66. Поместный собор

Один из распространенных способов борьбы со старой бюрократией - создание новой. Этот прием имеет давнюю историю и был хорошо известен в прошлом. По крайней мере, когда Петру I нужно было выстроить новую систему управления православной церковью, он тут же создал Святейший правительствующий синод РПЦ. Освобождение церкви от монаршей опеки в 1917 году потребовало формирования новой конфессиональной вертикали с соответствующим облачением.

Консервативное по своей природе духовенство без традиционной поддержки государства должно было опираться или на адаптированные к демократическим реалиям догмы, или на воссозданную средневековую иерархию. Новым в жизни церкви оказался хорошо забытый собор. Последний раз он созывался в 1690 году. Как сказал патриарх Адриан: "Уплыве бо невозвратное время."

То, о чем вполголоса говорили иерархи до революции, было сказано Синодом 29 апреля 1917 года: "Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым..."

Для организации церковного съезда был образован Предсоборный совет. В стиле революционной эпохи Поместный Собор был объявлен "Чрезвычайным". Обстановка в России менялась так стремительно, что церковникам пришлось спешить. 5 июля Синод по докладу Предсоборного совета назначил открытие Поместного Собора на 15 августа. В духе времени пришлось разрабатывать процедуру избрания делегатов церковного съезда.

Согласно принятому 4 июля Предсоборным Советом "Положению" участниками Собора могли стать либо избранные делегаты, либо представители высшего духовенства, либо лица, приглашенные Синодом. Кроме наместников четырех лавр (Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Киево-Печерской и Почаевской), в Москву пригласили настоятелей Соловецкого и Валаамского монастырей, а также Саровской и Оптиной пустыни.

Курганский съезд просил допустить на заседания лиц, добровольно сложивших священный сан, но это им не позволили. Выборы по епар­хиям проводились в три этапа, в чем-то напоминая съезды Советов. 23 июля 1917 года были выдвинуты выборщики в приходах. 30 июля прошли со­брания в благочиннических округах. 8 августа состоялись епархиальные собрания, избравшие 564 делегата (из них - 80 архиереев, 129 пресвитеров и 299 мирян) на Поместный Собор.

Чем ближе становился Собор, тем активнее были усилия Временного правительства скорректировать возможные решения церковников. 5 августа была упразднена должность Обер-прокурора Священного Синода, функции которого передали министерству исповеданий.

11 августа было опубликовано постановление Временного правительства о правах Священного собора, в котором говорилось: "1) Предоставить открывающемуся 15 сего августа в Москве Поместному Собору Всероссийской Церкви выработать и внести на уважение Временного правительства законопроект о новом порядке свободного самоуправления Русской Церкви. 2) Сохранить вплоть до принятия Государственною властью нового устройства высшего церковного управления все дела внутреннего церковного управления в ведении Св. Правительствующего Синода и состоящих при нем установлений."

Собор открылся в Успенском соборе Московского Кремля в 9.00 15 августа. Ритуал с благовестом, прикладыванием к мощам и крестными ходами был выдержан в духе стародавних традиций. Однако чрезвычайность события вынудила участников внести некоторые поправки. В частности, по предложению одного из основателей черносотенного движения профессора Н.П.Лихачева была учреждена соборная печать, которую следовало "привешивать" к утвержденным документам.

Председателем Собора был избран недавно назначенный митрополит Московский Тихон (Беллавин). Почётным Председателем утвердили старейше­го иерарха Российской Церкви митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Среди гостей на Соборе присутствовали "особо набожные" эсеры А.Ф.Керенский и министр внутренних дел Н.Д.Авксентьев.

В официальном приветствии министра исповеданий А.В.Карташева 16 августа говорилось: "Временное правительство поручило мне заявить Освященному Собору, что оно гордо сознанием - видеть открытие сего церковного торжества под его сенью и защитой. То, чего не могла дать Русской национальной Церкви власть старого порядка с легкостью и радостью предоставляет новое Правительство, обязанное насадить и укрепить в России истинную свободу."

