Гносеус. Глава 2. Тринадцать
По тринадцати на дюжину дают,
да и то не берут.
(Пословица)
Учитель шел в синагогу. За ним шли его друзья и почитатели. Их было десять или более того. Хотя они и называли братьями друг друга, но родственными узами они не были связаны. Но по тому, как Учитель все пристальнее приглядывался к ним, они понимали, что вскоре он изберет себе соратников.
В одежде Учитель ничем не выделялся - те же сандалии из кожи жертвенных телят, белый хитон и простой веревочный опоясок.
Они вошли в синагогу.
Капернаумская синагога - небольшой четырехугольный покой с портиком, украшенным в стиле греческих орденов растительными орнаментами, архитектурными ветками и шнурами - при общей простоте строения эти излишества придавали ему громоздкость. Внутри были скамьи, для хранения священных свитков и кафедра. Здесь по субботам проводились публичные чтения Закона, причем чтецом мог стать по желанию любой из присутствующих, так как только в Иерусалиме были официальные священники.
Люди уже сидели на скамьях и хазан (титулованный чтец) доставал из шкафа книгу.
Братья сели на свободные места, а Учитель решительно направился к кафедре. Хазан увидел это и раскрыл книгу.
- Сегодня мы читаем книгу пророка Исайи.
Вызвавшийся читать назначенный текст мог дополнить его своим комментарием.
Учитель перелистал книгу и, видимо, найдя нужное место, начал:
- "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать народы". - Он отложил книгу и продолжил. - Вот он я, избранный Сын Господа, закон несущий не книжный, но праведный, ибо знаете вы слова Его: "Горе тем, кто постановляет несправедливые законы, горе тем, кто за подарки оправдывает виновного". Много лет прошло со времен Моисеевых, и забыли люди заповеди Божии, многие возомнили себя судиями, многие обросли богатством, грехами и стараются удержать у себя и то, и другое. - Вздохи, тихие восклицания, шепот раздались в разных углах синагоги. - И послал меня Господь к вам, дабы увидели вы страдание истинное и вспомнили о Нем как о единственном, Кто может распоряжаться народами и городами...
Между тем шум на скамьях нарастал, до слуха Учителя доносились возмущенные голоса. Галилеяне были добрыми людьми и благоволили к пророкам, но слова Учителя вносили смятение и в их душу.
- Не пророк я, а сын духа Господня, и в этом право и сила моя.
- Ты пришел погубить нас! - вскричал вдруг один из присутствую-щих. - Оставь! что тебе до нас! Ты святой, но не смущай нас словами своими, ибо знаем мы слово Господне о том, что горе тому, кто творит законы от имени Господа. И на нас падет кара Господня. Оставь нас!
- Замолчи! - резко сказал Учитель. Его слова не были посланы с криком, но с твердостью и такой убежденностью, что человек замер, крик застрял у него в горле и вдруг с хрипом вырвался наружу, и человек упал на землю и остался лежать неподвижно.
Все присутствующие ужаснулись.
- Кто это?
- Почему он обладает такой властью?
- Может, он посланник дьявола!
- Но он приводил слова Господа. Кто может это оспорить?
Между тем тело несчастного, распростершееся на земле, содрогнулось и исторгло громкий вздох. Несколько человек подошли к нему и помогли встать, а затем отвели к скамье и усадили на нее. Лицо несчастного было бледно, он едва дышал, капли пота стекали со лба.
Учитель вышел из-за кафедры и направился к выходу. Люди расступились перед ним. Он вышел из синагоги, и к нему подошли братья Симон и Андрей. Симон сказал:
- Я верю тебе, помоги и ты мне.
- Я не раздаю благодеяния за лесть и услуги, - строго ответил Учитель. Симон нахмурился и отступил. - Ладно. Мы еще поговорим об этом. Веди в свой дом.
Теща Симона лежала в горячке. Учитель подошел к ней. Братья остались в дверях. Симон нервно пощипывал бороду. Учитель положил руку на ее лоб - руку обожгло жаром.
- Успокойся, женщина, - сказал он, - твое дело прислуживать нам, а не лежать здесь. - С этими словами он повернулся и вышел из комнаты.
На глазах Симона навернулись слезы обиды, но он ничего не сказал. Однако женщина вдруг встала, поправила платок на голове и пошла во двор. Симон с изумлением смотрел на нее, а она тем временем присоединилась к другим женщинам, снующим у очага.
В дом собирались люди. Учитель ждал, когда они будут задавать ему вопросы. Однако они молчаливо, но с интересом, смотрели на него.
