57. Пугачевщина 2. 0

Короткий и свирепый поход Емельяна Пугачева в Поволжье в 1774 году настолько напугал русских помещиков, что подавленное восстание даже дальним потомкам убитых дворян казалось прологом нового, еще более кровавого движения. В 1917 году можно было подумать, что этот "апокалипсис" уже наступил.

Помещик М.Боборыкин писал Родзянко: "В моей голове как-то не укладывается, чтобы я мог лишиться моей земли да еще для самой невероятной цели: опыта социалистических учений". Но желания земледельцев были настолько очевидны, что Боборыкин соглашался пойти навстречу "стихийным стремлениям крестьян и до Учредительного собрания распределить часть помещичьей земли среди "трудящегося народа"."

Но мужики не хотели ждать и захватывали барскую и прочую землю. Юридическая статистика отмечала рост "погромно-захватных правонарушений", которых в мае было 152, в июне - 112, в июле - 387, в августе - 440, в сентябре - 958. На первых порах не столько захватывали имения, сколько вполне традиционно косили траву на помещичьих лугах и рубили лес в господских лесах. Но случались и более решительные действия.

В июне крестьяне деревни Савичи Бобруйского уезда пошли в соседнее имение Вавуличи, принадлежавшее П.А.Воронцову-Вельяминову, захватили и поделили между собой помещичью землю. 4 июля в Трояновской волости Рославльского уезда крестьяне захватили земли помещиков Наумова и Шершевицкого. Солдат Г.М.Ражев описывал, как в его присутствии крестьяне грабили яблоневый сад в имении Веретенникова Оржевской волости Кирсановского уезда. Причем, когда их пытались остановить, ссылаясь на позицию властей, в ответ прозвучало, что Временного правительства здесь не признают.

В некоторых селах крестьяне действовали в духе настоящей "пугачевщины". 24 августа сообщили о разгроме имений князя Вяземского и Вельяминова, закончившемся арестом и убийством Вяземского на станции Грязи в Усманском уезде. 7 сентября в селе Сычевка Козловского уезда охрана кулака Романова, арендовавшего имение помещика Похвистнева, ранила двух крестьян, зашедших в посевы подсолнуха. Вскоре имение Похвистнево было сожжено, а Романова убили. На следующую ночь сожгли имения во всех соседних селах.

За неделю в Козловском уезде были разгромлены 54 имения, в том числе 16 полностью. 13 сентября управляющий имениями княгини Белосельской-Белозерской в Козловском уезде В.Брем писал губернскому комиссару: "Девятнадцатого и двадцатого [августа] в Скобелеве и Ивановском имения разгромлены, скот угнали, весь хлеб увезли, постройки разобраны, дом сожжен. Со Спасском два дня не имели сообщения. Под предлогом ареста милиция увезла меня в волость, потом проводила на станцию. Почти все мое имущество ограбили."

Представители Козловского отдела Всероссийского союза земельных собственников сообщили тогда же о том, что в Козловском уезде за три дня было сожжено 24 имения. 26 сентября было разгромлено имение "Варские" в 9 верстах от Рязани, принадлежавшее Петрово-Соловово (такая фамилия): скот и домашнюю птицу угнали, сельскохозяйственные орудия и машины, были вывезены, лесопилка разгромлена, дом разорен.

Управляющий этого имения П.Ф.Шпилев был забит насмерть крестьянами. В конце сентября в Сердобском уезде Саратовской губернии вместе с поместьями Деконской, Сабурова, Ширинкиной и Непарокомова активно громили и жгли хозяйства крестьян-отрубщиков. 7 октября в прессе сообщили, что в Задонском уезде, в районе села Животинного, крестьянами частично разгромлены имения Черткова и других помещиков, при этом были сожжены более 60 тысяч пудов пшеницы и других зерновых. Впрочем, зная практику "аграрных беспорядков", можно предположить, что часть якобы сожженной пшеницы была пристроена в крестьянских амбарах. В начале октября в Наровчатском уезде разгромили 8 имений.

Не было спокойно даже в прифронтовой полосе. Губернский комиссар сообщал 21 сентября в МВД, что в Луцком уезде в имении Городец крестьяне засеяли рожью большую часть помещичьей земли и стали вывозить для своих нужд помещичий лес, в Новоград-Волынском уезде в селе Рогачеве — захватили у помещика 200 десятин земли и засеяли ее, в Острожском уезде — запретили помещику засевать поля и начали их обрабатывать сами, в селе Корначевка в Кременецком уезде захватили урожай, не дав помещику ни одного снопа, а весь озимый клин помещичьей земли засеяли сами. В Кагарлыкской слободе под Киевом 19 октября был разгромлен винокуренный завод и имение Гагариной.

Движение было настолько массовым, что правительство при всем желании не могло отразить все посягательства на помещичью и прочую частновладельческую землю. Однако Керенский не бездействовал. Если в марте-июне было 17 случаев подавления крестьянских восстаний, то в июле-августе их было 39, а в сентябре-октябре - 105.

