Религии-реки

«Нет множества религий – есть лишь одна…»
Ромен Роллан. Жизнь Рамакришны

…Всё многообразие религиозного опыта подобно многообразию рек на поверхности земли.

Реки земные берут истоки разных землях; протекают по территории, населённой различными народами, и даже впадают в разные моря и различные океаны. Вода одних более чиста, других – более мутна; воды третьей загрязнены человеком. Вода каждой реки имеет свой оттенок цвета, своё настроение, свой характер, свой неповторимый химический состав. И всё же, несмотря на кажущееся бесконечное разнообразие при различии воды всех рек, морей, океанов, в основе своей содержат они всю ту же воду. И на самом деле истекают из единого океана Земли, на поверхности которого проступают несколько островков суши.

Подобно этому, религии берут истоки в разных культурах, окрашиваются неповторимыми оттенками национального своеобразия народов, воспитанных в этих культурах, кажутся весьма отличными друг от друга. Однако, вопреки кажущейся очевидности различий, на самом деле все религии истекают из Единого Океана Божественной Жизни. Они проходят долгий путь и возвращаются в Него, наполнившись от глубины познания, любви и самоотречения людей, которые питают реки религий водами рек своего сознания, подобно тому, как притоки наполняют земную реку.

Действительность такова, что, хотя кажется, будто исток, река и океан различны, на самом деле они едины и являют собой внешнее проявление внутренне неразрывного течения видимой Природы в невидимом Океане Божественного.

Интересные рисунки нашёл в одном учебнике по религиоведению. Здесь представлены древа четырёх великих религий. Можно было бы пойти дальше: представить все религии и философии, как стволы, ветви, веточки, побеги, листья и плоды Единого Древа Истины, Древа Познания, Древа Жизни.   

И потому «нет множества религий – есть лишь одна». Единая религия может проявляться во множестве форм, порой внешне весьма схожих, а порой различных. В сущности же своей все они являют связь, единение человека с Богом, мира земного с миром надземным.

Разумеется, под религиями и философиями здесь следует понимать, не все те, что называются сегодня таковыми. Но лишь те, что соответствуют духу слов «религия» (от «religere», то есть единение с Высшим, проявленным в Боге и Человеке и в Высшем Я всего живого) и «философия» (от «любовь к Мудрости» или, точнее, к Божественной Мудрости, но не к мудрствованиям человеческим).

Но если посмотреть на этот рисунок Единого Древа с точки зрения водной стихии, то оно предстанет Единым Океаном Божественного, в Котором можно различить более или менее явно моря, реки, озёра, ручейки религиозно-философской мысли, религий и философий, вытекающих друг из друга и впадающих друг в друга, смешиваясь до такой степени, что невозможно различить явных границ их. И, можно сказать, что все эти водоёмы питаются водами Одного Океана.

Как сказал Рамакришна:
«Я исповедовал все религии: индуизм, ислам, христианство и следовал по пути различных сект индуизма. И я нашел, что все они различными дорогами приближаются к одному и тому же богу… И вам следует приобщиться ко всем этим верованиям и пройти по этим путям. Я вижу, что все люди враждуют во имя религии: индусы, магометане, брахманисты, вишнуиты и т. д. И они не понимают, что тот, кого зовут Кришна, зовется также Шива, или Первоначальная Энергия, или Иисус, или Аллах. Единый Рама, обладающий тысячью имен.
К резервуару ведут несколько лестниц (гхатов). С одной лестницы черпают кувшинами воду индусы и называют ее джал; с другой черпают воду мусульмане кожаными мехами и называют ее пани; с третьей – христиане, которые называют ее уотер. Станем ли мы утверждать, что эта вода есть не джал, а пани или уотер? Это просто смешно…
Сущность одна, она только носит разные имена. И все ищут одну и ту же Сущность, меняются только климат, темперамент и имя… Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать бога, пусть не тревожится. Он достигнет его…»

И потому можно лишь повторять и повторять снова и снова слова Рамакришны:
«Нет множества религий – есть лишь одна…»


Рецензии
такое понимание приходит лишь тогда, когда значительная часть эгоизма убрана...

и ассоциативно пришли на ум слова Рамакришны из "Правозвестия Рамакришны"
"К резервуару ведут несколько лестниц (гхатов). С одной лестницы черпают кувшина-ми воду индусы и называют ее джал; с другой черпают воду мусульмане кожаными ме-хами и называют ее пани; с третьей – христиане, которые называют ее уотер. Станем ли мы утверждать, что эта вода есть не джал, а пани или уотер? Это просто смешно… "

Идущая Следом   20.09.2017 21:59     Заявить о нарушении