Развитие разговорной речи

Развитие разговорной речи — один из ключевых сензитивных периодов возраста до трёх лет.
Он так же один из самых ранних и длительных — начинается ещё внутриутробно, так как собственный слух плода уже формируется с 3 по 5 месяц беременности, а закрывается возможность освоения речи годам к десяти.
В литературе описаны случаи, когда взрослые уже люди под гипнозом, извлекая из подсознания, дословно точно воспроизводили фразы, которые они слышали будучи ещё в утробе матери, и которые ни от кого не могли слышать позже, уже родившись.
Так же история сохранила случаи, когда находили детей, росших более десяти лет вне речевой среды. В лесу или в изоляции. Одного из таких детей, «Аверонского дикаря», мальчика, который до двенадцати лет был изолирован от человеческого общества, около пяти лет наблюдал французский врач Жан Итар. Его труды переводила и изучала Мария Монтессори.

Человек рождается с потенциалом и обладая механизмом для овладения языком, речь же свою он создаёт сам.
Физиологически говорение очень непростой процесс, в котором задействованы губы, язык, челюсти, горло, связки, мышцы... Отвечает за речь кора головного мозга.
Речевой аппарат, чтобы полноценно функционировать, должен быть созревшим и работать скоординированно. Поэтому выделяют доречевой и собственно речевой периоды. Понимание речи, "внутренняя" речь созревает раньше способности говорить. И этот доречевой период длится примерно до года.

Младенец изначально выделяет человеческую речь, особенно мамину, изо всех остальных окружающих звуков и имеет к ней исключительный врождённый интерес. Новорожденный внимательно наблюдает за движениями губ говорящего человека, наклонившегося над ним. Примерно к двум месяцам, когда миелинизация доходит до уровня шеи и связок, ребёнок способен управлять голосом, меняя тональность издаваемых звуков.
И уже в это время важно, чтобы родители общались с малышом, вели так называемый интонационный диалог (подробнее о нём http://www.proza.ru/2017/03/12/937).
В моей практике были случаи, когда родители полуторагодовалых, двухлетних и почти трёхлетних практически не говорящих детей даже не подозревали, что с ребёнком уже давно можно разговаривать, общаться. При этом, когда мы пробовали этим малышам, увлекшимся занятиями и что-то мурлыкающим себе под нос, отвечать их же звуками, подражая, дети смотрели восторженно, радостно и удивлённо (меня слышат!). И затем начиналась игра — то взрослый повторял за ребёнком издаваемые им звуки, то ребёнок за взрослым. При этом возникали очень тёплые доверительные отношения, чувствовалась благодарность детей, выражаемая без слов — взглядом, движением, прикосновением, приглашением к игре.

Но вернёмся к новорожденным. Первые три месяца жизни идёт слуховой период, двухмесячный младенец способен поворачивать голову на звук. Примерно к четырём месяцам у ребёнка могут появиться согласные звуки, а к пяти — шести можно разобрать слоги — ма, па, ба, да... Интонационный диалог становится богаче. Повторяя за малышом издаваемые им звуки, стараясь копировать его интонацию, мы тем самым поддерживаем его успешность. Он понимает, что ему отвечают, что он участник общения, и ему это очень нравится. Когда мы разговариваем с ребёнком, например, предупреждая его о процедурах, которые собираемся с ним делать (купать, переодевать, кормить и т.д.), ребёнок внимательно смотрит на наши двигающиеся губы, язык, лицо, изучает как мы говорим - как именно мы это делаем.
Важно помнить, что скорость восприятия малыша гораздо меньше, чем у нас, взрослых. Поэтому, мы замедляемся и проговариваем слова медленно, чётко артикулируя. Это важно. Ребёнку это очень помогает.

Читать и петь ребёнку, ставить слушать гармоничную музыку, позитивные песни можно начинать ещё до его рождения, а в пять — шесть месяцев ему уже нравятся простые реалистичные стишки с повторяющимися фрагментами (мы не используем книги, тексты, в которых предметы и животные одеты как люди и разговаривают, подробнее смотрите соответствующую тему http://www.proza.ru/2017/03/12/752), нравится, когда мы, замедляясь, называем предметы. Надо запасаться терпением, потому что называние (с неограниченными повторениями) - один из важнейших методов развития речи.
Можно ставить слушать и записи иностранных языков, но это тема отдельного разговора.

Из вещей, которые мешают речевому развитию, не могу не назвать соску пустышку. Некоторые дети её совсем не принимают. А те дети, которым она помогает удовлетворить естественный сосательный рефлекс, нуждаются в ней только до 3-5 месяцев, так как к 5-му месяцу сосательный рефлекс уже угасает. Дальше формируется плохая привычка, зависимость (подробнее о влиянии пустышки http://www.proza.ru/2017/03/13/2080).
Опосредованно замедляют речевое развитие так же памперсы, так как они сбивают тонкие естественные настройки организма — ребёнок не может изучить и понять связи между причинами и следствиями, это мешает развитию произвольной регуляции в целом (подробнее в теме о переходе на горшок http://www.proza.ru/2017/03/11/2262).
Для развития речи важно качество сенсорной интеграции, важно чтобы передача информации шла полноценно и гармонично. Соответственно, нарушения сенсорной интеграции так же не могут не влиять.

