56. Новое правительство и новые Советы

Борьба с военным переворотом требует такой концентрации власти, что иногда приводит к той же военной диктатуре. После разгрома корниловщины Керенский соизволил соединить в своих руках посты премьер-министра и Верховного главнокомандующего. А поскольку правительство в прежнем составе уже не могло существовать, был образован узкий совет. Новый орган назвали Директорией, в которую вошли министр-председатель А.Ф.Керенский, министр иностранных дел М.Терещенко, военный министр А.И.Верховский, морской министр Д.Н.Вердеревский и министр почт и телеграфов А.М.Никитин.

Концентрация власти была достигнута, но в Директории отчетливо понимали, что это еще не вся власть. Оставались советские органы ВЦИК, Крестьянский ЦИК и Петроградский совет, обладавшие огромным влиянием, которое после отставки правительства и ареста лидеров корниловщины только усилилось. При этом, роль Советов возрастала вместе с перераспределением влияния от эсеров и меньшевиков к большевикам. Первым признаком этого процесса стало принятие Петроградским советом резолюции, предложенной большевиками 31 августа (13 сентября) 1917 года.

Это решение было принято 279 голосами против 115 при 51 воздержавшемся. Ушел в отставку эсеро-меньшевистский президиум Петросовета, включавший Керенского. Попытка меньшевиков получить одобрение политики старого состава президиума была отвергнута 519 голосами против 414 при 67 воздержавшихся. 5 сентября большевистскую резолюцию принял Московский совет. На следующий день ушел в отставку президиум и председатель Моссовета Хинчук. Новый президиум Московского совета уже включал большевиков В.П.Ногина, П.Г.Смидовича и Н.И.Бухарина.

Н.Н.Суханов писал: "Большевики были еще бессильны в верховном советском органе, в ЦИК, который был создан на июньском съезде. Это обстоятельство создавало иллюзию даже у мудрых смольных "мамелюков", что существует "вся демократия", во-первых, и большевики - во-вторых. Но это была совсем дешевая иллюзия. ЦИК, подобно Временному правительству, уже почти висел в воздухе и располагал силой только в едином фронте с большевиками."

Некоторое время перемены в составе Советов были малозаметны. Борьба с корниловщиной ненадолго сблизила меньшевиков и эсеров с большевиками. В начале сентября 1917 года В.И.Ленин даже соглашался на определенный компромисс, при условии, если руководство ЦИКов или Демократическое совещание захотят взять власть в стране, отстранив Временное правительство. Такой сценарий был выгоден большевикам, поскольку их позиции в Советах только укреплялись. Однако Демократическое совещание в соответствии с планами эсеров и меньшевиков в очередной раз отказалось брать власть и вернулось к привычной коалиции.

В новое правительство Керенского, сформированное 27 сентября, вошли кадеты, прогрессисты и социалисты (эсеры, меньшевики и энесы). Но преодоление кризиса было кажущимся. Сговор с кадетами только ослабил позиции эсеров и меньшевиков в Советах. На это сразу обратили внимание большевики. 12-14 сентября В.И.Ленин написал письмо ЦК, Петроградскому и Московскому комитету РСДРП(б), недвусмысленно заявив: "Получив большинство в обоих столичных Советах рабочих и солдатских депутатов, большевики могут и должны взять государственную власть в свои руки." И хотя эти указания были даны негласно, они начали исполняться.

Вечером 25 сентября 1917 г. состоялось заседание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, в котором больше половины мест уже принадлежало большевикам. Новый состав Совета позволил избрать новый Исполнительный комитет, наполовину состоявший из большевиков. Новым председателем Петросовета вместо Н.С.Чхеидзе был избран Л.Д.Троцкий.

Петроградский совет принял резолюцию: "Совет заявляет: правительству буржуазного всевластия и контрреволюционного насилия мы - рабочие и гарнизон Петрограда не окажем никакой поддержки. Мы выражаем свою твердую уверенность в том, что весть о новой власти встретит со стороны всей революционной демократии один ответ: "в отставку!". И опираясь на этот единственный голос подлинной демократии, Всероссийский съезд советов создаст истинную революционную власть. Совет призывает пролетарские и солдатские организации к сплочению своих рядов..." Другие органы власти соперничать с Советами не могли.

Созданный Демократическим совещанием Предпарламент (он же Демократический совет, он же Временный Совет Республики) оказался смесью партийных списков, включая 63 эсеров, 68 меньшевиков, 53 большевиков и 56 кадетов, и делегатов от общественных организаций (земств, крестьянских депутатов, казаков, торговли и промышленности и т.д.). Никаких преобразований он осуществлять не собирался и терпеливо ждал Учредительного собрания.

Но большевики не собирались ждать. По настоянию Ленина и Троцкого при возражениях Л.Б.Каменева и Д.Б.Рязанова было принято решение о бойкоте Предпарламента. Примечательно, что в это же время В.И.Ленин переехал из Выборга в Петроград. И уже 7 (20) октября, когда Керенский открыл Предпарламент, большевики сообщили о выходе из этого учреждения. Когда опасавшиеся скандала эсеры и меньшевики поинтересовались планами большевиков, последовал ответ: "пустяки, маленький пистолетный выстрел".

"Выстрел" произвел Л.Д.Троцкий, заявивший от имени РСДРП(б): "Официально заявлявшейся целью Демократического совещания являлось упразднение личного режима, питавшего корниловщину, создание подотчетной власти, способной ликвидировать войну и обеспечить созыв Учредительного собрания в назначенный срок. Между тем за спиной Демократического совещания путем закулисных сделок гражданина Керенского, кадетов и вождей эсеров и меньшевиков достигнуты результаты прямо противоположные. Создана власть, в которой и вокруг которой явные и тайные корниловцы играют руководящую роль.

