68. Власти города Киева

В современной политике многие теряют ориентиры, когда сталкиваются две силы. Что же говорить о ситуации, в которой таких сил оказывается больше двух? Между тем, в 1917 году и позже присутствие многих властей в отдельно взятом городе было в России делом если не обычным, то, по крайней мере, возможным. В городе Киеве революционная осень наступила в обстановке противоборства трех сторон: командования Киевского округа, Киевского совета и Центральной рады.

Активнее других действовали официальные власти. С 10 октября штаб Киевского округа по согласованию с командованием Юго-Западного фронта постепенно стягивал к городу дополнительные воинские части. 15 октября командующий войсками Киевского округа генерал-лейтенант М.Ф.Квецинский отдал приказ, требовавший безусловного подчинения Временному правительству и запрещавший митинги и собрания, что не помешало провести в городе Всероссийский казачий общефронтовой съезд, поддержавший Временное правительство. Выступивший перед казаками А.Шульгин поспешно заявил: "Украина не стремится к самостоятельности."

С 20 по 25 октября в Киеве проходил 3-й Всеукраинский военный съезд, в котором из 965 делегатов было 630 эсеров, социал-демократов - 101, а большевиков - только 8. И хотя один из членов президиума этого съезда С.Петлюра говорил о благоприятных условиях для формирования украинских органов власти, никто из присутствовавших не мог себе вообразить, что условия изменятся очень быстро. 21 октября в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание в Петроград были направлены известные деятели Центральной рады В.К.Винниченко, Стешенко и Зарубин. Они добрались до столицы как раз в разгар падения Временного правительства, которое более никак не могло повлиять на украинские дела.

25 октября в 14.00 в Киев пришли сообщения о восстании в Петрограде. Для поддержки революции в Петрограде по требованию киевских большевиков было созвано объединенное заседание исполкомов Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство участников чрезвычайного заседания высказалось за восстание и создание революционного комитета, но дальше пожеланий дело не пошло.

Предварительно в ревком избрали большевиков Г.Л.Пятакова, А.Сивцова и украинского социал-демократа Шматка. Для решения вопроса о власти постановили созвать объединенный пленум Советов рабочих и солдатских депутатов совместно с представителями фабзавкомов и воинских частей.

Чтобы реализовать эти намерения требовались силы, которых Киевскому совету явно не хватало. Из частей Киевского гарнизона на стороне большевиков выступали 3-й авиапарк, 2-й запасной саперный батальон, понтонный батальон, телеграфная рота, 147-я и 148-я воронежские пешие дружины. Чтобы пополнить свои ряды, большевики попробовали войти в коалицию с Центральной радой.

В ночь с 25 на 26 октября на заседании Малой рады (органа Центральной рады) было принято решение об образовании "ревкома по охране революции на Украине", в который вошли преимущественно украинские социал-демократы. Большевики также присоединились к "ревкому" ("краевому комитету") Центральной рады и даже делегировали туда Г.Л.Пятакова, И.М.Крейсберга и В.П.Затонского.

В обмен на поддержку со стороны Советов, лидеры Рады пообещали не выступать против вооруженного восстания в Петрограде и не пропускать через территорию Украины войска для его подавления. Политическое согласие продержалось меньше суток. Уже 26 октября Центральная рада осудила вооруженное восстание в Петрограде и пообещала командованию Киевского военного округа, что будет "энергично бороться со всякими попытками поддержки этого восстания на Украине".

В ответ на этот демарш киевские большевики вышли из "краевого комитета по охране революции", сделав заявление: "Украинская Центральная рада, согласившись сразу, потом отказалась поддержать нас в нашей борьбе за хлеб, мир и свободу для народа. Она выступила против власти рабочих и солдат, она предала рабочее освободительное движение. Никакие шаги к соглашению с нашей стороны ни к чему не привели..."

Городское самоуправление (дума) Киева приняло решение об организации "комитета охраны революции" для борьбы с большевиками. В свою очередь Исполком Киевского совета рабочих и солдатских депутатов 15 голосами против 11 принял решение об образовании нового революционного комитета, в который вошли Г.Л.Пятаков, Я.Гамарник и Цыгипа. Произошли некоторые изменения и в лагере Центральной рады.

