Ч. 14 Подводная лодка в роли сэндвича

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/15/1989

По понятной причине для подводников ночь и день – представления весьма условные.  «Ночью» 14 июня подводники встретили первый лёд. Его обнаружили новой электронной аппаратурой.

 Через перископ видели, что его тень заслонила солнечные лучи. Хотя этот лёд опасений не внушал, но командир лодки приказал уменьшить скорость хода.

Вскоре проходили под плавающими льдинами шириной сорок ярдов (36,6 метров) и толщиной до двадцати футов (6 метров). Наблюдение показало, что лёд покрывал шестьдесят процентов поверхности. Такого Андерсон и Лайен не ожидали. Они находились ещё в относительно низких широтах, поэтому предполагали, что льда должно быть гораздо меньше.

Подводная лодка была как начинка сэндвича – сорок пять футов под килем до морского дна, и меньше двадцати пяти футов от верхней части рубки до льда. В двадцать минут первого «ночи» подводная лодка прошла под огромной льдиной, которая сидела в воде с осадкой до тридцати футов от поверхности воды.
 
Командир «Наутилуса» и доктор Лайен выразительно переглянулись. Когда полярный лёд перемещается на юг через горловину Берингова пролива, то у берегов образуются множество торосов, погружая лёд всё глубже в воду.

 В тёплое время паковый лед тает, а торосы остаются у берега. Потом они отрываются и уходят в море.

Исследованиями льда в этих местах никто не проводил, поэтому Андерсон думал о том, что случится, если подводная лодка столкнётся с глыбой льда, оторвавшейся от сибирского берега. Он и Лайен знали, что такие глыбы сидели в воде ещё глубже, чем глыба, встреченная ими. Андерсон не хотел бездумно рисковать. Он приказал вахтенному офицеру повернуть назад, чтобы искать другой проход.

Юмористы, выпускавшие стенную газету, написали: «Секретно». Лейтенант Харви хочет знать, чей это лёд нам помешал, русский или американский».

«Наутилус» шёл по такому мелководью, что пришлось немного всплыть, рискуя быть обнаруженными. Но иного выхода не было. Подошли к острову св. Лаврентия. В перископ не было видно льда, на море стоял штиль. Внезапно приборы показали наличие льда. Оказалось, что сидели в воде две чайки. Такая чувствительность аппаратуры порадовала подводников.

Теперь Андерсон решил пройти не сибирским каналом, а аляскинским. Самые суеверные подводники вспоминали течь и пожар перед походом. Обошли остров св. Лаврентия с восточной стороны. Глубины стали резко уменьшаться.

Всплыли до шестидесяти пяти футов. От киля до дна оставалось сорок пять футов. Продвигались очень медленно. Неожиданно посыпались неприятности. Отказал главный гирокомпас. Его ремонтом занялась штурманская служба. Вахтенный офицер доложил, что впереди по курсу видит на горизонте мачту.

Андерсон бросился к перископу, надеясь, что высунувшаяся из воды рубка останется незамеченной. Сначала он подумал, что это не мачта, а шноркель, но, вопрос, чей? Может, русской подлодки, но что она делает в этих пустынных водах?

Оказалось, что это плавающее бревно с торчащими сучьями, которое стукнулось о перископ, но, к счастью, не повредило его. Гирокомпас удалось восстановить. Подошли к Берингову проливу, контролируемому радиолокационными установками. Андерсон надеялся пройти его на перископной глубине или даже глубже.

17 июня увидели острова Диомида. Большой Диомид принадлежит русским,  а Малый Диомид – США. Его население составляет одна эскимосская деревушка. Шли на перископной глубине, надеялись пройти пролив незамеченными. Миновали Берингов пролив и вошли в Чукотское море.

Оно тоже мелководное. Если бы им удалось пройти четыреста миль и пересечь Чукотское море, то выход в арктический бассейн был бы открыт. К сожалению, вскоре начались ледовые поля, лёд которых по прочности равен низкосортному бетону. Первое поле обошли, но с другими так не получилось.

Погрузились на глубину 110 футов. Шли на средней скорости. В долготе 168 градусов 39 минут пресекли Северный полярный круг. Обрадовались, но ликование по этому случаю быстро улеглось. Глубины моря   стали быстро уменьшаться.

Тогда Андерсон решил всплыть. Вокруг была чистая вода. Чтобы наверстать время, потраченное на выход из Берингова пролива, командир «Наутилуса» решил следовать в надводном положении. За семь часов прошли девяносто миль. Всё шло хорошо до параллели 68 градусов 30 минут, пока вахтенный офицер не доложил, что весь горизонт закрыт льдом.

Сначала решили, что наконец-то вышли к паковому льду, погрузились и были уверены, что всплывут в другой части света в районе Гренландии. Шли со скоростью восемь узлов. От киля до дна было хороших сорок футов, а над рубкой до льда – от двадцати до пятидесяти футов.
 
Андерсон считал, что они давно идут под паковым льдом и распорядился увеличить скорость до десяти узлов, а сам пошёл смотреть кино под названием «Горячая кровь».

Но в двадцать три часа 17-го июня   его разбудил по трансляции вахтенный офицер, попросив прийти в центральный пост. Оказалось, что подводная лодка прошла подо льдом, погружённым в воду на шестьдесят три фута! Только восемь футов отделяли рубку ото льда.

Андерсон приказал увеличить глубину и отклониться влево. В результате этого маневра «Наутилус» отделяли от океанского дна двадцать футов. В этот момент Альфред Шаретт, гидроакустик первого класса, доложил, что прямо курсу две огромные ледяные глыбы.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/20/1491


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.