65. Викжель

Отвечая на требования меньшевиков приступить к переговорам с Временным правительством, большевики недвусмысленно дали понять, что они скорее начнут переговоры с А.М.Калединым или Н.Н.Духониным, поскольку за ними стоит реальная сила. 28-30 октября 1917 года эсеры с помощью юнкеров и Краснова безуспешно пытались доказать, что их силы еще не исчерпаны.

Эта попытка откровенного реванша провалилась, едва начавшись. Однако оставалась стратегия непрямых действий, которая предполагала использование других средств. Некоторые из них могли предложить меньшевики и левые эсеры. В их распоряжении не было вооруженных сил, но они могли использовать профсоюзы, и прежде всего - профсоюз железнодорожников.

История профсоюзного движения России уже имела пример 1905 года, когда работники железных дорог своей стачкой поставили правительство на грань падения. Не меньше возможностей имел Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (Викжель).

В состав этого органа, избранного летом 1917 года, входили 14 эсеров (из них 9 левых), 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 членов других партий и 11 беспартийных членов. На счету Викжеля было успешное противодействие корниловщине и результативные забастовки, улучшившие материальное положение железнодорожников.

Несколько осложняло положение железнодорожного исполкома то, что он находился в Москве, а главные события происходили в Петрограде. Но для железнодорожников переехать из Москвы в Петроград не составляло труда. Образовав отдельное Московское бюро, Викжель 26 октября отправился в столицу. Здесь железнодорожное руководство вступило в переговоры с представителем Петроградского ВРК А.С.Бубновым, предложившим сотрудничество в интересах революции.

Профсоюзное руководство прямого ответа не дало, сославшись на необходимость изучения обстановки. Ответ последовал чуть позже.

26 октября (8 ноября) председатель Викжеля А.Л.Малицкий разослал по телеграфу постановление, в котором говорилось:

"1) Викжель относится отрицательно к захвату власти одной какой-либо политической партией, 2) власть должна быть революционно-социалистической и ответственной перед полномочным органом всей революционной демократии, 3) впредь до организации такой власти все распоряжения по ведомству путей сообщения, в том числе и по всей сети железных дорог, подлежат исполнению лишь в том случае, если они исходят от Викжеля,

4) органы местных дорожных союзов обязаны усилить свою деятельность по контролю над действиями администрации, 5) Викжель принимает на себя общее руководство всем ведомством путей сообщения и для фактического управления текущими делами ведомства избрал из своей среды Бюро из пяти лиц, 6) главным дорожным комитетам предоставляется в случае неясности право назначить особых комиссаров к Н[ачальнику дороги] с доведением до сведения Викжеля."

Программа профсоюза железнодорожников во многом напоминала позицию меньшевиков-интернационалистов и левых эсеров, настаивавших на переговорах между большевиками и эсеро-меньшевистским блоком с целью формирования "однородного социалистического правительства". Сторонники подобных переговоров были и в ЦК РСДРП(б). Кое-как взаимодействие железнодорожников с Советом народных комиссаров было налажено через Д.Б.Рязанова.

Быстро одобрил инициативу профсоюза товарищ министра путей сообщения в бывшем правительстве Г.С.Тахтамышев, но его предложения в Викжеле отвергли, считая себя единственными хозяевами железных дорог России. Не смогла изменить нейтралитет железнодорожников и встреча 28 октября с эсером В.М.Зензиновым и меньшевиком М.И.Скобелевым, обещавшими, что большевики долго не продержатся.

29 октября ситуация в столице обострилась в связи с мятежом юнкеров, и Викжель решил возобновить посреднические переговоры. В Гатчину к А.Ф.Керенскому была направлена делегация, включавшая эсера И.Ф.Крушинского, энеса В.А.Плансона и меньшевика Ф.М.Сенюшкина, которая предложила сформировать новый "социалистический" кабинет во главе с бывшим премьером.

Одновременно Викжель объявил о приостановке движения на всех железных дорогах в ночь с 29 на 30 октября. В этой обстановке большевики согласились на переговоры. Состоялось заседание ЦК РСДРП(б), на котором было решено направить в Викжель Л.Б.Каменева и Г.Я.Сокольникова. В 19.00 при Викжеле началось совещание представителей СНК, ВЦИКа, Комитета спасения родины и революции, Петроградской городской думы, ЦК партии эсеров, ЦК РСДРП(б), ВЦСПС и различных партий.

Разговор шел жесткий. Лидер меньшевиков Ф.Дан требовал роспуска Петроградского ВРК и признания Второго съезда советов несостоявшимся. Представитель большевиков Г.Я.Сокольников согласился с компромиссным планом Викжеля, заявив: "мы принимаем предложения железнодорожников... Мы не цепляемся за власть – мы предлагали ее съезду, предлагали другим социалистическим партиям разделить ее с нами". Вечером 29 октября Викжель, видя уступчивость со стороны участников переговоров, объявил об отмене намеченной забастовки.

Следующее заседание "контактной группы", проходившее утром 30 октября после разоружения юнкеров оказалось безрезультатным. Вечером того же дня Викжель обнаружил, что политический раскол произошел и среди железнодорожников и несколько смягчил тон. А.Л.Малицкий в очередной раз призвал к примирению: "Ясно, что разлад в демократии вызвал страшную гражданскую войну; ясно и то, что российская демократия еще не обладает силой, которая даст ей гарантии не быть раздавленной неизбежной личной диктатурой или олигархической диктатурой. Единственный исход сейчас – соглашение обоих лагерей демократии."

