103. Школа даосов о правде и истине
О ПРАВДЕ И ИСТИНЕ
Человек рождён для того, чтобы познать Истину, которая находится на земле, но есть ещё и Правда, которой обладает Небо. Во всяком случае, так говорится в Библии. Истина рождается от Правды, и человек, постигающий её, способен влиять на свою судьбу, но для этого ему ещё нужно знать и Правду, которая раскрывает ему свои секреты предопределения. Иисус Христос знал, что он погибнет, но не уклонился от смерти, потому что знал также и Правду Неба, то есть своё предопределение. Сказать Правду людям – это высшее предназначение человека, которое наделяет наше слово божественной Истинной. Иисус Христос говорил: «Блаженны алчущие и жаждущие Правды, ибо они насытятся». И ещё он говорил: «Блаженны гонимые за Правду, ибо их есть Царство Небесное». Даосы также отделяли Правду от Истины и знали её силу, поэтому всегда держались Правды. О силе Правды Чжуанцзы говорил так:
СИЛА ПРАВДЫ
Однажды Ограждающий, наследовавший царство
У Высочайшего, решил от власти устраниться,
Хотел другу отдать всё управленье государством,
Но Северянин (1), друг его, не смог не возмутиться:
- "Я удивлён Вам, государь, и Вашим поведеньем,
Ведь жили посреди Вы орошаемого поля,
Пороги обивали у Высочайшего с прошеньем,
Потом, взяв власть, сказали, что на всё есть божья воля.
Вы ж, захватив престол, предстали перед миром вором,
Но этого всего Вам мало, как я понимаю,
Решили осквернить меня, покрыв ещё позором,
Сейчас, когда смотрю на Вас, я от стыда сгораю".
Так, правду высказав царю, придворный удалился,
Сказал о том, о чём все за спиной царя шептались.
Затем, покинув двор, в реке Цинлин он утопился,
Так сказанные им слова в истории остались.
Примечание
1. Бэйжэнь Уцзэ - философ по прозвищу Северянин не Допускающий Выбора, служивший при дворе Высочайшего и Ограждающего.
Когда я услышал слова этой притчи, то мне вспомнился текст моего Учителя из цикла «Великое в малом», который он давал мне для перевода. В нём лиса высказала правду хозяину дома, где она поселилась, и хозяин был ей признателен за это. Высказываемую правду всегда может оценить только совершенный человек, умеющий определять в лести ложь и видеть правду даже в нелицеприятных для себя высказываниях.
ОТКРОВЕННОЕ СУЖДЕНИЕ
У Лю Цзы-мина, арендатора, семья большая
Была, зажиточная, в кладовой еду хранила,
Лиса жила там скромно, жить семейству не мешая,
Семья по праздникам лисе подарки подносила:
Две курицы, вина пять чарок, и лиса всё брала.
И если забирался вор, или пожар случался,
Лиса в окно стучала или голос подавала,
Хозяин этим об опасности предупреждался.
Ничто не ускользало там от её взгляда мимо,
Хотя и беспокойства она им не доставляла,
Раз слышит Лю, лиса хихикает неудержимо,
Спросил её хозяин, что её так забавляло.
Вопрос услышав, ещё пуще стала та смеяться,
Как будто без причины бы над чем-то потешалась,
Хозяин, недоумевая, принялся ругаться.
- «Смеюсь я про себя, - лиса ему тут отозвалась, -
Над тем, кто заключил союз с названным братом-другом,
А пострадал родной брат, всех работников уволил,
Кто щедро дал сыну жены от первого супруга,
А сына от жены покойной этим обездолил.
Но почему мой смех, тут неприязнь у вас мог встретить?
Простите, господин, за глупости моих суждений».
Лю стало стыдно, ничего не смог он ей ответить.
Лиса сказала фразу из «Бесед и рассуждений» (1):
«Уйти ль можно от сурового предостереженья?
В нём ценно то, что оно вызывает измененья.
Не радым можно ли быть мягкому увещеванью,
В нём ценно то, в чём открывается весь смысл вниманью».
Лиса вздохнула пару раз и скромно замолчала.
Лю изменил своё с тех пор в семействе поведенье.
Пересмотрел свой жизненный путь с самого начала,
Добрее стал и справедливей к близким в отношенье.
Мудрец Шао Ань-гу сказал об этом своё мненье:
- «Ведь даже близкий друг произнести не смог б такое,
А вот лиса смогла дать откровенное сужденье,
Как будто доверяя лишь своё, а не чужое.
Бывает трудно воспринять такое рассужденье,
Серьёзное, лиса ж сумела этого добиться,
Шутливо преподать ему такое откровенье,
И даже сам Дунфан Мань-цянь (2) бы ею смог гордиться.
Как б я ему это осмелился сказать, не знаю,
И вряд ли бы такое ему высказать решился,
И если б довелось попасть бы мне к её сараю,
Я непременно снял бы шляпу и ей поклонился».
Примечание
1. «Беседы и рассуждения» - цитата из «Лунь-юя» - памятник середины V. века до н. э., в котором записаны различные суждения Конфуция и его беседы с учениками и другими его современникам.
2. Дунфан Мань-цянь – Дунфан Ши (161 – 87 гг. до н. э.) – приближённый ханьского императора У-ди, учёный и государственный деятель, славившийся бесстрашием и остроумием, с которыми он излагал свои мнения императору.
Зная Правду, можно влиять на свою судьбу. О загадках судьбы Чжуанцзы говорит так:
ЗАГАДКИ СУДЬБЫ
Считал Цюаньгун (1) «Люди действуют и умирают.
Но если так, на всё тогда имеется причина.
Но многие, живя на свете, этого не знают,
Для них всегда загадка - их рожденье и кончина.
Но есть причина ли в явленьях холода и жара?
Природные процессы все находятся в движенье,
Дожди и снег от накопленья происходят пара,
Зависит всё от изменений и перемещенья.
У неба есть число периодов, на земле - место
Для тьмы вещей вмещенья и во всё проникновенья,
Где также расселяется народ весь повсеместно.
Но для всего ли существует предопределенье?
Конечно, следствие с причиной многое меняют,
Но не везде есть механические измененья,
Их избежать способен тот, душой кто обладает,
И принимает часто в жизни сложные решенья.
Но это порождает лишь во всех движеньях сложность,
И от причин и следствий их совсем не избавляет,
Но всё же в выборе решений у нас есть возможность,
И только это судьбу нашу предопределяет".
Пояснение
1. Цюаньгун - даос по прозвищу Советующий.
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217092000118