Эссе 1 Читая дневники Свиридова Мысли вслух

Читая дневники Свиридова. Мысли вслух.

Эссе 1

Имя Великого Русского композитора Георгия Васильевича Свиридова (1915-1997) знакомо каждому человеку Русской культуры. Но значение нашего Русского Гения искусственно принижено всей «советско-демократической» либеральной пропагандой. Русский Мiръ чтит своего Гения, хотя пока может быть не в той степени какой он заслуживает.

Как композитор Свиридов возродил краеугольное русское природное понятие неразрывной органической связи Музыки и Слова, в том смысле, что на природном Русском Поле одно без другого просто несущественно. Важны и естественная природная музыкальность самого Русского Слова, отсюда органично вытекают его богатая, своеобразно-типологическая семантика, фонетика и лексика, как и Музыка, подвигающая к выражению Словом, и звучащая также органично, параллельно с ним.

Свиридов прожил долгую и богатую творчеством и разными событиями и встречами жизнь. Его творческая натура требовала постоянного обобщения, анализа, исследования событийного ряда творческой жизни и все это отразилось в его дневниковых записях, которые он вел всю жизнь. Его дневники представляют не меньшую ценность, чем музыкальные произведения.

И к счастью для Русской Культуры около композитора оказался его племянник и единомышленник Александр Белоненко (род. 1946)  –  музыковед, исследователь истории музыки, музыкально-общественный деятель. Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, президент Национального Свиридовского фонда, который после смерти Свиридова обработал и издал в 2002 году дневники композитора под названием «Музыка как Судьба». Сам тираж был микроскопический (насколько позволили тогда финансовые возможности) и дневники сразу стали библиографической редкостью. И вот в 2017 году наконец удалось сделать более широкое, дополненное и откорректированное издание дневников, под тем же названием тиражом 7000 экземпляров.

 Огромную роль в биографии Белоненко, формировании его научных интересов, художественных вкусов, наконец, в его становлении как музыканта сыграл факт длительного, тесного общения с композитором Г. В. Свиридовым. Первоначально чисто родственные отношения, а затем и профессиональные интересы способствовали тесному сближению, которое переросло в сотрудничество. Богатый опыт личных наблюдений, продолжительные беседы с композитором, прослушивание музыки в авторском исполнении, присутствие на репетициях и записях стали высшими университетами в жизни музыковеда. Все это, в конечном счете, определило главную тему его творчества. Первые шаги в науке  были связаны с изучением истории русского церковного пения.

Главной сферой научной деятельности Белоненко становится изучение творческого наследия Свиридова. Уже в ранних статьях, посвященных композитору, исследователю удалось убедительно доказать, что корневым истоком творчества нашего великого соотечественника является его православное миросозерцание. Этой теме посвящена статья «Метаморфоз традиций» (1980).

А вот здесь Белоненко не совсем прав и вот почему?

Творческая личность творит тогда Вечное, когда она всегда ощущает неразрывную связь с Творцом и это совсем не религиозность, и ее внешние проявления, это чувство глубоко природное от Духа Личности. И только в этом случае Творчество глубоко связано с коллективным Типологическим Духом своего Народа и только тогда оно устремлено в Вечность, где Время и Пространство лишь природная среда существования творческой личности. Поэтому творчество Свиридова глубоко русское и православные мотивы в нем органичны, а народно-церковное пение основа и источник творческого вдохновения. И дневниковые записи Свиридова тому свидетельство, в чем Мы с Вами и убедимся далее.

Знакомясь вместе со мной с мыслями Великого Русского Человека помните «советскую» эпоху, когда высказывалось то или иное мнение и глубокую внутреннюю культуру личности автора записей.

Вот мнение о Блоке, которого Свиридов ценил, было даже несколько чрезмерно. Но здесь надо учитывать, что Свиридов вырос на Блоке. Блок обильно печатался при советской власти, в отличие от иных русских деятелей культуры, как и его иные, не всегда понятные до конца, оценки людей и событий.