После пяти — шести месяцев малыш уже пробует, интонируя, повторять звуки за нами, взрослыми, имитирует различные звуки, которые слышит. Есть семимесячные малыши, которые уже пытаются повторять за взрослыми простые слова, но не очень внятно и без понимания, механически.
Восьмимесячный ребёнок очень заинтересован в звуках, которые производит сам, это главная точка интереса. Он постепенно начинает связывать названия предметов с предметами и имена родственников с ними самими.

В девять месяцев, когда адаптацию к жизни после рождения можно считать состоявшейся, ребёнок, которым и с которым занимаются, становится легче (у него сходит лишний младенческий жирок) и активнее в движениях — достаток как макродвижений, так и мелкой моторики чрезвычайно важен. Движение — необходимое условие жизни и развития, база всей нервной деятельности. Это положительно влияет на развитие в целом.
Большинство детей знают своё имя, реагируют, понимают, когда к ним обращаются.
В этой связи важно как мы называем своих детей (об этом подробнее в соответствующей теме http://www.proza.ru/2017/03/02/2012), называем ли мы их по имени, или только — малыш, кроха, мой карапуз — это так же негативно, замедляюще сказывается на развитии, в том числе и на речевом.
Многие девятимесячные дети уже понимают, что у слов есть смысл и показывают части тела, когда их называют. Им очень нравится слушать, когда люди разговаривают.

Чуть позже ребёнок уже способен выполнить простую просьбу, обращённую к нему. После десяти месяцев, когда фонетическая карта языка в основном сформирована, малыш может уже своим способом называть разные предметы одним и тем же звукосочетанием с разными интонациями (например всё круглое — колесо, шарик, мячик - "бамба"), тренирует разные связки звуков, повторяя их снова и снова. Мы не останавливаем и не мешаем.
Ближе к году ребёнок показывает на картинки в книге, на предметы пальчиком и вопросительно смотрит или издаёт какой-то характерный звук, просит назвать.
Дети очень любят слушать одни и те же семейные истории, были из жизни, можно при этом рассматривать семейный альбом. Пополняется словарный запас, развивается память, закрепляется чувство "вместе", принадлежность к семье, к роду (ощущение "корней", защищенности, тыла).

Примерно около годика начинается речевой период развития. Годовалый малыш понимает уже очень много слов и может произнести слово намеренно. Ребёнок учится говорить "нет", а количество слов в его активе, начиная с четырёх — пяти, возрастает от месяца к месяцу. Двухлетний ребёнок может иметь около 200 слов в активном словаре - в полтора — два года идёт так называемый "взрыв языка", а трёхлетний — обладать совершенно сформировавшейся речью и говорить даже изысканно, используя научные термины.
Есть дети двух с половиной лет, которые достаточно связно выражают свои мысли и высказываются о будущем. Здесь, разумеется, важно принимать во внимание и личность ребёнка, все дети разные.

Подробно динамику периода речевого развития приводить не буду. Многие из читающих мам и так уже могут быть в недоумении, в растерянности или расстроены. Да, к сожалению, таких детей, которые начинают говорить в год, сейчас не много. Но я бы не стала, отмахнувшись, как это делают некоторые, говорить, что это всё нормально, и пусть так и будет.
О некоторых из причин задержки речевого развития уже упоминалось в теме, посвященной интонационному диалогу. Имеет смысл дополнить этот список.

В целом, если ребёнок развивается нормально, важна скорее последовательность изменений, а не точные сроки. Критично, если в полтора года ребёнок вообще не издаёт явных звуков. Важно прежде всего проверить слух и органы речевого аппарата, а уже затем, если всё в порядке, пройтись по причинам задержки развития речи. Может быть, можно создать более благоприятные условия дома для развития ребёнка.

В наши дни, в связи с качеством родовспоможения, у многих новорожденных есть проблемы с шейным отделом позвоночника. Ребёнок может быть вполне здоров, в выписке вы не найдёте ни слова, но если шейный отдел даже немного пострадал, это не может не сказаться на речевом развитии. Нужна помощь грамотного, опытного, доброго и успешного остеопата. Важно сделать надёжный выбор, чтобы не навредить, не испугать малыша. Но в моей практике уже очень много случаев, когда с виду здоровые дети после одного сеанса остеопата сразу же начинали гораздо лучше говорить, чем до этого посещения.

А теперь вспомним, что основные образцы речи ребёнку дают родители в повседневной жизни, иногда думая, кстати, что ребёнок их не слышит или не понимает.
Важна свобода самовыражения, которая принята в семье и будет доступна ребёнку.
Важно, говорят ли родители друг с другом, делятся ли чувствами, впечатлениями, событиями.
Важно, насколько их речь грамотна и красива, полноценна. Сейчас есть молодые родители, которые общаются друг с другом в стиле sms-сообщений.

