев   03.04.2020 10:03     Заявить о нарушении
Спасибо большое, и Вам творческих успехов!

Гайдамака Светлана   05.04.2020 14:27   Заявить о нарушении