54. Демократическое совещание

Возможно несколько выходов из ситуации двоевластия. Самый распространенный способ подразумевает победу одной из соперничающих сторон. Второй выход заключается в объединении двух властей в одну. И наконец, можно создать третью власть (а также четвертую, пятую и т.д.).

Созыв Государственного совещания вызвал "глубокую обеспокоенность" у эсеро-меньшевистских лидеров Советов. Чтобы не стать жертвой переворота, до созыва Учредительного собрания нужно было сформировать выборное учреждение, которое представляло бы революционные партии, но не было бы классовым органом, как Советы. Керенскому приходилось спешить. Одна из опор его режима - эсеро-меньшевистское большинство в Петроградском совете начало рушиться под давлением большевиков.

Впервые о необходимости проведения нового совещания сказал меньшевик Ф.Дан на объединенном заседании ЦИКов в ночь с 27 на 28 августа, решавшем вопрос о противодействии корниловщине. Это мероприятие планировалось в виде "немедленного созыва Временным Правительством совещания, подобного Московскому, но с исключением из него представителей 4-х Государственных дум".

Чтобы привлечь левых социалистов в новые демократические органы меньшевики 29 августа обратились к министру юстиции Зарудному с просьбой освободить большевиков, которым еще не предъявили официальных обвинений. Первым был освобожден Л.Б.Каменев. 4 сентября под денежный залог отпустили Л.Д.Троцкого, а на следующий день - еще 10 человек.

1 (14) сентября 1917 года на совместном заседании ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов принял решение: "Немедленно созывается съезд всей организованной демократии и демократических органов местного самоуправления, который должен решить вопрос об организации власти, способной довести страну до Учредительного собрания." 3 сентября в "Известиях ВЦИК" были обнародованы квоты для групп, представленных на Демократическом совещании. По сравнению с Государственным совещанием были существенно ограничены возможности выдвижения кандидатов от кадетов и более правых партий. Зато эсеры и меньшевики были представлены максимально полно.

На совещание к 13 сентября прибыло 293 социалиста-революционера и 274 социал-демократа. Среди социал-демократов существовал давний раскол, и поэтому необходимо говорить о 99 меньшевиках из РСДРП(объединенной), 89 большевиках и еще о 86 меньшевиках различных направлений. Присутствовали также 46 народных социалистов и трудовиков, 2 случайных кадета, около двадцати представителей национальных партий и 66 беспартийных.

На 6 мест, предоставленных Петроградскому совету, были выбраны 3 большевика (Ленин, Зиновьев и Садовский), 2 эсера (Зейман и Болдырев) и 1 меньшевик (Скворцов). Впрочем, Ленин и Зиновьев оставались на нелегальном положении и появиться на трибуне не могли. Для Временного правительства в этом собрании места не оставалось. Но Керенский не отчаивался и надеялся сформировать новое коалиционное правительство, неподотчетное Советам и новому демократическому органу.

Всероссийское демократическое совещание открылось в 17.25 14 сентября 1917 года в Александринском театре. Президиум совещания был составлен преимущественно из меньшевиков и эсеров. Заседание открыл Н.С.Чхеидзе, который говорил о необходимости прекращения войны, не поддаваясь на призывы к мировой революции. Председатель крестьянского ЦИК эсер Н.Д.Авксентьев неопределенно рассуждал о "великих исторических задачах" и "государственной твердой власти". Однако желанная "твердая власть", появившаяся на трибуне в лице Керенского, была встречена выкриками "Позор!", "Проговорился!", "Вы - горе родины!"

Глава Директории предпочел не говорить о новом правительстве, зная критическое отношение аудитории к возможной коалиции. Керенскому аплодировали, но часть зала даже не встала при его появлении. Военный министр А.И.Верховский, неизбежно возвращаясь к вопросу об усилении дисциплины в армии, должен был все время увязывать эту тему с задачами революции. С большим вниманием на совещании была выслушана речь В.М.Чернова, который критиковал Временное правительство за нежелание решить вопросы о земле и мире, однако не исключал формирование нового "паритетного" кабинета без кадетов.

