Культпоход

                Корабли, как ветры, палубы блестят.
                Моряки одеты, словно на парад.
                «Кто такие, братцы?» – восхищен весь свет.
                «Тихоокеанцы» - слышится в ответ.
                (Песня «Полный вперёд», музыка Е.Казановского, слова Л. Французова.)

         Как я уже писал, весной 1977 года наш крейсер «Адмирал Сенявин» поставили  для очередного планового ремонта в сухой док, где мы и простояли почти всё лето, три летних тёплых месяца были мы там. Для ремонта на корабль ежедневно стало приходить очень много рабочих, около двухсот человек. Они всё на корабле чистили и убирали, красили и клеили, заодно меняли кое-какие механизмы, даже отскоблили и по новому покрасили все днище крейсера ниже ватерлинии. В общем, готовили корабль к несению боевой службы.

         А чтобы никто им не мешал, многих матросов перевели с корабля на другие корабли, на другие службы. Конечно, это было правильное решение, потому что много было служб ненужных во время ремонта. Корабль опустел. Вместо почти 1800 человек на нём осталось едва ли девятьсот.

         Но наш ДЖ(дивизион живучести) не тронули, мы остались в полном составе. А как иначе? Надо же кому-то следить за работой корабельной противопожарной системой. Мы трюмные матросы исполняли свои обязанности сантехников и аварийных групп.
Вообщем МЧС. как сейчас говорят.
 
    И артиллеристов оставили полностью. Всё-таки наш крейсер теперь есть береговой оборонительный форт вооруженный до зубов артиллерией и ракеты имелись . А какая оборонительная точка без артиллеристов!

         Каждый знает, что когда какой-то мастер делает свою работу и над ним стоят наблюдателями несколько человек, то работа не так получится, обязательно мастер будет нервничать. Поэтому остававшихся на корабле моряков, чтобы не мешались у рабочих под ногами, начали часто отпускать в увольнение на берег. По субботам водили строем в баню, а по воскресеньям в культпоходы. Конечно выходили мы туда не всем составом, а группами, нельзя же боевой корабль просто так оставлять.

        Моя история как раз о одном запомнившимся культпоходе.

        Как-то в очередной раз наш командир, капитан-лейтенант Сургачёв, разделил наш ДЖ пополам. Одну половину оставил на корабле, другую, куда вошёл и я, повёл в культпоход.

        Половина дивизиона живучести бодро сбежав с корабля, построилась и зашагала упругим строевым шагом по Корабельной набережной города Владивостока. Гуляющие останавливались, с улыбками глядели, как мы, чеканя шаг, шли мимо.
 Красивое зрелище – военные моряки, чёрная форма и бескозырки в золоте. ( готовились за несколько дней. )
 
 - Пришли мы к месту, где рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог на Корабельной набережной стоит на вечном приколе знаменитая подлодка времён Великой Отечественной войны С-56. Стоит на берегу, на подпорках, целиком стоит, нисколько не повреждённая. За всё время существования СССР лодка эта была единственной, что носила звание Краснознамённой и Гвардейской.

        Когда мы подошли к ней, оказалось, что нас там уже ждали. По сравнению с нашим крейсером длиною в 210 метров и шириной 23 метра, лодка казалась нам маленькой и узенькой. Запускали нас на неё по десять человек.

        Подивились мы тесноте подлодки, ещё больше удивились, когда побывали в её тесных отсеках, спальные места для матросов располагались рядом с торпедами. По очереди поглядели мы прямо из подлодки в перископ.

        Рассказали нам и о знаменитом кругосветном плавании, которое экипаж подлодки совершил в военное время. В кругосветку они вышли  5 октября 1942 года из Владивостока, прошли Тихий океан и пришли к берегам Америки, через Панамский канал перешли в Атлантический океан, переплыв через него, помогали отражать врага совместно с нашим Северным флотом. Уже после войны, В 1954 году, лодка совершила еще один трансокеанский переход - по Северному морскому пути. Из Мурманска через Ледовитый океан вернулась она на свой родной причал, в город Владивосток! И почти всё время лодка шла в надводном состоянии. За время войны на северном флоте потопила 12 или 15(данные разнятся) вражеских судов. Командиром на ней был капитан-лейтенант Георгий Иванович Щедрин, Герой Советского Союза. Вот такой была её героическая история. Очень серьёзной и познавательной для нас была эта экскурсия.

        После посещения лодки С-56, нас повели в музей Тихоокеанского флота. Экспозиции музея посвящены боевой истории Тихоокеанского флота. В залах его, кроме оружия, стоят модели всяких разных боевых кораблей русского флота,и  во времена русско-японской войны с первыми подводными лодками, конечно-же были представлены боевые корабли и лодки уже в наши советские времена.

        В одном из залов музея мы остановились возле двухметровой модели своего корабля – крейсера «Адмирал Сенявин». Все сгрудились вокруг. Каждый старался увидеть именно свой пост, мы искали различия в раннем и сегодняшнем состоянии крейсера. Модель крейсер стояла под стеклянным колпаком и это правильно, иначе бы каждый из нас хотел бы пальцами раздвинуть его составляющие и заглянуть внутрь. Модель показывала каким корабль сошёл со стапеля, на нём не было многого, не было и вертолётного ангара, за который отвечали мы. Был он тут с четырьмя башнями главного калибра, а не с двумя, как сейчас. Это буквально за год до моей службы убрали две башни и на их месте устроили огромный ангар для базирования вертолёта КА-25.

        После музея мы опять-таки шли строем по улицам города, радуя жителей и молодых девчонок из школ.
А вел нас, наш офицер каплей Сургачёв в театр, посмотреть на местных балерин
К назначенному времени пришли к зданию Приморского краевого драматического театра имени Горького, в котором бывали не раз. Через знакомые двери вошли в него и сели по местам.  Не помню уж какую пьесу мы смотрели. Но помню, что весь спектакль из-за кулис время от времени истошно орал мужской голос: «Марина, я есть хочу!». Мы же, услышав его, каждый раз смеялись. Всех нас веселила эта ситуация с голодным парнем.

        Спектакль закончился поздно. Уже в темноте мы вышли из дверей театра. Началось построение. А пока собирались и строились, смотрели как артисты выходили из театра и расходились по домам. Вышла из дверей и знакомая актриса девушка Марина под руку с парнем. Матросы, узнав артистку, завеселились и закричали:
- Эй! Марина! Повела что-ли голодного кормить?
Она засмеялась и объяснила:
- Это мой муж. Мы с ним вместе здесь в театре играем. - и добавила, обращаясь к нам, - Хороший спектакль сегодня получился. Ребята, приходите чаще к нам в театр. Мы вам всегда рады.

        Теперь по прошествии десятилетий, понял я, что время пока мы стояли в доке и еженедельно ходили в культпоходы, было свежей отдушиной от серых служебных будней.
 Мы думали, что так положено ходить матросам в еженедельные увольнения и в культпоходы по театрам. Теперь понимаю, что так не положено.
          просто нам ПОВЕЗЛО.

        А когда корабль был отремонтирован, служба продолжилась.
Выходы в море, потом БС, затем опять выходы и тд. Нас уже никуда не отпускали с неё. Опять пошли долгие месяцы морской службы, промелькнувшие к моему удивлению неимоверно быстро.


Рецензии