149. Знакомая старая и невеста новая

  (Фрагмент романа «Крепостная герцогиня». Лондон. 1734-ый год.)
 
Чрез полчаса предстал Джордж пред родителями своими.
- А наш Колин, принцессой обещанный не прибыл? – герцог Уолтер удивился.
- Прибыл, да не наш!
- Уж не Колин ли Макинтош, - усмехнулась герцогиня Мелани, - камердинер леди Мак…, в общем, бабушки твоей шотландской?
- Ты аки всегда права, маменька! Привёз он эпистолу от бабушки, на языке гэльском писаную и невестой моей бывшей вослух на язык расейский переведённую.
- Бывшей?! – воскликнул Уолтер. – Так и чувствовал! И где же твоя нынешняя … Юдка?
- Пока ещё «Лала» ожидает решения вашего во сквере у дома нашего. Молвила она, что лучше уж решить судьбу ея сегодня, дабы лишний раз нервную миссис Смит визитом особ Сиятельных и Светлейших не утомлять.
- А подумала ли твоя вертихвостка полу-иудейская, - схватился за главу Уолтер, - что оскорблённая невеста твоя бывшая принцесса Маргарита в лучшем случае нас разорит, а в худшем … подумать страшно.
- Я никому не позволю оскорблять мою  любимую! – Джордж пылкий воскликнул. – А коли вы супротив брака нашего, то перебьёмся без денег ваших, ибо Лала сама теперь зарабатывает неплохо, работая на небезызвестного Жи Ван Ши!
- Тогда вон из дома моего! – закричал герцог Уолтер.
Младой человек повернулся и с гордо поднятой главой ко двери зашагал.
- Постой, - воскликнула мать. – Надеюсь, денег Лалы хватит на содержание пока не работающей свекрови?
Опешили оба мужчины, но первым очухался младший из них:
- Не прибедняйся, маменька! Из нас двоих лишь я – нищий.
- Неужли подумал ты, что хоть и бывшая, но крепостная девка Малашка, лишь благодаря отцу твоему на вершину благополучия вознесённая, посмеет от него хоть шиллинг потребовать?
- Хватит! – герцог Уолтер Гриффит воскликнул. – Будем считать, что не выражался я негативно в адрес Лалы. Тем паче, изо всех отпрысков шафировских лучше всех именно онА к семье нашей относилась.
Герцогиня Мелани не удержалась:
- Помнится, мать ея будущая в начале знакомства вашего с куда бОльшей любовью к тебе относилась… К счастью, без взаимности!
- А что касаемо мести лютой от принцессы обиженной, - заглаголил Джордж, - то поведение благородное Лалы, … да и Маргариты тоже… привело к тому, что мести не последует.
И поведал он родителям об отказе от него Лалы ради Маргариты, а засим об отказе от него Маргариты из-за Лалы.
- А я-то думал, - проговорил Уолтер, - что девы столь благородные лишь в романах встречаются! Правда, ученица моя лучшая Юдка всегда была таковой, но не ожидал я, что благородство ея с годами сохранится!
Улыбнулась герцогиня:
- Она, действительно, одна из лучших учениц Роджера Смита!
Расхохотался бывший Роджер:
- Я настолько привык к тебе аки к супруге моей возлюбленной, что позабыл о лучшей ученице своей, коей ты ранее являлась!
- Но «Юдка дробь Лала» коли и отстала от меня, то не намного. Так что, зови, Егорушка, свою знакомую старую и невесту новую!