Митрополит Тихон не разделил радость министра, заявив: "Ныне Родина наша находится в разрухе и опасности, почти на краю гибели. Как спасти ее - этот вопрос составляет предмет крепких дум." Характерно, что открытие Собора совпало по времени с Государственным совещанием. Многие консервативные политики успели посетить и Большой театр, и Успенский собор.

По этому случаю напомнила о себе бездействующая Государственная Дума, пославшая в лице М.В.Родзянко свое приветствие Собору. Не забыл своих пастырей и главковерх Л.Г.Корнилов, попросивший "возжечь тот пламень веры, который нужен нам". На текущие расходы Поместного Собора было запрошено около 2 миллионов рублей, но Государственное Казначейство эту заявку немного урезало.

Главной задачей церкви считалось восстановление патриаршества, однако в этом вопросе участники Собора не были едины. Ярыми сторонниками возрождения поста патриарха были епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архимандрит Иларион (Троицкий). Они видели в этом институте гарантию преемственности церковной традиции и некую опору на случай восстановления самодержавия.

Своеобразной оппозицией предстоящей реформе были профессора-теологи Пётр Кудрявцев, Александр Бриллиантов, Илья Громогласов и Борис Титлинов, опасавшиеся возрождения церковного авторитаризма. Профессор Николай Кузнецов говорил об опасности превращения Священного синода в совещательный орган при патриархе за счет умаления прав архиереев. Л.З.Кунцевич от Донской епархии высказался за то, чтобы патриарх был "первый между равными и ответствен перед Собором".

На первом этапе участники собора старались не афишировать свои разногласия. Кроме того, не совсем была ясна позиция правительства, которое переживало тяжелый кризис, связанный с корниловщиной. Только 11 октября вопрос о патриаршестве был вынесен на пленарные заседания Собора.

Если до этого времени церковь могла ждать официального одобрения своих решений, то с падением авторитета Временного правительства приходилось полагаться только на свои силы. Еще 23 октября (5 ноября) Собор обсуждал вопрос о сохранении церковно-приходских школ, а уже через несколько дней в Петрограде и Москве с оружием в руках отстаивалась власть, отрицавшая право церкви контролировать школьное образование. Жаловаться на нарушение религиозных прав теперь приходилось безбожному Совнаркому.

28 октября прения в Соборе были прекращены под грохот выстрелов. Епископ Астраханский Митрофан заявил: "Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд".

И хотя упоминание "воинства" носило аллегорический характер, о нейтралитете церкви речи не было. 30 октября Собор 141 голосами против 121 при 12 воздержавшихся принял решение о немедленном начале выдвижения кандидатов в патриархи. 31 октября были отклонены кандидатуры Самарина и протопресвитера Успенского собора Николая Любимова.

Среди троих кандидатов, выдвинутых 309 участниками Собора, архиепископ Антоний получил 159 голосов, архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) - 148 и митрополит Тихон - 125. Формально победа на этой стадии досталась Антонию. Но этот результат не был окончательным. 4 ноября епископское совещание утвердило "Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви".

Не сумев предотвратить введение единоличного руководителя церкви, противники патриаршества провели решение: "Патриарх является первым между равны­ми ему епископами. Патриарх вместе с органами церков­ного управления подотчётен Собору."

5 (18) ноября в храме Христа Спасителя состоялся окончательный выбор патриарха. На этот раз следовало просто извлечь из специального "ковчежца" один из трех жребиев. Заурядная рулетка с соблюдением церковных правил превращалась в исполнение воли всевышнего.

В присутствии свидетелей иеромонах Алексий (Соловьев) извлек из "ковчежца" жребий митрополита Московского и Коломенского Тихона (Беллавина), который и стал Патриархом Московским и всея России. Официальная "инаугурация" (или "интронизация") главы церкви состоялась 21 ноября в Успенском соборе Кремля с максимально возможной для революционных условий пышностью.

