И словом и делом

Когда речь заходит о писателях, услужливая фантазия рисует образ сидящего за столом человека, оградившегося от всего мира, творящего свой бессмертный шедевр. Но этот стереотипный герой не имеет никакого отношения к писателям, поэтам, драматургам, когда-либо жившим или работавшим в Харькове.

Оглушающая кипучей энергией жизнь города просто не дала бы им быть таковыми. Харьковские писатели не только воспевают высокие идеалы и принципы в своих произведениях, они претворяли и претворяют их в жизнь. И о ком бы не шла речь, о Квитке-Основьяненко, положившем немало сил на то, чтобы образование было доступно женщине любого слоя общества, или о Хоткевиче, воспевавшем украинскую идентичность, или Жадане, ставшим «Моцартом человеческой коммуникации», каждый из них и словом, и делом повлиял на историю города, региона, страны.

Григорий Квитка-Основьяненко
 
Григорий Квитка-Основьяненко (1778–1843) знаковая персона для украинской литературы и ее развития в Харькове. Родился в 1778 году в селе Основа и почти всю свою жизнь провёл в Харькове. Именно он в своей пьесе «Сватанье на Гончаровке» описал родной город так, как никто еще до него не делал. Участвовал в создании профессионального театра в Харькове и в издании журнала «Украинский Вестник» (1816–1817).
 
Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском портрете», «Сердечной Оксане», «Вот тебе и сокровище», и затем в водевиле «Сватанье на Гончаровке», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены.
 
Переписывался с Т.;Г. Шевченко. Переписка, кстати, доступна читателю в сети: «А книжку, як розгорнув, дивлюсь — «Кобзар», та вже дуже вичитаний. Дарма! Я його притулив до серця, бо дуже шаную Вас, і Ваші думки кріпко лягають на душу. А що «Катерина», то так що «Катерина»! Гарно, батечку, гарно!»
 
В 1812 году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество. Самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл «Феминизм по-украински» (автор музыки и либретто — Алексей Коломийцев).

Гнат Хоткевич
 
Имя Гната Хоткевича (1877–1938 гг), псевдоним — Гнат Галайда, украинского писателя и музыканта, известно в основном в узких кругах, но при этом не менее ценное для литературы и украинской культуры в целом. Игнат Хоткевич был замордован в тюрьмах НКВД, его творчество было запрещено и, тем не менее, он оставил весомое наследие.
 
Гнат Хоткевич родился и учился в Харькове. Его литературные произведения увидели свет в 1897 году, когда впервые был издан рассказ «Грузинка» во львовском журнале «Заря». Потом появились рассказы «Блудный сын» (1898), «Рождественский вечер», цикл «Жизненные аналогии», сборник «Горные акварели». На протяжении 1914–1915 годов был написан ряд рассказов под названием «Гуцульские картинки», повесть «Авирон», роман «Берестечко». Его пьеса «Довбуш» особенно ценна описанием гуцульского быта и диалекта.
 
Наибольшим достижением в литературном творчестве Хоткевича стала романтическая повесть из гуцульской жизни «Каменная душа» (1911г.), которая позже несколько раз переиздавалась в разных редакциях. В 1988 году по этой повести украинский режиссер Станислав Клименко снял фильм «Каменная душа» на киностудии «Киностудия художественных фильмов им. А. Довженко».
 
Хоткевич является автором около 600 музыкальных произведений — романсов, хоров, струнных квартетов, произведений большого формата для бандуры и оркестра бандур. Его «Поэма о Байде», «Буря на Черном море», «Невольничий рынок в Кафе», «Осень», «Софрон», «Нечай», «А в поле корчомка», «О смерти казака-бандуриста», «О Богдане Хмельницком» сегодня считаются народными.
 
С 1998 года в Харькове раз в три года проводится Международный конкурс исполнителей на украинских народных инструментах имени Гната Хоткевича. В конкурсе принимают участие бандуристы-инструменталисты, бандуристы-певцы, цимбалисты, свирельщики, домристы, кобзари. Традиционно в обязательную программу они должны включить одну из пьес харьковских композиторов, которые специально создаются для этого конкурса.

Борис Чичибабин
 
Борис Чичибабин — поэт высокого таланта. Без некоторых его стихов невозможно дать полное описание целой эпохи — советской, да и постсоветской жизни. Одним из замечательных свойств его лиры было то, что ей оказались одинаково подвластны и тончайшие интимные чувства: любовь, дружба, восторг перед красотой мира; и религиозно-философские размышления и политические страсти.
 
Чичибабин (1923–1994), он же Полушин, (Борис Чичибабин — это псевдоним автора), родился под Харьковом. После школы поступил на исторический факультет Харьковского университета. В ноябре 1942-го Борис Полушин был призван в армию. После войны решил продолжать учёбу в Харьковском университете, по наиболее близкой ему специальности филолога.
 