Вскоре ввёл Джордж Гриффит в покои родительские невесту свою. Узрев красоту сию, за время разлуки расцветшую, коюю не уменьшило даже одеяние скромное, отверз герцог Уолтер уста, но подо взором супруги своей замкнул оные.
- Добрый день, Ваши Светлости! – молвила гостья по-аглицки.
- И твоему Сиятельству того же! – ответила будущая свекровь. – Наслышана премного о подвигах твоих шахматных.
- Сие суть заслуга тренера моего единственного! – чемпионка ответила, на герцогиню глядя.
- Ну-ка, посмотрим, - улыбнулась Мелани, - чему я тебя научила?
Расставили шахматы, но пред началом партии Мелани молвила:
- Коли одолеешь меня, то Джордж – твой! Коли будет ничья, …
- «Сапиенти сат!» (что в переводе с латыни означает «умному достаточно!»). – перебила кандидатка в невестки, побледнев, аки полотно, 
- Ну, коли ты такая умная, - усмехнулась Мелани, - то ходи!
Партия была столь увлекательной, что Лала отвлеклась от своей доли несчастной, и к ней вернулся прежний цвет лица. Наконец, воскликнула соперница юная:
- Ваша Светлость, ход сей к потере коня чрез пять ходов приводит. Но не желаю я становиться супругой Джорджа возлюбленного токмо из-за ошибки и супротив желания Вашего. А посему даю возможность взять назад ход сей ошибочный.
- Тронута, Лала, словами сими покорными, но не воспользуюсь благородством твоим и оставлю сей слабый ход в силе.
- В таком случае, придётся мне по соображениям нешахматным сдаться, - молвила девушка, вновь побледнев. - Прости, Джордж любимый – не судьба! Ваши Светлости, могу ли я принять предложение брачное второго сына вашего Колина Гриффита?
- Ответь честно, Лала… Хотя, ответить нечестно ты просто не способна, - герцогиня вопросила. - Джорджа ты назвала любимым. А можешь ли так же назвать Колина?
- Смогу, … когда полюблю, … то бишь ежели полюблю.
- И Джорджа позабыть сможешь?
- Увы! Глаголила Маргарита, что не может выйти за Джорджа, ибо между ними будет постоянно стоять образ мой. Так и я не могу выйти за Колина, ибо между нами будет постоянно стоять образ Джорджа. А посему позвольте сожаление выразить, что морочила всё ваше семейство достойное. Желаю всем вам процветания дальнейшего.
Не успела невеста бывшая сделать несколько шагов ко двери, аки воскликнул герцог Уолтер:
- Погоди, Лала! Мелани, хочу поговорить с тобой в комнате соседней.
- Хорошо. А пока мы беседуем, пусть соперница моя шахматная повнимательнее на доску посмотрит.
Лишь вышли супруги в комнату смежную, воскликнул герцог:
- Почему разрушила ты счастье сына нашего?
- Какого по счёту? – герцогиня усмехнулась.
- Первого, ибо со вторым счастья у Лалы не получилось бы.
- Не отказывала я Лале. Это она так подумала. Правда, согласия тоже не давала, ибо не радовала тебя перспектива появления внуков носатых, а других от сей полу-иудейки ждать не приходится.
- И теперь не радует, но в виде исключения …

Лишь токмо вошли супруги в залу, воскликнула шахматистка юная:
- ПризнаЮ ошибку свою, Ваша Светлость! Нельзя мне коня выигрывать из-за контрудара незаметного, а посему мною незамеченного. А коли не проводить сию комбинацию ошибочную, то позиция моя хоть и тяжёлая, но ничейная.
- Это мы ещё посмотрим! – герцогиня усмехнулась, и партия возобновилась. Наконец, воскликнула Мелани:
- Поздравляю, Джудит, с ничьей заслуженной!
- Но маменька, - Джордж воскликнул. – Уж на что я в сей игре премудрой не разбираюсь, и то вижу, что фигур у тебя куда более!
- Соперница моя отдаёт почти все фигуры оставшиеся, - мать ответствовала, шахматы по доске передвигая, - но получается пат, то бишь позиция ничейная, ибо шаха нет, а ни одна из фигур невесты твоей с места сдвинуться не может!
- Какая красота! – Джордж Гриффит воскликнул.
- Согласен с тобой! – поддержал его Уолтер, … взглянув на будущую невестку.
- Погоди, маменька! Ты назвала Лалу невестой моей! Али «ляпнула» сие, не помыслив?!
- Не мыслила я сейчас над словами сими, ибо обдумала ранее и давно решила, что не будет тебе жены лучше, нежели … Лала верная, прекрасная да и не глупая вовсе! Другое дело, что отец твой пришёл к выводу сему очевидному лишь несколько минут назад. Но лучше поздно, нежели никогда!
                ***


Рецензии