Пока не остались только голос да слова...
Вечером того дня, когда в очередной роковой рамочке я прочла знакомое до боли сочетание имени-фамилии «Жанна Жемерина» (сколько раз оно звучало в моих собственных материалах и как подходяще для актрисы!), мой сын-студент сказал, увидев с порога мои зареванные глаза: «Я знаю, слышал по радио. Лиса Алиса...»
В сообщении о смерти актрисы не называли ролей Жанны, и если для взрослого парня имя Жанны Жемериной ассоциировалось с ее великолепной Лисой Алисой, это что-то значило (ведь благодарные и чуткие зрители, дети, не запоминают имен актеров) – уж очень она была обаятельна, ярка и неповторима в этой роли.
А для кого-то она осталась озорным Жиганом из «РВС», Мальчишем-Плохишем из «Военной тайны», Аистенком из «Аистенка и Пугала». Кстати, именно этот спектакль она играла в последний раз, за неделю до того... Трогательный, доверчивый, обреченный на гибель больной Аистенок, которого спасла дружба доброго Пугала.
Были и роли во взрослых спектаклях. Поклонники театра кукол помнят и эти звездные роли, и голос Жанны, и ее саму.
Ах, что это был за голос – глубокий, страстный, чарующий, лукавый, нежный, манящий, чуть капризный, удивительно женский! Голос, который не спутаешь ни с каким другим – он до сих пор у меня в ушах (наверное, не у меня одной) все эти дни.
А что это была за Галатея! Из-за такой женщины каких только глупостей не наделаешь, любой голову потеряет. А до чего, хороша была сексуальная разбойница Баба-Яга в спектакле «До третьих петухов»!
А как она играла в «живом плане» – как танцевала, пела, двигалась! Она была великолепной драматической актрисой, и неизвестно, каких высот достигла б, играя во взрослом театре. Ее дуэт с Котом Базилио из «Буратино» стал уже самостоятельным номером, украшая все праздники, юбилеи, бенефисы.
...Потом в разговоре с сыном мы вспомнили все ее и детские, и взрослые роли. Для меня было очень важно то, детское, восприятие теперь уже почти взрослого человека (а наша дружба с Кукольным началась в его неполные два года и продолжалась долго, без пропуска премьер, с просмотром каждого спектакля по нескольку раз). Оказывается, став совсем большими, они все-таки помнят роли в спектаклях своего детства, и ты навсегда останешься в памяти многих поколений маленьких зрителей, Жанна, яркими детскими воспоминаниями – лучшими воспоминаниями в жизни.
40 лет – ровно столько она проработала в театре. Пришла девочкой-школьницей и осталась навсегда. Кстати, и сама я помню спектакли своего детства, где она играла
«Приключения охотника Дамая», «Веселые медвежата», «Пятак и Пятачок»…
Она была удивительно молодой, веселой и одновременно мудрой, как Багира из «Маугли». Ее смех был заразителен, ее советам хотелось следовать. Не представляю, как перед спектаклем или во время антракта зайду в уютную актерскую кукольного, а там нет Жанны...
«В голубой осоке прячутся и дожди, и солнце, ой, кому- то нынче плачется, а кому смеется...» – ни одна долгая дорога на гастроли, ни одно застолье в театре, послепремьерное ли, в честь ли открытия-закрытия сезона не обходятся без этого своеобразного гимна кукольников. Сплетённые воедино два женских и один мужской голоса – обычно это были Жанна, Мила Марголина и Коля Кидяров, – а все остальные подпевали. «Как-то теперь будет звучать эта песня без Жанны?
…С ней прощались в театре, было много народа: все те же люди, кто приходил к ней на бенефисы. Все-таки . молодцы, кукольники, успели вовремя сказать ей все то, что она заслужила, и заслуженной артисткой она стала первой в этом театре, где много талантливых и ярких актеров.
Вот здесь она сидела на сцене, а здесь мужчины-актеры пели ей серенады и оды, стояли перед ней на коленях, носили ее на руках, забрасывали цветами, и все смеялись, а больше всех она, Жанна.
...И вот снова и цветы, и люди, и сама Жанна – только не смеется, и вообще – как не хватает ее необыкновенного голоса... И коллеги – ребята, так уважавшие Жанну Алексеевну, снова несут ее на руках, навсегда уносят из театра.
Она долго болела в последние годы, все чаще бывала грустной, но голос осавался прежним. Есть все-таки преимущества и у актеров-кукольников – за ширмой им не нужен грим, зрители видят кукол, которыми они управляют и которым отдают свой голос. Ей давали возможность отдыхать и работать, когда были силы, – этот коллектив в большинстве случаев обычный творческий коллектив со вытекающими отсюда последствиями, силен тем, что в беде подставляет плечо другу и умеет и радоваться, и болеть за товарища. Может потому на редкость стабильный.
Хорошие слова нужно говорить людям вовремя, пока живы – верная, хотя и простая в своей очевидности фраза прозвучала на одном недавнем юбилее очень xорошего человека. А любить их нужно еще и за то, что они уйдут.
«Любите меня, пока я жива. Пока не остались только голос да слова!» – пронзительная женская мудрость в словах бардовской песни. В моих ушах все эти дни страстный и нежный, глубокий и женственный, чарующий голос Жанны Жемериной.
«Курская правда». 23 МАРТА 1996 ГОДА
"Курян моих прекрасные черты", книга третья.
Свидетельство о публикации №217091801459