101. Школа даосов о передаче власти

101.

О ПЕРЕДАЧЕ ВЛАСТИ

Даосы всегда считали руководство страной очень сложным и неблагодарным занятием, поэтому предпочитали держаться подальше от царей и правителей. Человек, чем выше поднимается по общественной лестнице, тем больше становится зависимым и несвободным, а в результате получает только разочарования, потому что идеальной власти не существует в мире. Чтобы оставить о себе доброе имя, властитель должен не только стать совершенным человеком, но и уметь предвидеть все грядущие события, чтобы принимать нужные решения. Древние мудрецы полагали, что золотой век управления страной может наступить лишь тогда, когда народ, живя в достатке, забывает имя своего правителя. Чжуанцзы в своей притче говорит о том, как трудно найти настоящего царя, который мог бы успешно править страной.   

ПЕРЕДАЧА ВЛАСТИ
 
Раз Высочайший (1) Поднебесную решил оставить,
И предложил Бесстыжему, чтоб тот царём назвался,
Но тот сказал, что ему будет сложно страной править,
Что у него нет опыта царя, и отказался.

Тогда царь Устоявшего (2) уговорить пытался,
Стал говорить, что управлять страной не так и сложно,
Но тот, услышав это предложенье, отказался:
- "Стать Сыном Неба мне сейчас? Но это невозможно,

Меня хворь одолела. Мне здоровье бы поправить,
А для того, чтоб быть царём, всю жизнь нужно стараться,
Хоть Поднебесная важна, но не могу я править,
Тем более губить себя, с жизнью своей расстаться".

Тому лишь Поднебесную желательно доверить,
Кто управлять не жаждет, но страну может отстроить,
Такому лишь государю народ способен верить,
Резню кто из-за власти в Поднебесной не устроит.

Другой раз Ограждающий (1) решил оставить царство,
И предложил взойти на трон Способному Свернуться (3),
Но отказался тот, сказав: "Зачем мне государство,
Где не смогу свободно встать я или повернуться?

Стою я в центре времени и моего пространства,
Зимою - в шкуры, летом из трав в ткани одеваюсь,
Довлеет над моей жизнью привычек постоянство,
Которые в быту моём менять не собираюсь.

Весной пашу и сею, даю телу потрудиться,
А осенью я урожай богатый собираю,
С заходом солнца дома мне обычно сладко спится,
Я с удовольствием работаю и отдыхаю.

Средь неба и земли мне в моём доме жить привольно,
И мыслям своим я могу свободно отдаваться,
И провожденьем времени сердце моё довольно,
Тогда зачем ещё мне Поднебесной заниматься"?

От Поднебесной отказавшись, прочь он удалился,
Поднялся в горы и в лесах дремучих затерялся,
Тогда царь другу Земледельцу (4) власть отдать решился,
Но друг от управленья государством отказался:

- "Я от хозяйства так устал, которым управляю,
Зачем ещё страной вместо тебя мне заниматься?
Достоинствами ведь твоими я не обладаю,
И за тобой, великий государь, мне не угнаться".

Он тут же взял жену, детей и в странствие пустился,   
Опасность управления страной осознавая,
И до конца жизни на родину не возвратился,
Так поступают только мудрецы, власть отвергая.

Примечание

1. Даты правления царей Высочайшего и Ограждающего - 2357 - 2258 и 2257 - 2208 гг. до н. э.

2. Устоявшийся - мудрец Чжи-фу.

3. Способный Свернуться - мудрец Саньхау.

4. Земледелец из Каменных Дворов - мудрец Шихучжи Нун.

Есть ещё одна притча у Чжуанцзы, в которой говорится о том, что истинно честный и достойный человек никогда не возьмёт на себя ответственность распоряжаться судьбой многих людей, став властителем народа, потому что, чтобы быть Сыном Неба ;;, так называют императоров, или его приближённым, нужно быть идеально чистым и добрым человеком, своей чистотой подобным Небу, но обычно, к сожалению, во власти собираются негодяи и проходимцы. Поэтому, как и прежде, так примечателен стих, который написал в одним из своих романов американский писатель Курт Воннегут: «С правительством простился я, сказав им непременно, что вера – разновидность государственной измены». Чжуанцзы говорил, что мудрец тысячу раз подумает, прежде чем согласится приблизиться к власти. Об этом и сказало в его притче «Отказ от Поднебесной».

ОТКАЗ ОТ ПОДНЕБЕСНОЙ
 
Собравшись в поход драться с Разрывающим на Части,
Испытывающий спросил у Вспыльчивого Суя (1):
- "Что делать мне "? Сказал тот: "Решать - это в вашей власти,
Моё ли это дело? Дать совета не могу я".

- "Но кто же может мне помочь в делах своим советом?
- "Не знаю я", - ответил Вспыльчивый и удалился.
Тогда царь стал советоваться с Омрачённым Светом,
Но тот от разговоров о походе уклонился.

Врага разбив, царь, Вспыльчивому царство предлагая,
Хотел уйти. Но тот ответил в оскорблённом тоне:
- "Вы спрашивали у меня совета, полагая,
Что бунтарём я окажусь, вас заменив на троне.

А ныне выдать вы меня за алчного хотели,
Занять кровавый трон вместо себя мне предложили,
Как можно мне стерпеть то, что другие не стерпели?
Поступками своими меня дважды осквернили".

Сказав так, Вспыльчивый пошёл к реке и утопился.
Тогда царь стал советоваться с Омрачённым Светом,
Но тот от управленья царством тоже уклонился,
И удостоил лишь государя таким ответом:

- "Свергать кого-то высшего есть долга нарушенье,
Людей убийство чревато всегда проклятьем вечным,
Если другой кто-то, рискуя, шёл на преступленье,
То пожинать плоды мне, значит, стать бесчеловечным.

Нельзя служить тому царю, кто долг свой нарушает,
Нельзя дружить с пролившим кровь людскую лиходеем.
А тот, кто жалованье от сатрапа принимает,
То сам преступником стаёт таким же и злодеем".

Так Омрачённый Светом со своим царём простился,
В то время как придворные остались все на месте,
И, взяв огромный камень, в воде моря погрузился.
Он сделал это ради сохраненья своей чести.   

Примечанье

1. Вспыльчивый - Бянь Суй - придворный мудрец.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии
"Древние мудрецы полагали, что золотой век управления страной может наступить лишь тогда, когда народ, живя в достатке, забывает имя своего правителя."

Вот, вот и нам бы так (без всяких прогибаний в сторону "национального менталитета")!
Спросят: кто такой Путин?
А в ответ: м-м-м, Путин, Путин... где-то слышал я таковскую фамилию😁

Леонид Платонов   28.09.2017 09:21     Заявить о нарушении