От имени большевиков выступил Л.Б.Каменев, повторивший старое требование о недоверии к любому новому коалиционному Временному правительству и предлагавший передать всю власть "в руки самих рабочих, крестьянских и солдатских организаций". Намекая на Керенского, Каменев сказал, что судьбу революции нельзя связывать с именем одного человека, "какие бы благие желания эта личность не воплощала". Большевики были в меньшинстве, но их позиции укреплялись и поневоле их приходилось выслушивать. На заседании делегации профсоюзов была принята резолюция большевиков о передаче власти Советов.

Сложные дискуссии в кулуарах привели к тому, что 16 (29) сентября заседание Демократического совещания открылось не в 12.00, а в 17.00. Выступившие в этот день бывшие министры М.И.Скобелев, А.С.Зарудный и А.В.Пешехонов дружно выступили в защиту коалиции с кадетами, уверяя, что однородное социалистическое правительство власть не удержит. Бывший министр Н.Д.Авксентьев предложил для взаимодействия с новым кабинетом создать Предпарламент, который проработал бы до созыва Учредительного собрания.

О пользе коалиции много рассуждал И.Г.Церетели, не исключая однако, что революционная демократия может отказать Керенскому в доверии. 17 (30) сентября на Демократическом совещании выступили представители различных национальных групп, причем белорусская делегация высказалась "о неотложности организации Российской демократической республики на федеративных началах". Обсуждение национального вопроса проходило при полупустом зале, что вызвало недовольство многих ораторов.

18 сентября (1 октября) Демократическое совещание обсуждало преимущественно экономическое положение России. Первым в этот день выступил "продовольственный диктатор Петрограда" меньшевик В.Г.Громан, который заявил, что Временное правительство ведет страну к голоду, холоду и остановке транспорта. Выходом из этого положения Громан считал усиление государственного регулирования экономики. Эти предложения, изложенные в "платформе 14 августа", поддержали Череванин и Шуб.

Инженер Д.Н.Трахтенберг сказал: "Пролетариат идет за большевистским течением и в этом колоссальная опасность... Чтобы машина умерила ход, нам нужен тоже регулятор, и этот регулятор есть кадетское лицо в составе министерства." Средство спасения от большевиков видели в коалиционном правительстве с кадетами и многие другие участники Демократического совещания.

Против коалиции выступила эсер М.Спиридонова, закончившая свою речь лозунгом: "Долой коалицию, да здравствует власть народа и революции!" От имени большинства советской делегации против коалиции выступил и Ю.О.Мартов, который зачитал декларацию: "...Советы являются во всей России непосредственными носителями идей народовластия, органами, осуществляющими на деле Демократическую Республику и фактически концентрирующими в своих руках государственную власть на местах".

После деклараций ораторы продолжили выдвижение доводов за и против коалиции. От имени фракции большевиков выступил Л.Д.Троцкий, сказавший, что если демократия не возьмет власть, на смену ей придет бонапартизм. Вышедший на трибуну вслед за Троцким меньшевик И.Г.Церетели, выступивший против программы большевиков, сказал: "Если бы было возможно какому-нибудь революционному правительству дать это России путем решительной политики сверху, страна простила бы захват власти для этого хотя бы вопреки организованной демократии."

Но заявив о невозможности формирования революционного правительства, лидер меньшевиков высказался в пользу коалиции с кадетами. 18 сентября на встрече фракций большинством голосов было принято решение о разработке проекта Предпарламента.

Заседание 19 сентября участники Демократического совещания посвятили голосованию по вопросу о коалиции с кадетами. В итоге за коалиционное правительство высказались 766 человек, против - 688, воздержалось - 38 (включая В.М.Чернова). Однако тут же были внесены поправки об исключении из правительства всех причастных к корниловскому мятежу и об исключении всей партии кадетов. И тут возникла парадоксальная ситуация: обе поправки были приняты: первая 798 голосами против 139 при 196 воздержавшихся и вторая 595 голосами против 493 при 72 воздержавшихся. То есть, принятые поправки полностью подорвали саму возможность коалиции с кадетами.

Голосование за первоначальную резолюцию с поправками привело к тому, что за нее высказалось 183 участника Демократического совещания против 813 при 80 воздержавшихся. Чтобы не признать провал, президиум глубокой ночью предложил резолюцию: "Всероссийское Демократическое совещание постановляет, что оно не разъедется до тех пор, пока им не будут установлены условия организации и функционирования власти в приемлемой для демократии форме."

