4. Европейские ценности

  Как уже было сказано в начале этой работы, 28 европейских стран – членов Европейского союза, заявили  о своем намерении  при решении вопросов межличностных отношений  руководствоваться европейскими ценностями. Предлагаю познакомиться с ними.

3.1. Пути европейского христианства.

    Для того чтобы  понять сущность  произошедших в Европе перемен в сфере выбора  обществом  нравственных ценностей, предлагаю проследить отдельные эпизоды из     истории  христианства на ее пространстве.
   Рост влияния христианской религии  начался с объявления Константином 324 году христианства государственной религией Римской империи. Период  с IV  по   VII   век  отцами  христианской Церкви и поместными соборами составлялись списки Священных книг, и шло становление «правил церковного благочестия и управления». На  Лаокийском соборе (360 г.)  и был определен список  канонизированных книг,  куда был внесен и «Исход  из Египта» (так была названа одна из книг Моисея известная нам как Исход)  где  излагались и  «Десять Заповедей»

  Великий раскол 1054 года привел к делению европейского христианства на  западное (католическое), и восточное  (православное) течения. Католическая церковь  в условиях феодальной раздробленности Западной Европы достаточно быстро  приобрела статус НАДГОСУДАРСТВЕННОЙ структуры.  Определились  и ее   механизмы распостраненмя своего влияния -  ЮРИДИЧЕСКАЯ и  ПРАВОВОВАЯ  формы.
 
    Папа   приобрел  главенство над Церковью в вопросах морали, веры, управления и дисциплины,  его деятельность  получила статус  безошибочной. Согласно римско-католическому учению  папа провозглашен  «наместником Христа и видимым главой всей Церкви, всех христиан, управляющим домом Бога Живаго, имеющим всю полноту власти, которую он вправе всегда свободно осуществлять».  С 1073 года он получил право   короновать  и  лишать короны.

   В Европе, усилиями Святого престола, надолго установилась нетерпимость к инакомыслию.  В 1215 году был создан особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция».  Он занимался расследованием поступивших сигналов о ереси, часто необоснованных, проводил по ним следствие  с  использованием самых изощренных пыток.
   
   Не раскаявшихся  еретиков,  не желая пятнать  себя кровью, к смерти не приговаривали, но передавали  в руки светского суда, для «наказания по заслугам без пролития крови». Это  означило  последующее избавления от ереси  и самого еретика на костре. Святая инквизиция себя кровью не марала, но может ли она считать себя невинной  в смерти тех,  кого нынче принято называть «инакомыслящими»?  Этот суд официально прекратил свое существование  только в конце XVIII  начале  XIX века.

    Исключительно важна была и роль Церкви в «промывке мозгов».  И  в организации  начального обучения в монастырских, а позже – в церковных школах, и  в  академии  важная роль отводилась религиозному воспитанию.

   Все  сказанное – это далеко не полный перечень тех взятых на себя католической Церковью функций, которые  и определил столь долгое доминирования в качестве безальтернативного источника «истины». Таким  образом, западная ветвь христианства  приобрела организационно-юридическую направленность своей деятельности. В этом была ее сила, и это стало причиной ее нынешних проблем. Но об этом – ниже.

    А  какое положение имело  Восточное христианство?  В условиях сильной государственной власти сферой интересов Церкви и областью ее деятельности стали  философские и богословские  проблемы, что сохранило для православия не тронутыми реформами  традиционные христианские каноны, в том числе и значимость Заповедей в качестве высшей ценности.
 
  Девятнадцатый и особенно двадцатый века в странах Европы и С. Америки характеризовались чрезвычайным прогрессом науки и  внедрением ее достижений в  промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, а это  предъявило новые, более высокие требования  уровню квалификации работников и  повышению уровня общего образования населения.   Церковь, прежде всего католическая,  являясь главным участником  и контролером  процесса обучения,  веками  монопольно владела правом на истину во всех сферах жизни, неожиданно для себя оказалась лишней в процессе выбора  жизненных ориентиров.

    Все то, что  являлось  предметом  ее внимания  и сферой деятельности: что есть  нормой жизни верующего, а  что -  грех, где -  наука, а где -  ересь,  и многие другие  сферы  общественной жизни, вышли из-под её контроля,  поскольку доминантной силой стран Запада стали экономика и финансы, а новые хозяева жизни перестали нуждаться в религии. Тем более что католическая Церковь за время своего единовластия накопила предостаточно  и проблем, и врагов.  Это привело к  ее Реформации  в 16  веке и отделению от Рима  независимых Церквей получивших название «протестантские». Так,  вначале  в  Европе,  а затем и в других странах мира,  оформилась третья ветвь христианства,   ослабившая некогда могучую власть папы.  Но католическая Церковь еще долго была весьма влиятельной силой  и в Европе, особенно Южной, и в мире.