27 октября в 4.00 представители Всеукраинского военного съезда пришли к зданию Педагогического музея, в котором размещалась Рада и потребовали от С.Петлюры немедленно провозгласить Украину независимой республикой, угрожая поднять несогласных на штыки. Итогом этих внутренних разборок воспользовался штаб округа, установив перед Центральной Радой и Генеральным секретариатом пулеметы и броневики "для охраны от большевиков".

Вечером 27 октября на Объединенном пленуме Советов рабочих и солдатских депутатов при участии представителей воинских частей, фабзавкомов и профсоюзов 489 голосами против 187 была принята резолюция о готовности киевских трудящихся поддержать восстание в Петрограде. Ревком расширили, включив в него Г.Л.Пятакова, Л.Л.Пятакова, Я.Б.Гамарника, И.М.Крейсберга, И.Ю.Кулика, И.Пуке, А.Б.Горвица, И.М.Кудрина, а также представителей воинских частей.

Подготовка восстания стала продвигаться быстрее, но для реализации этих планов большевики имели 6600 бойцов, из которых 3000 были красногвардейцами. У штаба округа было 10 тысяч штыков и сабель, включая юнкерские училища и школу прапорщиков.

Вечером 28 октября по договоренности с командованием Юго-Западного фронта в распоряжение штаба округа передали чехословацкую бригаду, насчитывавшую 2800 человек. Кроме того, командующий Юго-Западным фронтом генерал Володченко приказал отправить в город казачью дивизию с артиллерией, 1-й ударный полк и 1-й югославский батальон. Командующий 7-й армией получил приказ выделить для отправки в Киев дивизию 22-го корпуса.

Туда же были направлены ударные батальоны из Черкасс. В ночь на 28 октября казачья дивизия находилась уже на окраинах Киева. Одновременно Центральная рада стянула в город "украинизированные" части, превратив улицу Владимирскую в небольшой военный "майдан". Подполковнику Капкану было поручено возглавить все украинские военные силы в Киеве и готовиться к борьбе.

В 17.00 28 октября части штаба округа блокировали Мариинский дворец, в котором находились Киевский Совет, ревком и городской комитет РСДРП(б). Одним ударом были схвачены Г.Л.Пятаков, Я.Б.Гамарник, Л.И.Картвелишвили, И.М.Крейсберг, И.Ю.Кулик, Н.Н.Лебедев, Л.Л.Пятаков и около 30 солдат. Центральная Рада заявила протест против политических арестов, но настаивать на освобождении арестованных не стала.

Генеральный секретариат Рады ограничился призывом населения Киева к спокойствию. Случайно избежавший ареста В.П.Затонский в ночь на 29 октября добрался до 3-го авиационного парка и предложил избрать новый ревком. Обычно устранение десятка лидеров делает невозможным восстановление руководства, но в 1917 году живучести революционного движения могли бы позавидовать современные творцы "вертикалей власти".

Через несколько часов прибыли около 20 представителей предприятий и воинских частей, которые избрали новый ревком в составе В.П.Затонского, А.В.Иванова, Н.А.Новикова, А.Е.Карпенко, И.М.Кудрина М.С.Богданова, А.Б.Горвица и Ф.Нусбаума. На этот раз ревком восстание откладывать не стал. В тот же день в 17.00 летчик А.И.Егоров пролетел над Печерском, дав сигнал к выступлению.

Центрами восстания были 3-й авиапарк и завод "Арсенал". Связисты ревкома быстро наладили телефонную связь с артиллерийским дивизионом. Бойцы "Арсенала" и авиапарка начали наступление на Константиновское училище. Одновременно было атаковано Николаевское училище.

29 октября открылась седьмая сессия Центральной Рады, на которой С.Петлюра в качестве генерального секретаря военных дел потребовал от штаба округа вывести войска из Киева, освободить арестованных большевиков и передать власть Центральной Раде. Но командование не спешило уступать. Между тем, подкрепления получил и ревком.

Утром 30 октября в "Арсенал" прибыли красногвардейские отряды, а авиапарк получил неожиданное пополнение из украинизированного полка имени Б.Хмельницкого. В Киеве началась общегородская забастовка.