 В этом весь Свиридов в русском культурном поиске: -

 «Русская душа всегда хотела верить в лучшее в человеке ... Отсюда - восторг Блока, Есенина, Белого от революции ... Тысячи раз ошибаясь, заблуждаясь, разочаровываясь - она не устаёт, не перестаёт верить до сего дня, несмотря ни на что! Отними у неё эту веру - Русского человека нет. Будет другой человек и не какой-то «особенный», а «средне-европеец», но уже совсем раб, совершенно ничтожный ... Тысячелетие складывалась эта душа, и сразу истребить её оказалось трудным. Но дело истребления идёт мощными шагами теперь».

Добавлю и наш исконно русский пророческий поэт Николай Клюев также кратковременно «очаровывался» «ветром революции» (страшное слово от корня «колдовские чары»; знаменательно, мировые революционеры проливали реки русской крови, во главе с «темным культурологом» всероссийским - «лунаЧАРским»).

Здесь показательна судьба поэта Максимилиана Волошина. Западник и «французский» республиканец, бунтовщик со студенческих лет, он с восторгом встретил революцию в России, как начало всеобщего обновления социального мира народов. Еще в 1919 очаровывался главой ЧК Одессы садистом «товарищем северным», говоря о нем Бунину, к ужасу последнего, что «северный прекрасной души человек и тоже немного поэт». Но позже увидел, как эти поэты массово, с садистской радостью пускают «революционные» реки крови и буквально купаются в крови своих безвинных и беззащитных жертв тотального террора, пришел к «пророссийскому» периоду своего творчества, но русским поэтом так и не стал, не было дано от природы.   

Русский Мiръ прикасаясь к творчеству Великого Композитора, отмечает, что  музыка Свиридова является наследницей великих музыкальных традиций природного Духа Русского Народа. Свиридов по праву стоит в одном ряду с  Мусоргским, как своим предтечей, он также пропускал через душу все происходящее в России. Боль за бесконечно трудный Русский Имперский Путь, пророческое предвидение ещё больших бед и плач о них роднят композитора с образом Юродивого в «Борисе Годунове» и, следовательно, с самим Мусоргским.

«Глубоко неверная наша мысль о том, что Глинка – основоположник нашей музыки ... Народная песня и старая церковная музыка - вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры. Это понял Мусоргский и тем стал велик. В следовании этим традициям и развитии их его свежесть и оригинальность».

«Мусоргский - великий духовный композитор ... Он открыл заново корневое русское искусство ... полнокровное, могучее, хранившее народный дух, контактное с природой и её жизнью, наполненное изначально Божественного смысла - непостижимого и вечного.

«Величие художника - это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина - это величие христианина».

«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным».

Многие отмечают, что музыкальному гению Свиридова свойственна также гордость за «простого» русского мужика (ведь он и сам родом из крестьян), но это обычная дань Мастера той эпохе «демократии» советского периода. Творчество Свиридова глубоко элитарно в культурном смысле.  Его богатырские образы (в «Маленьком триптихе») заставляют вспомнить могучих защитников Древней Руси, воспетых Бородиным. Свиридов в своей музыке часто обращается к яркой краске колокольного звучания, что, несомненно, заставляет говорить о родстве с музыкой Рахманинова (в «Поэме памяти Сергея Есенина»).

«Колокольный звон - это совсем не материальные звуки, это символ, звуки, наполненные глубочайшим духовным смыслом, который не передашь словами. Без этого смысла - всё это превращается в обыкновенный железный лязг ...».

Здесь Свиридов не доводит до русского логического конца свою мысль. Колокольный звон Душа и природный Дух Русского Мiра. Он звучит в нашей Русской природной Душе всегда, вспомните и сигнал тревоги, это тоже колокольный звон. Поэт Александр Башлачев пророчески отразил этот феномен в своих русских балладах: - «Время (русское бремя) колокольчиков» и «Случай в Сибири». За такими Русскими Мальчиками наше будущее и причастность Гения Свиридова, к грядущему Русскому Воскресению, очевидна.

На этом закончим и продолжим в следующей части.


Рецензии