Практическая деятельность Собора в это время сводилась к выработке новых внутрицерковных правил. То и дело приходилось протестовать против тех или иных действий Советского правительства. Особенно тревожила церковников судьба разбитых юнкеров. 2 декабря Собор утвердил разработанный профессорами С.Н.Булгаковым и Ф.Мищенко постановление "О правовом положении Российской Православной Церкви".

Церковники провозгласили: "Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение". Особые права подкреплялись требованием: "Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными." Но это заявление никак не могло повлиять на сугубо светскую позицию Совнаркома, в котором не было предусмотрено место для "министра исповеданий".

С.Н.Булгаков не исключал возможности, "когда Церковь должна анафематствовать государство". 7-8 декабря Собор утвердил положения о высших церковных органах. Более подробно были определены основные права Патриарха. 9 (22) декабря 1917 года Собор прервал свою работу, чтобы затем выработать правила управления епархиями и приходами.

Возобновление церковного форума сопровождалось опубликованием воззвания патриарха Тихона, который не поскупился на обвинения в адрес Советской власти: "Враги церкви захватывают власть над нею и её достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной."

Тем не менее, Собор приступил к работе уже 20 января (2 февраля) 1918 года и проработал два с половиной месяца, яростно выступая против "Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви". Церковники 7 марта приняли "Определение единоверия", пытаясь отделить свою паству от колеблющихся мирян. 18 апреля к многочисленным осуждениям Советской власти было добавлено "Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь".

20 апреля было принято специальное постановление с протестом против предстоящей первомайской демонстрации, совпавшей со Страстной Седмицей, ссылаясь на "тяжелое оскорбление, наносимое религиозному чувству православного народа". Однако в тот же день Собор, идя навстречу требованиям советских законов, допустил определенную автономию приходов, необходимую для общения с местными советами. На этом церковный форум вторично прервал свою работу.

Третий этап работы Собора начался 2 июля 1918 года. На этот раз заседания проходили под канонаду левоэсеровского мятежа. 19 июля Собор позаботился о поминовении "бывшего императора Николая II". Те, кому повезло меньше с прежней должностью, поминались в частном порядке. Характерно, что к этому времени численность участников Собора сократилась до 143. Несмотря на отсутствие кворума по парламентским стандартам, церковники успели принять ряд важных по их мнению решений.

26 августа по докладу профессора Б.А.Тураева было восстановлено празднование памяти всех российских святых. 12 сентября Собор принял постановление "Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания", которое стали активно применять уже в XXI веке. 20 сентября 1918 года члены Собора на последнем заседании приняли решение созвать очередной Собор весною 1921 года. На этом их работа была завершена. Впрочем, время созыва очередного Собора зависело от власти, которую церковь не спешила признавать.

                Список литературы.

1. Священный поместный собор Православной Российской церкви. Деяния. М. Т.1. 1918. 330 с.

2. Владислав Цыпин. История Русской Церкви (1917–1997).

3. А.В.Соколов. Государство и православная церковь в России. Февраль 1917 - январь 1918 гг. Докторская диссертация. СПб, 2014.

4. Д.С.Ермакова. Единоверческий вопрос на поместном соборе Русском православой церкви в 1917-1918 гг. Религиоведение. 2010. № 3. С. 27-37.

5. К.В.Ковырзин. Поместный Собор 1917-1918 гг. и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции. Российская история. 2008. № 4. С. 88-97.

6. К истории созыва Всероссийского церковного собора. М. Синодальная типография. 1917. 15 с.

7. Р.Ю.Плаксин. Крах церковной контрреволюции (1917—1923 гг.). М. 1968. 192 с.

8. А.Н.Кашеваров. Православная российская церковь и советское государство: 1917-1922. М. Издательство Крутицкое Подворье. 2005. 437 с.

9. Е.С.Осипова. Поместный Собор православной церкви 1917—1918 гг. Вопросы научного атеизма. М. 1967.

10. Н.Бойцов. Святейшая контрреволюция. М.-Л. 1931.

11. В.Цыпин. Определения и постановления Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Богословский вестник. 1993.


Рецензии