- Для чего вы собрались здесь? - спросил Учитель. - Вы ждете от меня откровений, чудес, но не для этого я пришел к вам. Вам нужна моя помощь - вот для чего я здесь. Ваша жизнь ужасает меня, вы забыли того, кто даровал вам жизнь, вы растрачиваете силы свои на обогащение, которое не дает ничего, кроме вражды. Вы разделились на овец и пастухов не по праву и по закону Всевышнего, а по прихоти одних и слабодушию других. Чтобы вернуться теперь к Господу, вам нужно забыть все и порвать со всем и со всеми: покинуть свой дом, оставить жену, родителей, детей. Все, что вам нужно для жизни, у вас будет и так, если вера ваша истинна. А там вас ждет жизнь вечная. Там перед судом ни у кого не будет привилегий, никто не сможет купить себе благоденствие в царствие Божием.
- Сила твоя велика, поистине это рука Всевышнего. Но как понять твои слова, ведь не человек сам разделился на мужчину и женщину и сказал: "Живите и размножайтесь". Тогда чем противно Ему то, что во славу Его человек создает храмы и обращает другие народы в веру Его?
- Храмы вы строите не для него, а для священников, живущих за счет этого, ибо истинный храм может быть только в душе вашей. Достаточно обратиться к Господу, и услышаны вы будете. Те, кто пойдет со мной, станут частью меня, опорой моей, моими руками и глазами. Они пойдут дальше меня, и их будут слушать народы.
- Я не смогу пойти с тобой, мне нужно похоронить отца.
- Предоставь мертвецам погребать мертвецов.
- Как понимать твои слова?
- Плоть есть временное пристанище души, не стоит уделять ей столько внимания, когда души живых людей еще бродят в потемках, когда их можно спасти.
- Я бы тоже хотел пойти с тобой, но мне прежде нужно устроить дела дома.
- Кто возлагает руку на соху и озирается назад, не создан для Царства Божия. - Учитель помолчал, а потом сказал: - Чтобы владеть землею, нужно от нее отказаться. На это способны не все. Подумайте над моими словами, а теперь мне нужно уединиться. - С этими словами он вышел из дома.
Он ушел, а в доме оставалось множество людей. Один из них выскользнул из дома вслед за Учителем, но вскоре вернулся и сказал: «Он ушел в горы».
После этих слов воцарилось молчание.
Учитель оглянулся - за ним увязался мальчишка. Было в нем что-то, что напомнило Учителю о его собственном детстве, было что-то еще, кроме любопытного взгляда. Хотелось уберечь его. Вот только от чего?
- Как тебя зовут? - спросил Учитель.
- А для чего тебе мое имя?
- Если ты дерзишь по любому поводу, зачем же ты увязался за мной?
- Я боюсь, что ты мне откажешь.
- Вот тебе на! - рассмеялся Учитель. - Да ты еще совсем мал. А учился ли ты где-нибудь?
- Меня зовут Иосиф.
- Достойное имя, чем же оно тебя стесняло?
- Дело не в имени. Помоги мне.
- Пойдем со мной. Может, ты тогда расскажешь, что тебе надо.
Впереди возвышались высокие скалистые горы, но здесь, на низких склонах, земля радовалась жизни.
Они поднялись вверх по каменистой тропе и расположились под
большим старым деревом. Такие деревья не могли дать путнику живительных соков, но в них таилась мудрость, и кто знает, что бывает для человека важнее?
- Скажи, - спросил Иосиф, - почему Бог злой?
- Почему ты решил, что он злой?
- У меня умерла мать, я так любил ее, она была молодая и красивая. За что же Он отнял ее у меня?
- В твоем сердце не должно быть обиды на Него, только тогда ты сможешь, если не понять, то не потерять веру. Мы в чем-то несем расплату за грехи наших предков, но и это еще не все. Путь наш в будущем известен только Ему, каждому уготовано то место, какого он заслужит. Не думай, что Он больше любит тех, кому дает сейчас все, у кого жизнь весела и легка - все имеет свой итог. Быть может, того, кому выпадают тяжелые испытания, готовит Он для больших дел. Быть может, это будет необходимо, чтобы спасти тысячи людей. Мы не можем этого знать.
- И ты тоже?
- Я это я, но говорю тебе, что должен чувствовать ты, быть может, Богом избранный.
- Значит, я еще должен сказать за это спасибо!
