102. О богатстве и о том, что человеку нужно в мир

102.

О БОГАТСТВЕ И О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО В ЭТОМ МИРЕ

Когда человек появляется на свет, ему нужны солнце, чистый воздух и вода, что и формирует его здоровье. А когда человек здоровый, то он способен прокормиться, одеться и устроить где-нибудь себе жилище. Остальное всё – излишества. Человеку не нужно быть богатым, а нужно иметь только то, что ему необходимо. Об этом говорили всегда даосы. Об этом говорил и Чжуанцзы в своей притче «Богачи».
 
БОГАЧИ   

Однажды Довольному сказал жизнью Недовольный:
- "В конце концов муж каждый жаждет выгоды и славы,
Ведь каждый из нас хочет наслаждаться жизнью вольной,
И добродетелью нам не исправить наши нравы.

Разбогатеет кто, к нему бегут все с поздравленьем,
Придя, ниже стают, и всем словам его внимают.
Поэтому лесть низших все такие принимают 
За путь к покою, долголетию и наслажденьям.

А ныне только вы один от всех страстей свободны,
Но разве для богатства у вас знаний не хватает?
Ведь не богаты вы совсем, хотя и благородны,
И оттого ум к Истине ваш силы направляет".

Ответил тот : "Есть ныне муж один, и он считает,
Что мужики, родившиеся с ним в одном селенье,
Всех превзошли и, отойдя от пошлости и лени,   
С ним все изъяны современников всех понимают.

Но сам он не стремится постичь правильность ученья,
Знать, ныне что иль раньше было истинно и ложно,
Находится такой муж с людьми всеми в измененье,
Но предаваться своим знаниям ему не сложно.

На теле видит покой иль страданий отраженье,
На сердце - как рубцы от страха, страсти проступают,
Не это ль путь к покою, долголетью, наслажденью?
Он действует, не зная, почему так поступает.

Будь он хоть Сыном Неба, или сказочно богатым,
Мог принцем во дворце б у императора родиться,
Он если б не был от изъянов времени изъятым,
То вряд ли от грядущих бед всех мог бы уклониться".

Но возразил другой: "Богатство ведь не бесполезно,
Предела красоты и власти нет при устремленье,
Отвага, сила ведь не только для себя полезны
И применимы для насилия и устрашенья.

Советы, знанья других пониманье углубляют,
Ведь люди лишь для выгоды приемлют обученье,
И богачи, к достоинствам других кто прибегает,
Способствуют и в нашей жизни этим улучшенью.
 
Ведь можно не творить добро, достаточно лишь видеть,
Красой, едой и музыкой как можно насладиться,
Для этого не обязательно всем нам учиться.
Не нужно образцов, чтобы любить иль ненавидеть.

Зачем учителя нам, всё когда сердца решают,
И может ли народ таким желаньям обучаться,
Ведь это же природа понять только помогает,
Чего-то домогаться, от чего-то отказаться".

- "Поступки мудрого, -  ответил тот, - не нарушают
Его мерила, если вдохновляются народом,
Ни к бескорыстности, ни к жадности не принуждают,
Когда всё в его жизни происходит своим ходом.

Когда достатка нет, то домогаются большого,
Заводят тяжбы, но жадностью это не считают.
Избытком обладая, добра раздают всем много,
За бескорыстность это ведь никто не принимает.

Царь, обличённый властью, не гордиться благородством,
Его имущество - его богатство Поднебесной.
Не засмеётся он над бедностью или уродством,
Они ему - как проявленья пустоты иль бездны.

Поста кто не приемлет, к чему похвала и слава?
От них - все бедствия - лишь вред несут его природе,
Так предок Высочайший пёкся о своём народе,
Поддерживая мир для улучшенья его нрава.

А Ограждающий не благодетельствовал царства,
Владыкой став, свою жизнь ради красоты не тратил.
Но ведь при нём же благоденствовало государство,
И даже сам народ своих достоинств не утратил.