Не хочется здесь вдаваться в описание исторического периода, в который мы с вами живём, но после внешнего контроля и цензуры "весы" качнуло в противоположную сторону, и это не могло не отразиться на жизни общества. Педагоги, давно работающие в школе, имеют возможность сравнить культуру речи и общения школьников лет 20 назад и сейчас. А это же завтрашние родители... От каждой семьи зависит в каком мире мы будем жить завтра.

Очень сильно влияет эмоциональный фон в семье, насколько атмосфера дома спокойная и благожелательная. Однозначно большой вред наносят: телевизор (мультфильмы до трёх — пяти лет, в том числе не полезны), постоянно работающий компьютер, айподы (дети развиваются в активном движении, а не сидя часами, "загружаясь" мелькающими картинками), постоянный шум или громкая музыка дома, резкие электронные звуки и звонки.

Не случайно развитие языка идёт параллельно с другим ключевым сензитивным периодом развития до трёх лет — порядком. Язык — система символов. Порядок, постоянство и гармония дома, в обстановке и последовательности повседневных дел значительно влияют на развитие детей, в том числе на речевое развитие.

Для развития речи ребёнка важно, чтобы мы говорили не сюсюкая, называя вещи своими именами, не используя неуместные сокращения, аббревиатуры, словечки типа "кака" (можно же сказать как есть — мусор).

Важно отвечать на все попытки ребёнка к общению, иметь терпение выслушать. Для малыша, внутренняя речь которого созрела, а речевой аппарат ещё не готов, большое мучение пытаться объяснить что-то, произнести вслух. А если от ребёнка отмахиваться - "ничего не понимаю, замолчи лучше", то он может совсем замкнуться в себе. Трудностью для произношения слов является, в частности, очень объёмная мышца языка ребёнка, - только со временем язык становится более плоским и ребёнку всё легче произносить слова чётко выговаривая. На нет сходит так называемый "детский язык" и пропадает "каша во рту". Есть ситуации, когда ребёнку важно услышать — да, я слышу тебя, я тебя понимаю, всё хорошо!

До того момента, как речь малыша станет ясной, важно его понимать и, выслушав полностью, проговаривать вслух то, что он сказал, подтверждать, что вы его поняли. Но! После того, как он уже станет способен говорить понятно, важно "не понимать" его раньше необходимого. Иначе у него не будет мотивации для дальнейшего развития. Дети по своей природе, в определённом смысле, очень рациональны. Зачем говорить, если и так понимают?
Если в семье есть старшие дети, они особенно хорошо понимают ещё недостаточно хорошо говорящих малышей, даже предугадывают их желания. С ними необходимо обсудить ситуацию и объяснить, что так младший ребёнок долго не сможет научиться хорошо говорить, что такое предугадывание ему не на пользу.
Можно даже намерено просить ребёнка — объясни ещё раз, пожалуйста, мне подробнее. И обязательно поблагодарить, когда малыш выполнит вашу просьбу.

Исключительно важным моментом является желание ребёнка говорить. Бывает, что дети молчат до четырёх — пяти лет по психологическим причинам, так как нечто стало помехой на пути их развития, а потом вдруг ситуация меняется, и они начинают говорить полными предложениями, совершенно "взрослым языком". Чаще всего, молчунам нужна помощь, которая может заключаться в свободе самовыражения, в обретении выхода и стимулов.
Взрослые, которых подавляли в детстве в период формирования языка, могут выражать чувство неуверенности и неполноценности в различных трудностях, связанных с речью:
- в неуверенности, ложной стеснительности при говорении;
- в неуверенности и затруднениях при формировании и подборе слов;
- в трудностях, связанных с построением предложений;
- в медлительности речи или, наоборот, в чрезмерной торопливости и "проглатывании" слов;
- в "проглатывании" окончаний;
- в использовании слов паразитов;
- в заикании и других нарушениях артикуляции.

К психологическим причинам нежелания говорить я бы отнесла родительский идеализм, когда из ребёнка с пелёнок пытаются сделать вундеркинда, перегружают его различными карточками и занятиями (Монтессори педагогика занимается естественным своевременным развитием, а не так называемым "ранним"). Вред от таких занятий может стать и не только психологическим — при чрезмерной перегрузке срабатывают защитные гормональные механизмы и образовавшиеся нейронные связи начинают распадаться, вследствие чего ребёнок начинает забывать то, что ранее запомнил.

Мешает речевому развитию, когда взрослые или старшие дети постоянно исправляют ребёнка. Дети в районе двух лет могут путать мужской и женский род, единственное и множественное число и так далее. Это как раз нормальное, временное явление. Мы вообще не исправляем детей, не вышучиваем, не позорим назидательно прилюдно, не сравниваем с другими детьми, а снова и снова терпеливо и спокойно говорим понятно и грамотно.

Итак, нам, взрослым, важно не мешать ребёнку, не создавать на пути его развития препятствий. А ещё лучше, если мы знаем как создавать благоприятные условия для его развития и делаем это. Не стоит хвататься за всё сразу — резкие перемены, значительная смена привычного порядка на новое в жизни могут стать чрезмерной нагрузкой. Но если вы что-то в состоянии улучшить, делайте это. И пусть это пойдёт на пользу вашему малышу.

Фото из интернета


Рецензии