И беда станет не беда...

16 сентября 2017 г.

Разбором текста песни В. Цоя "Нам с тобой" я и мой друг Михаил Оганов занимались при нашей встрече на Новом Арбате 16 сентября. Сразу скажу, что при толковании текста данной песни В. Цоя необходимо, прежде всего, принять во внимание, что весь текст пропитан магией, то есть, в некотором роде, смешением, сосредоточением, симфонией всех религий, когда-либо бывших на земле... Но, вместе с тем, песня сложена на русском языке, на русской земле, а значит, отражает в большей степени мысль, речь, верования, сказки и вообще фольклор русского народа. Поэтому, при прочтении таких слов песни, как "лицо", "рыло", "пряник", "плеть", "сено", "вилы", "сеть", "медь", "небеса", "лес", "глухой", "колодец", "мыло", "жесть", "сила", "три", "шесть", "мешок", "шило", "месть" просто непременно нужно обращаться к русскому языку, а в качестве выразителя и сокровищницы языка - к соответствующим статьям словаря В. Даля - и перечитывать пословицы/поговорки/присказки/выражения из этих статей - в словаре есть отдельные статьи на каждое из перечисленных слов (например, в статье "мыло" - выражение "мыльный камень", значение которого просто потрясающее!).

Итак, вот комментарий к тексту песни В. Цоя:

Здесь непонятно, где лицо, а где рыло,
(Рыло, харя - в значении "маска", "личина", см. статьи в словаре Даля)

И непонятно, где пряник, где плеть. (Пряник - по русским обычаям, символ гостеприимства хозяев, угощение для гостей; плеть, висящая в доме, напротив, символ власти хозяина над домочадцами - см. слова "пряник" и "плеть" в словаре Даля)

Здесь в сено не втыкаются вилы
(Сравни в словаре Даля, в статье "Сено" - "Либо сена клок, либо вилы в бок")

А рыба проходит сквозь сеть
(Символ неустройства, непорядка в хозяйстве, в государстве, в мироздании; см. Плутарх, "Солон", сравнение писаных законов с сетью, а сильных и богатых - с крупной рыбой, которая легко прорывает сеть. Также, ниже, об общественных колодцах с питьевой водой были особые установления Солона).

И неясно где море, где суша
(иудейская религия; отделение моря от суши - один из главных актов творения, устроения Богом мира, согласно Библии, совершённых в третий день, см. Бытие, 1:9-10. День третий - и день шестой, когда Бог сотворил человека; сравни ниже по тексту песни, три и шесть)

Где золото, а где медь,
Что построить и что разрушить
(переход от иудейской религии к христианской, а это уже Новый Завет Библии - о постройке и разрушении храма, см. Евангелие от Иоанна, 2:19-21)

И кому, и зачем здесь петь
(см. окончание главы 2 Евангелия от Иоанна)

Нам с тобой голубых небес навес
(то есть, облака, это образ из древнеримской религии, см. Вергилий, "Энеида", 1:411-414 - о покрове, которым троянцев окружает богиня Венера, мать Энея)

Нам с тобой станет лес
Глухой стеной (известный образ из сказок, русских и не только, когда герой, убегая и спасаясь от настигающего его злодея, бросает позади себя волшебный гребень - и из гребня вырастает непроходимый лес, который задерживает погоню. Также, очень обширная и интересная статья "Лес" в словаре В. Даля)

Нам с тобой из заплёванных
Колодцев не пить,
План такой нам с тобой
(это почти дословная цитата из "Так говорил Заратустра" Ф.Ницше - глава "О людском отребье"; а значит, в этой строчке содержится уже на намёк и на зороастризм как на религию, приверженцы которой, между прочим, считали воду (как стихию) священной)

Здесь камни похожи на мыло (см. выше, тут Китай!),

А сталь похожа на жесть,
И слабость, как сила,
И правда, как лесть. (А три похоже на шесть)
И не ясно где мешок, а где шило (мешок, согласно словарю Даля, да и сейчас так говорят, - неповоротливый, тяжёлый на подъём человек; шило - напротив, человек беспокойный, неугомонный),

И не ясно где обида, где месть,
И мне не нравилось то, что здесь было,
И мне не нравится то, что здесь есть
(сравни книгу Бытие - при каждом акте творения и устроения мира "и увидел Бог, что это хорошо", то есть, Богу нравилось и то, что было, и то, что есть).

[Припев]
 
Чёрная ночь да в реке вода,
Нам с тобой и беда станет не беда
(может быть, намёк на новый, постапокалиптический, мир, в котором "ни болезни, ни смерти уже не будет"; беда перестанет быть бедой?)

Уезжай, эх, была не была, прости и прощай,
(это уже как будто прощание с землёй и со злыми делами на ней, которые, согласно Божьему предопределению-плану, все сгорят в огне Апокалипсиса, да так, что и память о них сотрётся совершенно, станет будто никогда не бывшей)

План такой нам с тобой.

Авторы: Михаил Оганов, Дмитрий Кандауров.


Рецензии