Но призывы никого не убедили. Эсеры отказались войти в один кабинет с большевиками, а председатель ВЦИК Л.Б.Каменев утверждал, что правительство должно действовать на основе решений Второго съезда Советов. 31 октября в 19.00 открылось еще одно заседание, проходившее на фоне начавшегося отступления Краснова в Гатчину. К этому моменту укрепились позиции большевиков в Москве. Тем не менее, при участии Викжеля был согласован состав Временного народного совета, который предполагалось сформировать на основе ЦИКа 1-го созыва, ВЦИКа 2-го созыва, профсоюзов, Московской и Петроградской дум, представителей армии и флота.

В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий выступили против переговоров, но большинство ЦК РСДРП(б) высказалось за их продолжение. 1 ноября большевики могли уже договариваться с позиции силы. Отряд Краснова перестал существовать. В Москве отряды ВРК блокировали противников в Кремле. В Петрограде совет профсоюзов и часть заводов высказались за "однородное социалистическое правительство".

Но эти требования были уже трудновыполнимыми. Во-первых, правые эсеры были категорически против участия большевиков в будущем правительстве. Во-вторых, в вопросе о составе "однородной" власти раскололись меньшевики. В-третьих, Петроградская конференция партии эсеров заявила о поддержке Совнаркома. И в-четвертых, реальная власть в Петрограде и Москве была уже в руках большевиков. В этих условиях новый раунд переговоров не принес никаких результатов.

3 (16) ноября Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов призвал железнодорожников переизбрать руководство профсоюза. Не помогла достижению согласия и резолюция общего собрания Путиловского завода за "однородное социалистическое правительство", но на основе решений Второго съезда советов. Такую коалицию можно было создать только из партий, входивших в Советы, а там доминировали большевики.

На заседании ВЦИК, проходившем в ночь со 2 (15) на 3 (16) ноября по требованию левых эсеров, настаивавших на пересмотре решения ВЦИК об условиях соглашения с Викжелем, Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев проголосовали за резолюцию о предоставлении большевикам только половины мест в правительстве. В ответ на требование ЦК отказаться от уступок на совещании с оппозиционными партиями Л.Б.Каменев, Г.Е.Зиновьев, А.И.Рыков, Милютин и Ногин вышли из ЦК РСДРП(б).

Одновременно Рыков, Милютин, Ногин и Теодорович заявили об отказе от своих постов в Совнаркоме, а Каменев ушел с поста Председателя ВЦИК. 4 ноября в очередном совещании при Викжеле большевики уже не участвовали. Политические консультации были перенесены из профсоюза железнодорожников во ВЦИК, который возглавил Я.М.Свердлов. Не добившись результатов в качестве посредника, Викжель 6 ноября вернулся в Москву.

7 ноября, убедившись в бесперспективности переговоров с эсерами и меньшевиками, Г.Е.Зиновьев отозвал свое заявление о выходе из ЦК. Мессианские фантазии счетовода Забайкальской дороги Ф.М.Сенюшкина, что Всероссийский железнодорожный союз остался единственной силой, способной объединить Россию, оказались сильно преувеличенными. Советское правительство последовательно укрепляло свои позиции, а Викжель постепенно терял особую роль, уступив свои позиции новым профсоюзным центрам.

                Список литературы.

1. А.С.Сенин. Министерство путей сообщения в 1917 году. Издание 2-е,  переработанное и дополненное. М. Книжный дом "ЛИБРОКОМ". 2009. 224 с.

2. А.С.Сенин. Борьба за власть на российских железных дорогах: Викжель, Викжедор, Всопрофжель... (1917 – 1918 гг.). Новый исторический вестник. 2005. № 2 (13).

3. П.А.Вомпе. Дни Октябрьской революции и железнодорожники. М. 1924. С. 17.

4. П.Ф.Метельков. Железнодорожники в революции: Февраль 1917 - июнь 1918. Л. 1970. С. 171.

5. А.П.Исаков. Викжель и его участие в революционном процессе в России. Весна 1917 - весна 1918 годов. Автореферат диссертации. М. 2003. 192 с.

6. А.П.Таняев. Очерки по истории движения железнодорожников в революции 1917 года (февраль - октябрь 1917 г.). М.-Л. Наука. 1965. С. 164.

7. А.П.Исаков. Политическая позиция руководства Викжеля в период становления советской власти. Общество и право. 2005. Выпуск 1 (7). С. 139-150.

8. Т.П.Коржихина. Первый правительственный кризис. Историки отвечают на вопросы. М. 1990. С. 229-243.

9. Т.А.Сивохина. Крах мелкобуржуазной оппозиции. М. Политиздат. 1973. 232 с.

10. О.Ю.Болтнева. Викжель и формирование первой политической оппозиции Советскому правительству в 1917 году. Кандидатская диссертация. М. 1996. 200 с.

11. Л.Г.Мурашов. Меньшевики и проблема "однородно-социалистического правительства" во время переговоров при Викжеле. Вестник Ленинградского университета. Серия 6. История КПСС, научный коммунизм, философия, право. Л. 1991. Выпуск 1. С. 27-35.

12. Н.А.Коваленко. 1917 год: новые подходы и взгляды. М. МАКС Пресс 2001. 335 с.


Рецензии