И во время воинской службы, и в университете продолжал писать стихи. Написанное — «издавал»: разрезал школьные тетради, превращая их в книжечки, и давал читать студентам. Подписывался фамилией матери — Чичибабин. В июне 1946-го был арестован и осуждён за антисоветскую агитацию. Во время следствия в Бутырской тюрьме написал ставшие его визитной карточкой «Красные помидоры»:
 
«Кончусь, останусь жив ли, —
Чем зарастет провал?
В Игоревом Путивле
Выгорела трава.
Школьные коридоры —
тихие, не звенят…
Красные помидоры
кушайте без меня»
 
Тогда же была создана и знаменитая «Махорка». Два ярких образца «тюремной лирики», позже положенные на музыку одним из ближайших друзей Чичибабина — актёром, певцом и художником Леонидом («Лёшкой») Пугачёвым, позже, в 60-е, они широко разошлись по стране.
 
В Харьков Чичибабин вернулся летом 1951. Долгое время был разнорабочим, потом окончил бухгалтерские курсы, которые были самым быстрым и доступным способом получить специальность. Постепенно заводит ряд знакомств среди местной интеллигенции, в том числе — литературной. В маленькой чердачной комнатушке Чичибабина собираются любители поэзии, образуется что-то вроде литературных «сред». В 1962 году его стихи публикуются в «Новом мире», харьковских и киевских изданиях.
 
В 1963 году выходят из печати два первых сборника стихов Чичибабина. В Москве издаётся «Молодость», в Харькове — «Мороз и солнце». В январе 1964-го Чичибабину поручают руководство литературной студией при ДК работников связи. Работа чичибабинской студии стала ярким эпизодом в культурной жизни Харькова, вкладом города в «шестидесятничество». В 1989 году о нем был снят документальный фильм. В наши дни в Харькове ежегодно проводятся Чичибабинские чтения.

Сергей Жадан
 
Сергей Жадан родился не в Харькове, а в городе Старобельске Луганской области в 1974 году. Но попробуйте сказать местным жителям, что он не харьковский поэт и не только напроситесь на горячий спор, но и заработаете лиловое украшение под глазом. Сам же писатель приехал в Харьков, когда стал студентом Харьковского педагогического университета. Он описывает это время так: «Я приехал в город в 1991 году и сразу же начал общаться с представителями литературно-политической среды. Помню выступления в Харькове Бориса Чичибабина, Василия Борового, Степана Сапеляка — они с их бурным прошлым были для нас представителями другого мира».
 
Первая публикация произведений Жадана появилась в детском журнале «Соняшник», который издавался в Ровно. Сергей тогда еще учился в школе. «Взрослая» литературная жизнь началась в 1995 году, когда вышли поэтические сборники «Генерал Юда» и «Цитатник». Затем были «Пепси», «История культуры начала столетия», «Эфиопия» и многое другое. Кроме того, поэт организовал фестиваль «Дорога на Схід», который не только объединяет творческих людей со всей страны, но и напоминает гражданам, что война еще не закончена.
 
Мне кажется, еще слишком рано оценивать вклад Жадана в развитие украинской литературы и культуры в целом. Заметим лишь, что уже сейчас его роман «Ворошиловград» признан лучшим романом десятилетия по версии литературной премии ВВС Украина. Роман был экранизирован, его презентация прошла на Одесском кинофестивале в этом году.

Генри Лайон Олди
 
Когда слышишь имя Генри Лайон Олди, меньше всего ожидаешь, что речь идет об украинцах, и, тем более, харьковчанах. Однако заметим, это абсолютно природно, что писатели-фантасты живут и работают именно в Харькове. Где же им еще быть как не в городе науки, космических технологий, конструктивизма в искусстве, пропитавших своим духом жизнь современного города. В конце концов, идея космических полетов пару столетий назад была столь же фантастической, как и цивилизация вехденов, которая на момент написания романа «Ойкумена» насчитывает 65 736 лет.
 
Олди — это псевдоним писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Соавторы пишут как фэнтези, так и научную фантастику в большой и в малой формах. Олег Ладыженский также известен как поэт, его стихи вошли во многие книги дуэта. Кроме того, Г.;Л. Олди — в числе ведущих литературных критиков в области фантастики. Статьи Олди, публиковавшиеся в журналах «Мир фантастики» и «Если», получили ряд премий в области критики.
 
Олег и Дмитрий выпустили более 25 книг, которые переведены почти на все европейские языки. На европейском конвенте фантастов «Eurocon-2006» Г.;Л. Олди был признан лучшим писателем-фантастом Европы 2006 года.
 
«День рождения» псевдонима — 13 ноября 1990 года, когда им был подписан первый написанный в соавторстве рассказ «Кино до гроба и…». Фамилия писателя Олди составлена из двух первых букв имен соавторов: ОЛег и ДИма. Инициалы соответствуют первым буквам фамилий в алфавитном порядке: Громов, Ладыженский. Полные имена появились после того, как один из издателей в ультимативной форме потребовал указать «полное имя и отчество автора».


Рецензии