Династия. Часть 20. На круги своя. Окончание
Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017 г.
На коллаже: Фото 1 – Авторский стенд с книгами представителей научной династии Капперов. Его установили в читальном зале Воронежской Лесотехнической Академии во время презентации повести В.А. Гарина «Эвакуация» в 2013 г. На верхних трёх рядах научные, методические работы В.А. Гарина и сборники рассказов художественной литературы. Четвёртый ряд выборочно представлены основные работы профессора О.Г. Каппера, а нижний ряд книг – избранное профессора И.О. Боговой. Фото 2 – Кафедра МТД ВЛТА. По центру внизу заведующий кафедрой профессор Ф.Т. Тюриков. Фото 3 – Автор с любимым учителем В.П. Жуковым, 1987 г. Фото 4 - Автор с учениками, 1987 г. Фото 5 – Автор с супругой Гариной Ларисой Георгиевной, 1987 г. Фото 6 – автор за работой на кафедре, 1985 г. Фото 7 – доцент В.А. Гарин на пенсии, 2016 г.
Глава 19.1 Я преподаватель
Переезду в Воронеж предшествовал сложный процесс обмена квартиры. Других вариантов в советские времена не существовало. Продать и купить квартиру, в рамках закона было невозможно. Полной неожиданностью для меня стали сложившиеся в стране потоки обменов. К моему удивлению оказалось, что обмены Ростова на Воронеж и наоборот случались крайне редко.
Ростов по уровню городов, на мой взгляд, был намного выше. Я бы назвал его столицей в сравнении с Воронежем – пусть простят меня воронежцы! Поменяв квартиру с огромным трудом, я понял насколько нынешние отношения купли-продажи проще и эффективнее. Думаю, что это одно из существенных преимуществ перед прежними советскими правилами и законами.
Освоится на новой для меня преподавательской работе, не представляло труда. Во-первых, мне и раньше приходилось читать лекции по линии повышения квалификации в системе министерства (например, читал лекции по новым мебельным технологиям на Шатурском мебельном комбинате и др.). К тому же читать квалифицированным специалистам отрасли гораздо сложнее, чем студентам. А во-вторых, зная досконально техническое состояние отрасли мне не сложно было построить лекционный курс, пополнив его теоретической основой.
Мне поручили читать основной курс «Технология изделий из древесины», который включал проектирование самих изделий мебели и проектирование новых и реконструкцию мебельных и деревообрабатывающих предприятий; курс внутризаводского транспорта. Последние пять лет вёл дополнительно ещё и курс истории интерьера. По курсу технологии и истории написал учебники. Первый опубликован в издательстве Воронежского университета в 1985 г, а второй в издательстве Ноосфера Санкт-Петербург в 2006 г. На фото 1 показан стенд в читальном зале Академии во время презентации повести «Эвакуаця». (http://www.proza.ru/2013/01/14/1393). На нём представлены основные опубликованные работы династии Капперов.
За годы работы в академии мной опубликовано более пятидесяти научных и методических трудов, в том числе упомянутые учебники и два учебных пособия с грифом Министерства среднего и высшего образования. (Гриф говорит о разрешении министерства использовать их в качестве учебных пособий в лесотехнических вузах страны).
Особую гордость я испытываю за своих учеников, большинство которых продолжают профессиональную деятельность на предприятиях отрасли. Со многими бывшими учениками состою в деловой переписке. Фото 3 на коллаже.
Глава 19.2. Преподавательский труд и производство. Личные ощущения
В первый год работы в институте мне пришлось разрабатывать основной курс лекций по предмету и писать многочисленные методические указания по его освоению. Наша кафедра МТД (Механической Технологии Древесины) - выпускающая и я читал лекции на четвёртом и пятом курсах, вёл практические занятия, руководил курсовым и дипломным проектированием. Был членом ГЭКа (Государственной экзаменационной комиссии). То есть по меркам института моя тысяча сто часов учебной нагрузки были, как говорят в народе, «выше крыши»! Однако, мне так не казалось!
Пусть простят меня ВУЗовские преподаватели, но в те времена меня не покидало ощущение, что я совершенно не загружен. Мне всё время казалось, что кто-то должен прийти и сказать: - «Когда же ты начнёшь работать по- настоящему»? Вот когда я понял до конца пословицу, что всё познаётся в сравнении. А дело не в том, что некоторые считают, что преподавательская работа легче производственной – это совершенно не так. Она просто другая. Характер труда и его психологическая основа диаметрально противоположны производству.
Колоссальную роль для любого руководящего производственного звена играет ответственность, которая, как любил говорить один из руководителей отрасли: «ответственность не штаны – на ночь не снимается»!