Однако подавление крестьянских выступлений становилось делом малоперспективным. 16-17 октября 1917 г. крестьяне села Звониха Брацлавского уезда изгнали карательный отряд в составе 114 казаков под командованием начальника Подольской губернской милиции. 23 октября Лукояновский уездный комиссар сообщал прокурору: "Прибывшая из Коврова команда - 100 георгиевских кавалеров - перешла на сторону крестьян, избила волостного милиционера, арестовала начальника милиции Кулакова."

Главные интересы крестьян были связаны с земельными угодьями. Поэтому, захватывая поля, луга и леса, они в меньшей степени посягали на усадьбы. Кроме того, далеко не во всех имениях существовали дома владельцев.

Барские усадьбы представляли интерес прежде всего, как источник пополнения хозяйственной утвари. Дома разрушали далеко не всегда, предпочитая громить хозяйственные постройки. По данным В.Г.Тюкавкина и Э.М.Щагина, из 2024 выступлений крестьян в 10 губерниях за сентябрь-октябрь 1917 года 652 заключались в захвате основных средств производства, 626 закончились ликвидацией имений, 523 свелись к отдельным санкциям против землевладельцев и только в 48 случаях привели к террору.

Некоторые из бывших помещиков уступали свои права добровольно. В.И.Танеев (1840-1921) передал свою усадьбу Демьяново на окраине Клина Давыдковскому волостному совету. В обмен бывший владелец получил охранную грамоту и благополучно дожил в своем доме до самой смерти. Престарелый монархист А.Н.Куропаткин (1848-1925) благополучно пережил аграрный переворот в своем имении Шешурино в Холмском уезде и даже некоторое время учительствовал в местной сельскохозяйственной школе. Большевик Г.В.Чичерин отказался от своих прав на усадьбу Караул, которая использовалась в качестве детского дома и сгорела в 1996 году. Часть обстановки барских домов находится теперь в музеях. А политиков захваченные земельные угодья интересовали прежде всего, как источник продовольствия в условиях экономического кризиса.

9 (22) октября Л.Д.Троцкий в выступлении на заседании Петроградского совета заявил: "Главное возражение наших противников состоит в следующем: "Не давайте, - говорят они, - обманывать себя тем, что происходит в Советах. Никакая революционная власть не даст хлеба и не увеличит пайка". Не следует, по-моему, так уменьшать значение государственной власти. Власть не может создать хлеба, когда его нет, но она может увеличить в 24 часа на 100 проц. цену на него. Можно было бы достать хлеб от крестьян и без этого, но для этого необходимо приступить к централизации руководства всей экономической политики."

Говоря об усредненных представлениях жителей страны, обычно вспоминают так называемую "американскую мечту", подразумевающую собственное предприятие, уютный дом или традиционную ферму. Редко кто вспоминает, что существовала и "русская мечта", воплощением которой должны были стать десятины плодородной земли, прочная изба и воля. За эту мечту могли драться, не щадя ни своей, ни чужой крови.

                Список литературы.

1. А.В.Медведев, Крестьянская революция в России (1917-1918). "Наука. Мысль." 2017. № 1-2.

2. Революционное движение в России в мае-июне 1917 г. Сборник документов и материалов. М. Издательство АН СССР. 1957. 662 с.

3. А.Д.Малявский. Крестьянское движение в России в 1917 г. Март-октябрь. М. Наука. 1981. 400 с.

4. Г.Н.Кочешков. Крестьянская "жакерия" в постфевральской России (март-октябрь 1917 г.) Ярославский педагогический вестник. 2014. Том I. № 2. С. 65-67.

5. Крестьянское движение в 1917 году. Подготовили к печати К.Г.Котельников и В.П.Меллер. М.-Л. Госиздат. 1927. 442 с.

6. В.П.Данилов. Крестьянская революция в России, 1902 - 1922 гг. Из материалов конференции "Крестьяне и власть". Москва-Тамбов. 1996. С. 4-23.

7. В.В.Кабанов. Аграрная революция в России (содержание, время действия, результаты). Всесоюзная научно-практическая конференция по проблеме "Великая Октябрьская социалистическая революция и освещение ее всемирно-исторического значения в преподавании общественных наук и исторических дисциплин в высшей педагогической школе". Тезисы. Вып. 2. М. 1977. С. 27.

8. В.П.Данилов. Об итогах перераспределения земельного фонда России в результате первых аграрных преобразований Советской власти. В кн.: Тезисы докладов и сообщений восьмой (Московской) сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. М. 1965.

9. Т.В.Осипова. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. М. Стрелец. 2001. 399 с.

10. Т.В.Осипова. Классовая борьба в деревне в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. М. Наука. 1974. 351 с.

11. П.Н.Першин. Аграрная революция в России. М. Наука. 1966. Книга 1. 490 с.

12. В.Г.Тюкавкин, Э.М.Щагин. Крестьянство России в период трех революций. М. Просвещение. 1987. 206 с.


Рецензии