Безответственность этой власти закреплена формально. Совет Российской Республики объявлен совещательным учреждением... Мы ничего не имеем общего с той убийственной для народа работой, которая совершается за официальными кулисами. Мы ни прямо, ни косвенно не хотим прикрывать ее ни одного дня. Мы взываем, покидая Временный совет, к бдительности и мужеству рабочих, солдат и крестьян всей России. Петроград в опасности, революция в опасности, народ в опасности. Правительство усугубляет эту опасность. Правящие партии усугубляют ее. Только сам народ может спасти себя и страну. Мы обращаемся к народу: да здравствует немедленный, честный демократический мир, вся власть Советам, вся земля народу, да здравствует Учредительное собрание!"

Фракция большевиков покинула Предпарламент. Отныне Керенский в противоборстве с Советами мог расчитывать только на карманный Совет Республики. Лидер меньшевиков Ю.О.Мартов констатировал: "...после Демократич[еского] совещания, возродившего коалицию с ее программой неопределенных обещаний, начался процесс катастрофического ухода масс к Ленину. Один за другим Советы стали переходить к большевикам, без всяких перевыборов: серяки солдаты и рабочие перебегали к большевикам. В Питере за пару недель все фракции, кроме большевиков, [превратились] в жалкое меньшинство, Чхеидзе и весь старый президиум Совета были свергнуты. То же в Москве с Хинчуком, то же почти во всех крупных городах."

27 сентября в газете "Рабочий путь" (переименованной "Правде") И.В.Сталин писал: "Столичные рабочие и солдаты уже сделали первый шаг, выразив недоверие правительству Керенского-Коновалова и призвав массы "к сплочению своих рядов вокруг своих Советов, воздерживаясь от частичных выступлений"... Слово теперь за провинцией." И провинция отозвалась довольно быстро.

8 (21) сентября 1917 года Киевский совет рабочих депутатов принял большевистскую резолюцию о необходимости перехода всей власти к Советам. В Харьковском совете большевики после выборов 21 августа получили 30% мест (после 13% в предыдущем составе). Выборы в Мариуполе дали большевикам 44% (вместо прежних 8%).

В Екатеринославском совете, где позиции меньшевиков были довольно прочными, на заседании 30 сентября при голосовании о поддержке Временного правительства большевики получили 246 голосов, эсеры и меньшевики - 229, украинские национальные партии - 92. Перевыборы Луганского совета 18 сентября привели к тому что в исполкоме из 20 членов 14 оказались большевиками, а в президиуме совета остались только большевики. Председателем совета в Луганске был избран К.Е.Ворошилов.

В Нижнем Новгороде процесс смены руководства растянулся до 2 (15) ноября. В Ярославле в местном совете после перевыборов из 250 мест большевикам принадлежало 111 мест, меньшевикам и эсерам - 82, беспартийным и представителям других партий - 57. 24 сентября Яро­славский Совет принял резолюцию о пе­реходе всей власти в руки рабочих, солдат и крестьян. 25 сентября Совет Ростова Великого заявил о поддержке передачи власти в руки Советов.

ЦИКу Советов рабочих и солдатских депутатов все труднее было игнорировать требования установления Советской власти. Только за 1 (14) сентября — Центральный Исполнительный Комитет получил от 126 местных Советов телеграммы с требованием взять власть в свои руки.

Инициативу созыва нового съезда Советов взяло на себя 22 сентября объединенное собрание Советов и общественных организаций города Выборга, которое разослало свою резолюцию Советам 23 крупнейших городов страны. Петроградскому Совету предложили потребовать от ЦИК созыва Всероссийского съезда, а в случае отказа ЦИК - созвать съезд самому. 23 сентября идею выборгских депутатов подхватили левые эсеры Петрограда. В этот же день большевики на заседании ВЦИК предложили назначить открытие Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов на 15 октября. После дискуссии ВЦИК принял решение о созыве съезда 20 октября.

                Список литературы.

1. Л.М.Андреева. Политическая борьба на Южном Урале летом-осенью 1917 года. Научный альманах. Тамбов, 2017. № 3-2 (29). С. 231-233.

2. А.Г.Аннин. Перевыборы Советов рабочих и солдатских Центральной России и взаимодействие фракций социалистов накануне третьего политического кризиса (18 июня - 3 июля 1917 г.) Воронеж. Вестник Воронежского государственного университета. 2006. № 2. с.112-117.

3. В.Аверьев. Советы перед Октябрьской социалистической революцией (сент.-окт. 1917 г.). Советское государство и право. 1941. № 1. С. 26 – 39.

4. Л.Ф.Карамышева. Борьба большевиков за Петроградский Совет. Март—октябрь 1917 г. Л. Лениздат. 1964. 227 с.

5. Большевизация Петроградского гарнизона. Сборник материалов и документов. Л. Леноблиздат, 1932. 402 с.

6. А.И.Верховский. На трудном перевале. М. Воениздат. 1959. 448 с.

7. А.М.Совокин. В преддверии Октября. М. Мысль. 1973. 348 с.

8. А.М.Совокин. О возможности мирного развития революции после разгрома корниловщицы. Вопросы истории КПСС. 1960. № 3. С. 50–64.

9. Я.Л.Пичкуренко. К вопросу большевизации Советов в  1917 г. Исторический опыт борьбы КПСС за установление и упрочение диктатуры пролетариата. Калинин. 1976. С. 86—87.

10. Б.Бреслав. Канун Октября 1917 г. Съезд Советов Северной области 11-13 октября 1917 г. М. Издательство политкаторжан. 1934.

11. Большевизация петроградского гарнизона в 1917 г. Сборник материалов и документов. Л. 1939. 435 с.


Рецензии