         3.2.Брюссель – Ватикану: пожалуйте на свое место.

    Что заставляет меня делать столь категоричное  суждение относительно утраты католической Церковью  своего места в западноевропейском обществе?   Ведь еще недавно она сыграла важную роль в распаде лагеря социалистических стран, выбив  из него Польшу отдав папство поляку.  На протяжении большей части ХХ века  Ватикан  всегда работал в интересах светских властей. Он  во времена существования СССР занимал четкую антикоммунистическую позицию, сотрудничал с фашистскими режимами Италии и Германии, а в послевоенные годы стал активным сторонником объединения стран З.Европы вначале – в Европейский экономический союз  (ЕЭС), а затем и  в Европейский союз (ЕС).  Рим,  учитывая и свой опыт, и прежние заслуги, надеялся  на свою особую роль  в будущем объединении.
 
    В  2003 году восемь стран  (Италия, Испания, Португалия, Польша, Чехия,  Словакия, Ирландия и Мальта)  заявили о необходимости включения в документы ЕС   текста  об  особой роли христианства и  (католической) Церкви, однако  это  было отвергнуто подавляющим числом депутатов Европарламента. В тексте Лиссабонского договора  (подписан  13 декабря 2007 г) лишь  декларируется «религиозное наследие Европы»,  но формальных обязательств или   структур  по  взаимодействию  союза со святым престолом  создано не было.

  Сведения о европейских ценностях  в самом общем и сжатом виде содержатся во втором параграфе   «Договора о Евросоюзе». Учитывая обычную в таких случаях практику использования  универсальных понятий, мы будем пользоваться не цитированием текста,  а  их пониманием  большинством подписантов.  В списке девять  «ценностей», я их перечислю:
   общность истории, право наций на самоопределение, ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И   ДЕМОКРАТИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, внимание к правам меньшинств, ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА и правовая культура,  рыночная экономика и  неприкосновенность частной собственности, социальная справедливость, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, либеральный индивидуализм, светскость общества  основанная на христианском наследии и наконец – толерантность и мультикультурализм.  Выделенное шрифтом  представляет интерес для последующего нашего анализа различий европейских и традиционных ценностей.

    Мало того что   союз  стран, бывших еще недавно опорой христианства, отказал католической Церкви в ее достаточно скромных притязаниях на закрепление в основном документе ЕС и ее роли, и будущего участия в делах.Осуществляются  уверенные шаги к фактическому отказу от своих истоков веры. К такому выводу можно прийти, проанализировав «европейские» и «традиционные» ценности.   Даже поверхностное их сравнение показывает, что христианское наследие и европейские ценности - совершенно разнонаправленные  векторы  общественного развития.  Слова о «обществе,  основанном на христианском наследии»  не более  чем подачка и христианству, и Ватикану.
     Перед Римом  встал нелегкий вопрос: что делать?

       3.3.Европа:   курс   от   христианства

   Наметившаяся тенденция на явный отход  от духа и буквы христианства не могли быть незамеченными Ватиканом.  Давно было понятно, что в «одной берлоге два медведя не уживутся». Объединившейся   Западной  Европе с центром в Брюсселе   Ватикан перестал быть нужным.  «Мавр сделал свое дело…».

    Рим осознал свое изменившееся положение.  Об этом  говорит тот факт, что последний раз перед Европарламентом  глава  католиков  папа  Иоан  Павел II выступал в 1988 году, а  в дальнейшем Святой Престол приглашения игнорировал.  Это свидетельствует о  понимании  им реальной угрозы вытеснения христианской веры  из жизни европейцев.  Основам христианской Церкви  был нанесен удар не со стороны идеологических противников – коммунистов или  атеистов, а усилиями  реализаторов  идей свободы и прав  человека.
 
  О понимании  опасности возникающих угроз и настоятельной необходимости  реагирования на них свидетельствует  встреча  12 февраля 2016 года  в гаванском аэропорту  «Епископа Римского, Папы Католической Церкви и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»  так были названы подписавшие Совместное заявление. Впервые произошла встреча (цитирую)  «братьев по христианской вере, после тысячелетней утраты единства  ставшим  «следствием человеческой слабости и греховности … вопреки молитве Иисуса Христа».
 