А Нестесняющийся и Умеющий Свернуться,
От всех предложенных постов и рангов отказались,
Не потому же, что за  жизнь свою они боялись,
А потому, чтоб к своему природному вернуться".

Опять Довольному тут возражает Недовольный:
- "Но тела изнуренья с голодом разве полезны?
Когда нет средств, то нищим вы становитесь невольно,
До смерти обрекаете себя так на болезни".

- "Счастье в умеренности, - тот ответил, - вред в излишнем,
И так во всём, но то особенно видно в богатстве,
Богач слух ублажает свой обилием всем слышным,
А услаждая вкус, привык всем вечно объедаться.

Густое пьёт вино, от наслаждения хмелеет,
И прихоть удовлетворяя, дело забывает,
А от излишеств непомерных сам быстрей стареет,
Те, кто богатства жаждут, все болезни получают.
 
Расплата, как и тяжесть, с изобильем приходит.
С тяжёлой ношей будто он на высоту взбираясь,
В пучину попадает, в теле соком наливаясь,
И так от гнева и страданий смерть свою находит.

Богач любой в погоне за богатством и наживой
Свой дом, своё пространство до отказа набивает,
Так ничего не видит он, и слышать не желает.
Готов от правды откупиться клеветой он лживой,

Во всём он только за своё богатство и боится,
Всё скапливает, когда некуда всему деваться,
Не может он ни отступиться, не остановиться,
И легче ему с жизнью, чем с добром своим расстаться.

Сердце его исполнено всегда всех огорчений,
От недоверья мнит, что скачут всюду вор на воре,
Желания растут, но и растут все опасенья,
Перевернулся мир в нём, разве - это ли не горе?

Весь интерес - не дальше делового разговора,
Свой дом он башнями и бойницами окружает,
И в доме собственном он в краже всех подозревает,
И даже в каждом родственнике замечает вора.

Все богачи всегда своих как и чужих боятся,
Среди них страх распространяется, как по цепочке,
Выйдя из дома, повсюду разбойников страшатся,
Они перестают в страхе ходить поодиночке.

Что может быть вреднее тех пороков в Поднебесной?
Об этом забывают все, не в силах разобраться,
Спохватываются, когда беда уж повсеместно,
Когда бывает поздно всем за исправленье браться.

Так человек все естества богатства истощает,
Которых не вернуть уж также, как его покоя,
В стремленье к выгоде и славе он не понимает:
Что заблужденье и тупик - всё при таких устоях?

Кроме жажды наживы человека губит ещё жажда власти. Так считают даосы. Когда человек постоянно не удовлетворён, то он становится опасным для своего ближнего. Об этом говорит Чжуанцзы в своей притче «Смутьяны и деспоты».

СМУТЬЯНЫ И ДЕСПОТЫ 
 
Царь царства Чжоу раньше силой обладал огромной,
Своё влиянье на соседей всех распространяя,
Чжу царством правили Дядя Равный и Дядя Ровный (1),
Два брата, примеры всем добродетели являя.

- "Мы слышали, кто-то на Западе постиг ученье, -
Они так рассуждали меж собой, в путь отправляясь, -
Попробуем сходить и получить там обученье,
Чтоб наш народ жил, мудрости великой обучаясь".

Когда же к склону подошли они горы Двуглавой,
Воинственный царь к ним послал Чжоу-гуна для их встречи,
Чтоб с ними заключить союз и поделиться славой,
Переложив часть бремени военной на их плечи.

Но оба брата, усмехнувшись, так ему сказали:
- "Это совсем не то, что называем мы ученьем,
Увидеть здесь, на Западе, не то мы ожидали,
Ведь ваши устремленья всем приносят лишь мученье.

Священный Земледелец когда правил Поднебесной,
Он обращался к небесам, но не молил о счастье,
Он верил, и порядок соблюдая повсеместно,
Считал, что быть счастливым - это только в нашей власти.

