Статья о творчестве Солона

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

(начало 6 в. до н. э.)
Солон – греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с будущим тираном Афин Писистратом. Сыграл важную роль во время войны Афин с Мегарой за остров Саламин, призывая афинян к борьбе в известной элегии:
«Вестником я прихожу с желанного нами Саламина,
  Но вместо речи простой с пенью я к вам обращусь…
  На Саламин мы пойдем, сразимся за остров желанный,
  Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!»
Интересна история этой элегии. Афиняне, утомленные войной за этот остров, издали закон, по которому под страхом смертной казни запрещалось обсуждать вопрос о возобновлении войны. Тогда, как рассказывают историки, Солон притворился сумасшедшим, пришел на афинский рынок и, опустившись на колени, стал декламировать элегию, в которой призывал к борьбе за Саламин. Эта элегия содержала сто стихов, из которых до нас дошло в отрывках лишь восемь.
Около 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом и посредником, задачей которого было разрешение трудной политической и хозяйственной ситуации в Аттике. Он провел ряд хозяйственных реформ: отмена долгов, лежащих на крестьянских хозяйствах, и рабства за долги, денежную реформу, унификацию мер и весов и т. д.  Эти реформы оздоровили сельское хозяйство и заложили основы развития ремесла и торговли.
Поэтическое творчество Солона было тесно связано с его политической деятельностью и выполняло публицистические функции. Влияние на его творчество оказал Архилох, а элегии порой напоминали о Каллине и Тиртее. Многими своими идеями Солон обязан Гесиоду. В поэзии Солон выражал свои политические взгляды, защищал проводимые им реформы, объяснял их значение.
«Народ созвал я, слова дав ему залог:
  Скажите ж, в чем нарушил это слово я?
  Свидетельнецей будет пред судом времен
  Из всех богинь Олимпа величайшая,
  Святая наша матерь, черная земля:
  Расставленных повсюду крепостных камней
  С нее я снял обузу, возвратил рабе
  Свободу. Многих я сынов ее вернул
  В Афины, в их отчизну благодатную…»
Солон выступал в роли наставника и моралиста, благодаря чему его причислили к семи мудрецам. Он поставил общественные интересы выше личных, но в то же время говорил народу, что он дал ему столько власти, сколько было надобно и не стоит превышать меру. Чрезмерная же свобода столь же пагубна, как и избыток несправедливости.
В моральных элегиях Солон изложил свой взгляд на счастливую жизнь. Они напоминают о Гесиоде, но Солон менее пессимистичен; он говорит о нужном богатстве, который дает сил прожить в трудное время. Основой же человеческого благополучия представляется ему – благосклонность богов, доброе имя среди соотечественников и честно нажитый достаток. Солон в своих элегиях выступает и против чрезмерной жажды богатства, говоря, что человек смертен и не может взять все свое имущество в загробный мир.
Человеческую жизнь Солон разделил на 10 семилетних периодов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Сам он хотел жить 80 лет. На эту тему Солон спорит с Мимнермом, считавшим, что  жизнь старика бессмысленна.
Язык Солона близок к эпической традиции: живой, выразительный и понятный простому народу.


Рецензии