Младенчество и старчество веры

В чём коренное различие между идолопоклонством и совершенным богопочитани-ем? В уровне развития сознания человека. Тогда как идолопоклонство можно назвать младенческим богопочитанием, совершенное богопочитание есть почитание умудрённо-го опытом старца. Как же определить младенческое и старческое? Младенческое — есть почитание формы, ритуализованное почитание множества или одной из форм проявле-ния Божественного. Старческое — есть почитание внутренней сущности жизни, Единого Божества, скрытого и проявленного в бесконечном разнообразии живых существ и форм.
Для младенческого форма и ритуал крайне важны. Для старческого имеет значение лишь Единая Сущность. Для младенчества свойственно разделять на светлое и тёмное, доброе и злое, своё и чужое, разделять Единое на две противоположности или на мно-жество кажущихся самостоятельными оттенков Света и Тьмы. Для старческого свой-ственно устремление к Богу во всех Его проявленных формах, способность видеть Еди-ное, проявленное в добрых и злых, знающих и несведущих, в человеке и природе.
«Младенцы» богопочитания от малого знания искренне полагают, что они-то и есть истинные верующие. Причем чем меньше знание их о Боге, тем более оно убеждает их в собственной правоте. Ведь если они сами и считают себя несовершенными, даже вели-кими грешниками, то, конечно, пастырей своей веры они почитают познавшими Бога, хо-тя бы те и были вовсе не познавшими, но читавшими книги познавших. Как будто бы слепой, которому рассказали о Солнце автоматически должен был бы стать зрячим…
«Старцы» же богопочитания от более глубокого знания искренне полагают знание своё несовершенным и ограниченным, сознают бесчисленность форм и беспредельное многообразие проявлений Бога, сознают Его не только в тех или иных людях, явлениях, вещах, но — Вездесущим, Всеобъемлющим, Всепроницающим, Всеведующим, Справед-ливым и Милостивым.
Конечно и «младенцы» богопочитания пользуются для описания Бога одними и те-ми же словами. Но какой смысл они вкладывают в них? Вот говорят о вездесущии Бога, но утверждают, что Его нет в том или ином человеке или месте, которых называют про-клятым, сатанинскими. Говорят, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покло-няться в духе и истине» . И утверждают, что почитание Бога в храме одной религиозной конфессии — угодно Ему, а в храме другой или вообще вне храма — ложное богопочита-ние. Говорят о Всеведении Бога, Его Справедливости и Милости, но полагают, что ис-креннее раскаяние искупает множество грехов лучше, нежели праведная жизнь, посвя-щённая Богу под иным именем, нежели ведомо «младенцам». Говорят о любви ко всему живому, но готовы есть мясо убитых животных, носить меха и кожу, а, кроме того, за ина-комыслие поедать, распинать на крестах, сжигать на кострах, хотя бы и в переносном смысле братьев своих по человечеству.
«Старцы» богопочитания понимают, что никакими словами не выразить сущность Бога. Что лучше всего выражено индусами в форме «не То, не То»… Понимают, что име-на Единого Божества ; лишь символы, отражающие те или иные Его проявления и ат-рибуты, необходимые для понимания Его бесконечного величия через освещение тех или иных граней его Сущности. «Старцы» понимают, что Бог ; во всех и во всём, что ми-ры без объединяющего всё сущее в Себе Бога рассыпались бы на составляющие их элементы. Понимают, что и храм, и ритуалы религиозные имеют значение для подготов-ки к познанию Бога, уже не нуждающемуся во внешних формах и ритуалах или привязке к храму той или иной конфессии. Что истинно познавший Бога буддист сможет с тем же благоговением медитировать в христианском храме, как и истинно познавший Бога хри-стианин молиться в мечети или в синагоге. «Старцы» видят, что все пути духовного раз-вития, указанные религиями и мистическими учениями ведут к одной Цели ; к Богопо-знанию, то есть к познанию Бога во всех и во всём, к Богопочитанию через служение Высшему, Общему Благу и ближним. Причём под «ближними» понимают не близких по крови или религии, но всё страдающее человечество и каждого конкретного человека. А под служением понимает не обычную помощь, но прежде и более всего помощь в поиске пути освобождения от страданий.
«Младенцы» и «старцы» и множество ступеней между ними составляют беспре-дельную лестницу эволюции Богопознания  от примитивного идолопоклонства до служе-ния Высшим Идеалам Божественного. И никто не может вполне сказать, что он достиг Вершины, потому что тем он признался бы в своём неведении о Беспредельности, об ис-тинном величии Бога и об истинном Богопознании. Лучше каждому считать себя «мла-денцем» на пути к совершенному Богопознанию, и идти к намеченной Цели, преодоле-вая самого себя, ветхого человека в себе, преодолевая свои неведение и омрачённость, предубеждения и ограниченность. Лучше, нежели говорить или даже полагать о других, что они не понимают потому, что они – «младенцы». Трудиться над трансмутацией  соб-ственной личности в чистого проводника и исполнителя воли духа, помогая и другим в этом, причём без тени осуждения, самомнения, высокомерия ; вот путь трансмутации «младенческого» Богопочитания в «старческое».


Рецензии