Церковь и атеизм
Мы это наблюдаем с первых веков христианства и до наших дней. Что такое монахи первых веков? Это беглецы, ибо служение Богу и бюрократии – вещи несовместимые. Этих отшельников отлавливали, порой насильно возводили в сан епископов. С самого начала начальство желало управлять Богом и извлекать выгоду.
О чудовищном злокорыстии попов писал Белинский в знаменитом письме к Гоголю. Если он и привирал, то самую малость. На пустом месте атеизм нельзя было бы с огромным успехом ввести в повседневный обиход даже с помощью дьявола. Блок записывал в дневнике во время Первой мировой войны, что батюшка из его прихода торгует водкой не только днем, но и ночью – и это при строжайшем сухом законе.
Посещая современный храм, видишь и пошлость, и бескультурье, и алчность, и готовность даже освещать наворованные и хранящиеся за рубежом вклады.
Все это так, но скажем в сотый раз, что в церковь ходить лучше, чем в кабак. Пусть теперь нет старцев, по выражению Иоанна Крестьянкина, а остались только старики, но среди них много искренне верующих и благочестивых священников. Они заботятся о своей пастве, несут растревоженным людям мир и покой.
Где-то Дом Божий, действительно, превратился в вертеп разбойников, где-то – придерживается строгих правил и службы хороши. Главное, помнить, что Бог – не в Иерусалиме, не на Святой горе, не в ближайшем храме, а в чистом сердце.
19.09.2017
Свидетельство о публикации №217091901600