Эта самая ответственность на производстве многогранна. Если преподаватель несёт основную ответственность за выполнение учебного плана, то руководитель производства нёс персональную ответственность за всё на свете! И перед вышестоящими и перед партийными и советскими органами начиная от техники безопасности до общественного поведения своих сотрудников. За своевременную выплату заработной платы. Как раньше говорили: пятого и двадцатго… (тут возможны вапианты)
Не удержусь от комментариев по этой важнейшей для всего народа теме:
Начиная с девяностых годов, по стране пронеслось новое уникальное веяние времени: зарплату вообще не платили! По году и более! Как люди выживали уму непостижимо. Даже в нынешнее время только после вмешательства президента (!) страны руководство рыбкомбината острова Шикотан выплатило рабочим зарплату! А в советские времена незначительная задержка выплаты зарплаты более, чем на три дня считалась политической диверсией, со всеми вытекающими последствиями. Есть у меня публикации на сайте Проза.ру, где я пишу о личном опыте задержки зарплаты (Бусинки мои. Пятое и двадцатое) http://www.proza.ru/2015/12/28/2025 и об ответственности за выполнение государственного плана производства («Персональное дело») http://www.proza.ru/2013/03/06/1609 Не поленитесь – прочитайте. Там истинная правда о советском времени. Очень поучительные истории для понимания советского времени, произошедшие со мной в пору работы руководителем НПО в Ростове.
За срыв производственного плана можно было поплатиться вплоть до лишения партбилета, а это значит и работой.
Кроме производственной деятельности руководителям предприятий приходилось по заданиям партийных органов оказывать помощь в строительстве и реконструкции городских объектов. Бесконечные штабы, требования отчисления денежных средств то домам ребёнка, то на вакцинацию населения города и ещё чёрт знает на что! То били за простой вагонов, то за их неполную загрузку… Всё это было бесконечно.
Насыщенность вопросов и проблем, особенно связанных со строительством при полном дефиците всех строительных материалов, техники и рабочих превращала жизнь в сплошной коловорот физических сил, энергии, ума… Темп и насыщенность рабочего времени была очень высока.
Объезжая поутру объекты, снова включаешься в эту бесконечную производственную круговерть. К тому же советские контролирующие органы… мягко сказать, не улучшали настроения. Они портили кровь беспрестанно. Госторгинспекция, Лаборатория надзора за стандартами, пожарники, СЭС, Лесоинспекция, Балансовые комиссии и так далее и так далее!
Два секретаря и помощник сообщали, где надо быть и что делать и др. Это можно продолжать бесконечно.
А в народе часто видят только персональные машины руководителей, высокую по тем меркам зарплату, рубашку с галстуком и возможность всем приказывать и требовать!
Институт – не просто совершенно другая работа – это другая галактика! Иной характер труда. Иногда не менее напряжённый (это в ВУЗЕ очень индивидуально), но опять повторю совершенно другой! Я иногда работал без отдыха сутками, когда писал или занимался научной работой, но такой режим работы не являлся «обязаловкой» - это был личный интерес и профессиональная заинтересованность в работе.
В 1991 году на базе производственных мастерских института открыл мебельную фирму «Ясень», просуществовашую восемнадцать лет. Так я получил ещё опыт работы в производственном бизнесе параллельно с работой на кафедре ВУЗа. Кстати этот опыт я ещё не использовал в художественной литературе.
А в 2004 г. в виду серьёзного заболевания (не мог стоять продолжительное время) вышел на пенсию и, наконец, исполнил давнишнюю мечту: занялся художественной литературой, и вскоре опубликовал первый сборник рассказов, написанных в разное время, начиная с 1978 года.
В 2013 году в издательстве Воронежской Государственной лесотехнической академии вышла моя повесть «Звакуация»
(в электронном варианте http://www.proza.ru/2013/01/14/1393) в которой на основе воспоминаний членов семьи Капперов, ведётся рассказ об эвакуации Воронежского лесохозяйственного института в суровые годы Великой Отечественной Войны. О долгом пути в Татарстан, об организации учебного процесса и научной работы, приёма студентов, их быта в трудных условиях военного времени. О восстановлении института после возвращения.
На презентации книги «Эвакуация» в стенах академии, проведённой ректоратом, мне было предложено написать о династии лесоводов, озеленителей и деревообработчиков, истоки которой начались с В.Г. и О.Г. Капперов. Я считал эту работы своим почётным долгом перед родными мне людьми и наиважнейшим делом своей жизни.
Название книги определилось непроизвольно. На стенде трудов Капперов библиотека Академии написала: «Научная династия О.Г. Каппер – И.О. Боговая – В.А. Гарин». Этот труд я и предлагаю вашему вниманию.
Свидетельство о публикации №217092001472
Потому что есть писатель Вадим Гарин - а значит, будут новые произведения.
Вадим, Ваши мемуары не только интересны - по ним можно в какой-то мере историю изучать:)
Спасибо за этот честный и славный труд.
Евгения Серенко 18.10.2017 21:09 Заявить о нарушении
Вадим Гарин 19.10.2017 01:07 Заявить о нарушении
Вадим Гарин 08.08.2023 16:08 Заявить о нарушении