Статья о творчестве Плутарха

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

(до 50 – после 120 гг. н. э.)
Плутарх – греческий философ и биограф. Проживал в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику и риторику. У платоника Амония брал уроки философии. В этом предмете Плутарха интересовало ее практическое приложение.
В молодые годы Плутарх много путешествовал: посетил Грецию, Малую Азию, Египет, Рим. В Херонее он собрал в своем молодежь и создал «частную академию», в которой играл роль наставника и лектора. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах. Древние не признавали Плутарха оригинальным писателем – в основном он собирал и обрабатывал то, что другие мыслители написали до него. Но в обработке Плутарха произведения обрели новый облик.
Тематически его труды можно разделить на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные годы сочинения, под названием «Этика» (философские и дидактические произведения); вторая – это биографии.
В «Этике» мы видим около 80 сочинений. Самые ранние: «Похвала Афинам», «Фортуна и ее роль в жизни Александра Македонского». Самым характерным из философских трактатов является сочинение «О состоянии духа». В воспитательных целях задуманы сочинения: «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости». Плутарх занимался также и вопросами любви и брака. В «Этике» были произведения приближенные по своему характеру к научным докладам: «Платонические вопросы», «О сотворении души в «Тимее». Интересно он раскрывал вопросы религиозного характера: «Пифийские диалоги» - касались оракула Аполлона В Дельфах, «Об Исиде и Осирисе» - раскрывал интерпретации мистерий Осириса. О древностях Плутарх рассказывает в сочинениях: «Греческие вопросы» и «Римские вопросы».
Однако своей славой Плутарх обязан не «Этике», а биографиям. Во вступлении к «Жизнеописанию Эмилия Павла» сам Плутарх, очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописания привлекательны, то и отрицательный пример тоже воздействует на читателя. Плутарх следует учению перипатетиков, которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель (Аристотель). Плутарх выстраивает биографии согласно их схемам, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность и смерть героя. С материалом биографий Плутарх поступал довольно свободно, считая, что пишет литературный портрет, а не историю. Так родились эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика. Однако, они имеют и историческую ценность – Плутарх обращался к материалам, которые уже не доступны в наше время. Писать биографии Плутарх начал еще в юности. Вначале его заинтересовали знаменитые люди Беотии: Гесиод, Пиндар, Потом стал писать о людях всей Греции: Леониде, Аристомене, Арате Сикионском и др. Во время пребывания в Риме, он создал биографии римских императоров. И только в поздний период им было написано знаменитое произведение «Сравнительные жизнеописания». Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Всего было 23 пары, представленные в хронологическом порядке.
До конца античности Плутарх пользовался славой воспитателя и философа. До наших дней популярностью пользуется его произведение «О воспитании детей».


Рецензии