  В Заявлении  изложено видение двух недавно враждовавших сторон  относительно :           -перспектив развития человеческой цивилизации  и  необходимость совместного ответа на вызовы современного мира ; - необходимости  отказа от прежних споров Старого света;  - сожаление  об утрате прежнего единства  « По причине человеческой слабости и греховности» и  «Вытеснения христиан на обочину общественной жизни»;  - необходимости  сохранение  семьи  как союза мужчины и женщины во имя будущего их детей, и ряд других  важных формулировок.

   Сергей Михеев, глава центра политической конъюнктуры  РФ  так  оценил существующее положение  христианства  в Старом  свете: «Европа  последние пару сотен лет последовательно шла  к полному отказу от своих христианских корней, а после второй мировой войны этот процесс приобрел тотальный характер.  ХХ век ознаменовался фактической дехристианизацией  Европы, причем совершенно сознательной, и внедряемой как новая идеология».

   Хочу обратить ваше внимание на  слова  дехристианизация  …  как новая идеология.  Сегодня только угадываются последствия  начатого  «цивилизованным миром» отказа  от  жизни  в соответствии с естественными законам,  но уже первые сделанные шаги  требуют самого серьезного прогноза их последствий.

  А не проявляю ли я излишний оптимизм  встречи  Патриарха и Папы? Нет оснований полагать, что католическая  (в переводе -   вселенская) - Церковь когда-нибудь  добровольно откажется от  своего доминирования. Встреча в Гаване скорее намек ЕС  на необходимость считаться с Римом. Но это уже и не тот высокомерный Ватикан, который на протяжении более чем тысячи лет, никого не видел рядом с собой.

    А ведь  Европа фактически выбрала  путь отказа от Бога. И проявила готовность игнорировать и католическую, и протестантскую церкви, поскольку обе  явно теряют свое влияния  в странах Европы, и у этой тенденции не видно изменений. Правда, имели место и шаги по сближению позиций Рима и с протестантскими общинами, но это не ослабляет  растущее влияние  атеизма в Европе.

       3.4.Светскость Европы   как   движение   к    атеизму.

    Общеизвестно повсеместное снижение  влияния и роли религии и отделения ее от власти и государства, этот процесс имеет свой термин – секуляризм.   Он по-разному  сказывается на  трех основных ветвях христианства Европы.  Если протестантизм давно смирился этим явлением,  православие  пережило его насильственную фазу в недалеком  прошлом, то католическая Церковь  только в последнее время испытала на себе его удары.  И эти удары оказались для неё и неожиданными, учитывая её роль в  противостоянии Запада с коммунизмом, и особенно чувствительными из-за   многовековой роли Ватикана как центра управления католическим миром.
   
  Известны два принципа взаимодействия светского  государства и религиозных общин в настоящее время.

   ПЕРВЫЙ - это когда светское государство, имея значительно больше возможностей  решения внутренних проблем, не только не препятствует  религиозной жизни, но и  в максимальной степени использует социально значимые стороны религии. Она не вытесняется на обочину общественной жизни,а продолжает свою деятельность в условиях сотрудничества с государством в тех направлениях, которые являются важными и для людей, и для  общества. Это тоже секуляризация, но положительная. Она характерна для современной России как страны, и православия как ветви христианства. И это стало одним из фактов роста внимания к православию со стороны Ватикана.

   ВТОРОЙ– когда  имеет место формальный нейтралитет и каждая сторона – власть и Церковь -  занимается своими проблемами.  Внешне это вполне уважительный метод  решения социальных  проблем общества. Но только внешне. А по сути, он  на первом этапе, происходит  разделение сфер деятельности, а затем и ликвидации религиозно ориентированных слоев населения, и отказ от прежних коллективных форм  общественной жизни.  Все. Общества нет,  есть  огромное количество  легко управляемых индивидуумов.

   Но это только одна, возможно не самая страшная  для Рима перемена. Гораздо более чувствительна - утрата своей прежней роли вождя западного мира. Быть всем и оказаться ничем, как можно это перенести?Вот так, без лозунгов и применения силы   постепенно, шаг за шагом теряет свои позиции религия в  западных странах. А вместе с ней  общество предает забвению прежние моральные нормы, заменяемые новыми, служащими иному  кумиру затмевающему христианского  Бога.  А как называется противодействующая, направленная против религии сила? Правильно, атеизм!

      Если вы не догматик-атеист, то найдете в себе силы признать наличие многих религиозных установок  достойных применения и в современном обществе. Надо только всегда помнить о человеческом несовершенстве, и разделять сущность  Веры, и творимые в прошлом и совершаемые  ныне  от имени и под прикрытием  Бога, деяния.  И  не забывать об  ограниченности наших знаний.


Рецензии