Пользуясь своим численным превосходством юнкера Константиновского и Алексеевского училищ попытались окружить авиапарк, но эта атака была отбита огнем артиллерийского дивизиона. Более того, артобстрел вынудил группу юнкеров сложить оружие. 30 октября юнкера, поддержанные 3 ротами чехословацкой бригады, пошли на штурм завода "Арсенал", но эта атака была отбита плотным прицельным огнем. Понесшие ощутимые потери чехословаки отказались участвовать в боях и в тот же вечер покинули город, заявив, что "питают искренние симпатии к украинскому народу..."

Ударные части, направленные для поддержки штаба округа, были задержаны на станции Пост-Волынский отрядом С.С.Бондаренко и С.И.Кутузова. 31 октября восставшие усилили натиск на части штаба округа. Были атакованы позиции возле дома командующего войсками Киевского округа и в Мариинском парке. На стороне штаба округа оставались охрана штаба, часть юнкеров Николаевского училища, казаки и сборные команды.

После артобстрела юнкера бежали, срывая погоны и кокарды.. Официально генерал Квецинский обладал еще значительными силами, но ситуация под Петроградом изменилась в пользу Советской власти, а со стороны Жмеринки к Киеву двинулся поддерживавший большевиков 2-й гвардейский корпус. Кроме того, в конфликт в любой момент могла вмешаться Центральная рада, имевшая в своем распоряжении до 8000 штыков. 31 октября Украинский Генеральный секретариат призвал воюющие стороны прекратить кровопролитие.

Вечером 31-го октября состоялись переговоры между штабом округа, Городской Думой и Центральной радой. Командование согласилось освободить арестованных большевиков в обмен на освобождение 130 юнкеров и, прекратив сопротивление, покинуть Киев. Вечером 31 октября штаб округа приказал войскам оставить город. В течение нескольких дней Киев покинули делегаты казачьего съезда, а затем - юнкера киевских училищ.

Но пока отряды ревкома выбивали подчиненных генерала Квецинского,  украинизированные части и отряды "вольного казачества" заняли телеграф, телефон и правительственные учреждения. 1 (14) ноября Центральная рада провозгласила себя высшей властью на Украине. Исполнительный орган Центральной Рады Генеральный секретариат объявил, что она представляет собой "краевой Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов". Плоды невероятной в обычных условиях победы Киевского ревкома достались сторонникам Петлюры.

Но итоги киевского восстания еще рано было подводить. Обстановка на Украине менялась чуть ли не ежедневно. После ожесточенных боев Советская власть была установлена в Виннице. Советы и ревкомы при поддержке частей Юго-Западного фронта победили в Жмеринке, Баре, Липовце, Немирове, Каменец-Подольском, Проскурове, Коростене, Сарнах, Новоград-Волынске и Староконстантинове. Впереди были новые восстания и целая война.

                Список литературы.

1. 1917 год на Киевщине: хроника событий. Киев, Государственное издательство Украины, 1928. XXVI, 583 с.

2. Борьба за власть Советов на Киевщине (март 1917 г. - февраль 1918 г,). Сборник документов и материалов. Киев. 1957. 658 с.

3. История Украины. Научно-популярные очерки. Киев, ОЛМА Медиа Групп. 2008. 1070 с.

4. Великий Жовтень на Київщині. Київ. 1957. 354 с.

5. М.Супруненко. Перемога Великої Жовтневої соцалicтiчної революцiї на Українi, Київ. Держполітвидав УРСР. 1957. 105 с.

6. П.Шморгун, Б.Корольов, М.Кравчук. Київ у трьох революціях. Київ. Книго-газетне видавництво. 1963. 208 с.

7. Великая Октябрьская социалистическая революция на Украине. Сборник документов и материалов в трех томах. Киев. Госполитиздат УССР. 1957.

8. А.И.Иванов. В дни Октября. Сборник воспоминаний участников Октябрьской революции. Киев. 1957. С. 198–202.

9. А.И.Иванов. Центральная Рада и Киевский Совет в 1917-1918 году. Летопись революции. 1922. № 6. С. 9–15.

10. И.Брагинский. Киевский Совет рабочих депутатов. Літопис революції. 1929. № 2. С. 27–57. № 3. С. 70–107.


Рецензии