- Это в тебе пройдет. Твоя душа очистится от первых порывов страсти, и все тогда откроется тебе. Нужно лишь одно - верить. Я не могу сейчас осушить твои слезы, но потом, когда ты вырастешь, ты будешь вспоминать с благоговением свои страдания. Дай мне обнять тебя. Смотри - вот заходит солнце, но все уверены, что завтра оно снова взойдет. И в твоей жизни взойдет солнце. Ты верь.
Молчание прервал Симон, может быть, по праву хозяина дома:
- Вы слышали, что сказал он тем, кто не может без сожаления оставить все и пойти с ним? Я думаю, каждый из нас должен сейчас заглянуть в свою душу, найти ответ, и если он не сможет выполнить требование Учителя - пусть встанет и уйдет отсюда.
- Но позволь, мы хотим еще послушать его.
- Вы будете слушать его еще много раз, но сейчас он должен отправиться в путь с братьями, которые будут делить с ним все тяготы жизни и будут учиться у него, чтобы потом нести слово его к людям.
- А если я соглашусь пойти с ним, а потом захочу вернуться? - вновь раз-дался безымянный голос.
- Одно скажу, не предавайте его.
- Ты уже сам готов быть проповедником.
Симон нахмурился.
- Я друг его и хочу называться братом. А скажи вот ты, Иаков, ты все-таки сын сестры его матери.
- И я счастлив, что он не отверг меня. Мне кажется, что я Адам, ко-торого Господь простил и открыл врата рая.
Раздался смех.
- А ты, Филипп? - спросил Симон. - Ведь ты человек ученый, знаешь языки.
- Я пойду с ним до конца. И пусть Господь рассудит нас.
- А! значит, ты не веришь ему?
- Я верю в то, что если здесь и есть грех, то он гораздо меньше, чем ваше высокомерие.
- О-о!
- Да. Скажите, он что-нибудь просил у вас, что вы относитесь к нему с таким подозрением?
- Он нарушает Закон!
- А вы не подумали, что Он имеет на это право!
- Тогда надо признать, что он есть Бог!
И на лицах многих застыл страх.
Молча уходили люди, сжимая зубы, боясь, мысли порочные вырвут-ся наружу, но мысли эти безумством отпечатались в их глазах.
К вечеру Учитель вернулся в дом Симона. За большим деревянным столом сидели двенадцать человек, смущенные, как будто не были уверены в своем решении и в том, что Он примет их. Стол был пуст: они ждали его.
- Что ж, начнем трапезу. Пусть женщины принесут еду.
Он сел в центре.
- Многие из вас уже прошли со мной долгий путь, с другими мы встречались. - Тем временем на столе появились хлеб, рыба, вино, ежевика. Еще более долгий путь предстоит нам. Вас осталось двенадцать. Это святое число. Выбор ваш истинно праведный, хоть и нелегок будет путь. Я прошу, чтобы все вы называли друг друга братьями, так же и меня. Он взял в руки ковригу хлеба и благословил хлеб.
- Я есть хлеб жизни. Хлеб, который я даю вам, есть плоть моя, которую я отдам за жизнь мира.
- Как плоть?
- Что это значит? - зароптали братья.
- Истинно говорю вам. - Он стал преломлять хлеб и подавал всем присутствующим. - Плоть моя - пища, а кровь моя - питье, с которым вы становитесь частью меня, а я вхожу в вашу плоть.
- Мы верим тебе! - воскликнул Симон.
Учитель улыбнулся.
- Скажите, кто выловил эту прекрасную рыбу?
- Сыновья Заведея, хозяина ладьи и большой донной сети.
Братья Иоанн и Иаков при этих словах смущенно заулыбались.
- Отныне нам не должно заниматься добычей пищи, у нас нет нужды в одежде, деньгах. Все, что нужно, нам даст Отец. Путь наш пролегает чрез преследование и ненависть человеческого рода, но это великая ненависть. Человек ужаснется сам себе и обратится к Отцу за помощью. Я вижу на лицах ваших страх и неуверенность. Вы преодолеете их, ибо душа ваша должна быть светла. Вы будете проповедовать волю Отца, и он даст вам силы.
Наступила ночь. В доме зажгли лампады. Лица присутствующих скрадывал полумрак. Учитель принял их, а они согласились отдать себя ему, чтобы проповедовать людям слова его, отказавшись от своего дома, семьи, чтобы взамен приобрести открытую дорогу в Царствие Божие.
Так ли это обстояло? В чьих словах была ложь?
Свидетельство о публикации №217092001668