Это предложение было принято без возражений. 20 сентября президиум Демократического совещания провел в непрерывных заседаниях в Смольном институте, пытаясь найти формулу, позволяющую сформировать какую-то коалицию. Л.Б.Каменев от имени большевиков выступил за формирование "однородного демократического министерства", "делегированного Советами", без кадетов. Более радикальные требования предъявил представитель левого крыла эсеров М.А.Натансон, настаивавший на передаче всей власти Советам.

Меньшевики соглашались на демократическое правительство, но только при условии участия в нем большевиков, которые отказывались поддержать "платформу 14 августа". Явившийся на заседание президиума А.Ф.Керенский высказался за коалицию с кадетами, однако пообещал не мешать однородному правительству, если за него выскажется Демократическое совещание.

Итогом консультаций стало решение президиума о формировании правительства на основе "платформы 14 августа", ответственного перед выборным органом (Предпарламентом), выделенным из состава Демократического совещания. Очередное заседание Демократического совещания открылось почти в полночь. Предложенная президиумом резолюция и на этот раз не получила полного одобрения. Л.Д.Троцкий от имени большевиков выступил против принципов формирования Предпарламента и возможной коалиции с кадетами.

Те или иные возражения прозвучали из уст представителей других партий. После короткой дискуссии была принята по частям резолюция, допускавшая во втором пункте включение в состав правительства и Предпарламент "цензовых элементов", т.е - кадетов. Фактически консультации лидеров эсеров и меньшевиков о вступлении во Временное правительство начались утром 21 сентября (4 октября).

Несмотря на протесты большевиков, Демократическое совещание приняло резолюцию 829 голосами против 106 при 69 воздержавшихся (часть большевиков покинула заседание). В тот же день 21 сентября, но уже вечером, участники собрались вновь, чтобы обсудить вопрос о принципах формирования Всероссийского демократического совета (Предпарламента). Было отвергнуто предложение голосования за партийные и фракционные списки, оставив в силе куриальный принцип. 22 сентября были оглашены списки делегатов, избранных во Всероссийский демократический совет.

От имени большевиков выступил Д.Б.Рязанов, заявивший, что опыт Демократического совещания убеждает в необходимости передачи власти Советам. Против итогов совещания выступило и левое крыло эсеров. Закрывавший последнее заседание эсер О.С.Минор закончил свою речь словами: "Да здравствует международный мир!" В ответ из зала прозвучало: "Да здравствует социальная революция!"

                Список литературы.

1. ГАРФ. Ф. 1798. Оп. 1. Д. 12. Л. 3–47. Неправленая стенограмма.

2. С.Е.Руднева. Кризис власти и Демократическое совещание, сентябрь 1917 г. М. Наука. 2000. 256 с.

3. В.И.Старцев. Демократическое совещание. Вопросы истории. 1967. № 9. с. 210-213.

4. В.И.Старцев. Крах керенщины. Л. 1982. 273 с.

5. Д.В.Ознобишин. Буржуазная диктатура в поисках парламентского прикрытия. Исторические записки. 1974. Т. 93.

6. Демократический фронт накануне Великого Октября. М. Мысль. 1982. 223 с.

7. В.Е.Костин. Обсуждение идеи создания и состава предпарламента в России (сентябрь-октябрь 1917 г.). Вестник Пензенского государственного университета. 2013.

8. П.Галкина. Демократическое совещание. Борьба классов. 1936. № 1. С. 9-17.

9. Г.Константинов. Демократическое совещание и "предпарламент". Пропаганда и агитация. 1937. № 19. С. 15-22.

10. М.Музычкина. Всероссийское демократическое совещание и тактика большевиков. Исторический журнал. 1938. № 9. С. 25-34.

11. Г.Н.Голиков. Демократическое совещание и провал соглашательской политики эсеро-меньшевиков. Исторические записки. 1952. № 41. С. 44-72.

12. Н.Ф.Славин. Кризис власти в сентябре 1917 года и образование Временного Совета республики (Предпарламент). Исторические записки. 1957. Т. 61. С. 35-61.


Рецензии