Те, кому править нравилось, с ним вместе управляли,
Те, кто хотел порядок, с ним порядок наводили,
Ни он и не они славы себе не создавали,
И с помощью чужих пороков зла не приносили.

И в жизни низостью других себя не возвышали,
Удобным пользуясь случаем, не обогащались,
Ошибки, сделанные, и обиды всем прощали,
С богатыми и бедными достойно обращались.

Увидев смуту, ныне чжоусцы спешат вмешаться,
Для высших плетут заговоры, низших подкупают,
И опираясь на оружие, всем страх внушают,
Никак не могут при конфликтах в стороне остаться.

Скрепляют клятвой договор, и тут же нарушают,
Правя толпой, поступки собственные превозносят,
И ради выгоды своей карают, убивают,
Сперва клянутся дружбой, а затем удар наносят.

Смутьяна заменить на деспота - то означает,
И в смутах главарей беспочвенны увещеванья,
Не нужно следовать за теми, кто смерть призывает,
Ни стоит их держаться, чтоб влачить существованье.

Мы слышали, что в древности во времена порядка
Никто от обязательств всех своих не уклонялся,
И не было в договорённостях тех недостатка,
Где клятва применялась, договор там исполнялся.

Но ныне Поднебесная во мрак вся погрузилась,
И добродетель чжоусцев сейчас пришла в упадок,
И рядом с ними стать, значит, что грязь на нас пролилась,
И чтоб в стране нашей возник повсюду беспорядок.

Уж лучше уклониться нам от ваших всех союзов,
И сохранить достоинство", - так братья попрощались,
Чтоб людям их кровавые не навязали узы,
Взошли на пик вершины и от голода скончались.

Примечание

1. Правители царства Чжу (Одинокий бамбук) Старший дядя Ровный и Младший дядя Равный обвинили царя Воинственного и Чжоу-гуна в разжигании войны, в привлечении сторонников путём подкупа, несоблюдении договорённости с союзниками, и, наконец, в главном - в заговоре против старшего, иньского царя.

Даосы считали, что найти богатство в нашем мире просто, нужно только оглядеться вокруг, чтобы понять, что наша жизнь и есть самое великое богатство. Но главное богатство находится всё же внутри человека – это его духовные знания. Об этом и говорит Чжуанцзы в своей притче:

В ЧЁМ БОГАТСТВО?


Юань Сянь жил бедно в царстве Лу близ города Лянина
За сломанной оградой в доме с крышей из соломы,
Окном служило горлышко разбитого кувшина,
А дверь из хвороста с сучком вела в его хоромы.

Заткнув сермягой окна все от холода и стужи,
Перебирая струны, для жены играл на цине,
Но вдруг услышал голос он, раздавшийся снаружи,
К нему приехал его друг Цзыгун в высоком чине.

На запряжённой рослыми конями колеснице
Он щёголем столичным выглядел, в мех разодетым,
Меч в ножнах, золочёный, свисал на пояснице,
Через нефритовые кольца со шнуром, продетым.

Юань Сян в шляпе берестяной, в соломенных сандалиях,
В воротах, встретив гостя, ему низко поклонился. 
- "Учитель, вы так выглядите, может, захворали"?! -
Воскликнул гость, хозяина увидев, удивился.

- "Не болен, беден я, - его хозяин поправляет, -
Больной же тот, ученье кто умом не одолеет,
Иль тот ещё, его кто в жизни не осуществляет,   
А бедный всего тот лишь, кто богатства не имеет".

Цзыгун от слов этих, пристыженный, застыл в смешенье.
- "Работать современников на похвалу в надежде, -
Сказал Сян, - заводить друзей со всеми для сближенья -
Всё это - не понятно может быть только невежде.

Чтоб поучать других, самому стоит ли учиться,
Иль милосердьем и справедливостью прикрываясь,
Повозку украшать, самому в чучело рядиться,
При этом с нищетой духовной в сердце оставаясь"?

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии