12-24. Медиа-войны

26 июня   2015 года на 85 году жизни скончался Евгений Примаков. Очень жаль: достойнейший был человек, государственник, ученый арабист, дипломат. Помнится, как Ельцин назначил его Премьер министром в условиях полного развала страны и экономики, и Примков, единственный из череды сменяющих друг друга премьеров, за короткий срок вывел  страну из полной нищеты и краха. А еще вспоминается, как он в марте 1999г летел в Вашингтон и уже в полете, узнав о том, что США начали бомбить Югославию, повернул самолет над океаном обратно - по своему собственному волевому решению. Примаков был первой ступенькой к началу возвращения суверенитета России, хотя и пришлось ему быть во власти недолго и в не самое лучшее время. И вот он умер. Очень жаль… Похоронят его в Москве, на Новодевичьем, а  отпевать будет  сам Патриарх Кирилл.

Провожали  нашего бывшего Премьера всем миром, по  тому же ритуалу, что и Черномырдина, и похоронили рядом с могилой Ельцина. Примакова люди ценили во все времена: очень достойный человек, хотя  наши СМИ и некоторые  рьяные журналисты за эти 22 года после перестройки не один раз меняли вектор его  как прославления, так и  порицания. Журналисты - это страшная сила: они могут подвигнуть страну на подвиг, а могут и привести ее к краху. Почему-то пришли на память давние  кровавые и бессовестные игрища  руководителей телеканалов в 90-ые годы, которые не обошли стороной и Примакова. Хамили ему грубо и цинично. Интересно подобрать материал о том, как, кто и  за какие идеи в те времена ратовал, кто руководил информационными войнами на ТВ, кому и что было выгодно, а главное, насколько  я сама поддавалась той информации, которую нам тогда подавали с телеэкрана. А поддавалась я ей очень сильно - многому простодушно верила. Сказать, что я одна такая слабовольная и глупая - не хочу: это будет неправда. У большинства нас единственный источник «правды» - это тележурналисты, а они влияют на наш ум очень сильно.

Вот сегодня я не поленилась покопаться в интернете и собрала историю российских информационных войн 1999-2003гг, когда Ельцин передал бразды правления Путину. Тогда наши СМИ и телекомпании кипели лютой ненавистью  друг к другу, а если говорить точнее - война шла между денежными воротилами, управляющими этими телеканалами. Не уверена, что моя подборка получилась  удачной, она  составлена как  из фрагментов чужих публикаций , так и из моих собственных воспоминаний, а  я - простой обыватель, за что купила, что поняла, то  и продаю!
Свой  рассказ я начну с 9 августа 1999 г, когда  президент Ельцин отправил в отставку премьер-министра Сергея Степашина, который не успел пробыть в своей должности и трех месяцев. Это была уже пятая смена главы правительства за последние полтора года.

А именно (даю ниже выписку из интернета):

1).  Е.Т. Гайдар - с 15 июня по 15 декабря 1992 г. Один из авторов радикальной социально-экономической реформы, известной как "шоковая терапия", характеризовавшейся либерализацией (отпуском) цен и массовой приватизацией предприятий.

2) В.С. Черномырдин - с 15 декабря 1992 г. по 23 марта 1998 г. Также исполнял обязанности премьер-министра с 23 августа по 11 сентября 1998 г. Вошел в историю как самый долговременный премьер-министр России в эпоху правления Б.Н. Ельцина. Именно с его деятельностью часто связывают многие кризисные явления в российском обществе в 1990-е гг.

3) С.В. Кириенко - с 23 марта 1998 г. по 24 августа 1998 г. Вошел в историю как человек, объявивший о дефолте, повлекшем за собой один из самых серьезных экономических кризисов постсоветской России.

4) Е. М. Примаков -  с 11 сентября 1998 г. по 12 мая 1999 г. Занял пост как компромиссная фигура, после того как российский парламент дважды проголосовал против утверждения в должности премьер-министра В.С. Черномырдина. Его руководство характеризовалось как поворот к усилению роли государства в экономике и налаживание утерянных во многом к этому времени контактов со странами Востока.

5) С.В. Степашин - с 12 мая по 9 августа 1999 г. Отправлен в отставку после начала нового витка военного конфликта на Кавказе.

Итак, изгнав 5 Премьеров,  Ельцин предложил на пост  шестого - В.В. Путина. Это назначение случилось 9 августа 1999 г и продлилось по 7 мая 2000 г. В момент выдвижения последний был назван Б.Н. Ельциным своим желаемым преемником, что вызвало в народе и среди политиков скорее недоумение - этот тем более долго не продержится! Тем не менее, чудо случилось, а с 31 декабря 1999 г. по 7 мая 2000 г. Путин даже стал исполнять обязанности Президента Российской Федерации!
 
Прежде  Путин возглавлял российскую ФСБ и являлся также секретарем Совета Безопасности РФ. Наши оппозиционные СМИ практически сразу же начали  на него «накат».  СМИ всегда кем-то оплачиваются. Особенно в эпоху, начавшуюся после 1991 года, когда у нас государства как такового не стало - всем рулили денежные воротилы. Этому больше всего поспособствовал сначала Горбачев, а потом Ельцин. Наша появившаяся «свобода» потрясла весь мир - такой вседозволенности высказываться еще нигде и никогда не было! Стало можно смеяться над Президентом, над историей своей страны, над всем, что прежде для нас было свято. Святыни стали  легко попираемы - любые!

 Самой оппозиционной Президенту телекомпанией стала  НТВ, поскольку владеющему ею Гусинскому и людям, стоявшим у него за спиной, выбор Ельцина не понравился. В то же время приближенные к Ельцину  информационные структуры бросились его защищать. На РТР перешел генеральный директор НТВ Олег Добродеев. Он стал главным лицом канала - богом информации. Все решили, что Добродеев разошелся с Владимиром Гусинским в вопросе критики Кремля. Сам Добродеев в одном из интервью признался, что чашу весов в его решении перевесила личная встреча с Владимиром Путиным.
К январю  2000 г практически всем было понятно, что новым президентом страны станет именно Путин. Что касается действующего президента Бориса Ельцина, то его и народ, и большая часть журналистского сообщества уже дружно списала в утиль. Например, 1 февраля, в день рождения Ельцина, на ТВ только один (!) канал вспомнил о нем: это было НТВ, передача Евгения Киселева «Глас народа», где был показан двухсерийный английский фильм, основанный на книге Коржакова, где был дан весьма неприглядный образ Ельцина. Подобная трансляция на канале, который, по сути, и появился на свет благодаря помощи еще действующего президента, выглядела на первый взгляд странно. Однако эта забывчивость вызвала возмущение у коллег с других каналов. Например, на REN-TV чуть позже был  показан  доброжелательный фильм про Ельцина и его эпоху под названием «Десять лет, которые…».

Споры вокруг персоны Путина не затухали. Весь январь 2000 г пресса твердила: «мы не знаем, кто такой Путин». Григорий Явлинский «Зеркале» РТР заявлял: «Я – оппонент Путина, потому что в нем нет ясности». Михаил Горбачев восклицал в «Секретных материалах» ТВЦ: «Он хороший человек… –– Не болтун. … Он проработал в разведке, в мэрии у Собчака и ужасно удивился, когда его на руководство ФСБ назначили, даже от звания генеральского из стеснительности отказался…».

 Неясного Путина в очередной раз зазывал в эфир Евгений Киселев, в надежде его  ущипнуть, чтоб он  показал  истинное свое нутро. Но Путин не простой человек, а политик:   он дает интервью  Михаилу Леонтьеву с ОРТ. «У Путина такой отрыв от конкурентов, что выбирать становится неинтересно, значит, народ на выборы может не прийти», – с видимой радостью говорил Евгений Киселев в «Итогах». На эту же тему твердил и Николай Сванидзе в «Зеркале»,  назвав  ответственного за возможный срыв выборов - Евгения Примакова, который снял свою кандидатуру  в Президенты. И это при том, что именно Сванидзе еще совсем недавно хамил Примакову с экрана, пытаясь отбить у него самого охоту участвовать в президентских выборах!

На ТВЦ, Андрей Караулов из «Момента истины» сообщил телезрителям: «Все врут. Весь рейтинг Путина, по данным независимых экспертов, – 14 процентов. Меньше, чем у Зюганова». Другой известный телеведущий с ТВЦ – Леонид Млечин – пытался отвратить народ от Путина, выпячивая его чекистское прошлое. Оппозиционные Кремлю СМИ даже прибегали к мнению… астрологов, дабы отвратить население от Путина как будущего президента.

Итак,  телеканалы ОРТ и РТР во всю «накачивали» рейтинг Путина, а НТВ и ТВЦ, наоборот, старались его «сдуть». Например, в ответ на то, что первые два называли «политическими карликами» Евгения Примакова, Юрия Лужкова, Григория Явлинского и  Сергея Кириенко, то НТВ в передаче «Куклы» высмеивала в «Куклах» Путина и прославляла Явлинского.
 
После вторжения чеченских боевиков в Дагестан и взрывов жилых домов в Москве общество повернулось к другой формуле власти – к «жесткой руке»… Чечня стала  средством, за счет которого Путин  стал для народа символом «диктатуры порядка». Он стал ответом на внезапно охвативший и общество, и элиту страх. Страх был вызван взрывами - утратой людьми чувства своей безопасности. Международные финансовые и прочие скандалы, заставившие Запад отшатнуться от России, вызвали растерянность в верхах, которые лишились уверенности в том, что в любой момент можно сесть на свой самолет и оказаться в безопасном месте за границей… Люди устали от разборок в СМИ между Сергеем Доренко (ОРТ), Евгением Киселевым (НТВ - Итоги) и Николаем Сванидзе (РТР-Россия), и  Андреем Карауловым (ТВЦ).

За две недели до выборов 2000г в СМИ стало складываться мнение, что информационную войну надо если не прекращать, то хотя бы ослабить ее накал. Однако у этой позиции тут же нашлись противники, которым эта война доставляла массу удовольствия. На канале ОРТ грянул скандал, явивший миру весьма неприглядную картину, царившую там. Сергей Доренко не подчинился своему прямому начальнику Константину Эрнсту и, отказавшись выполнять еще и решение суда, не извинился в субботнем эфире перед Лужковым.. Доренко не только не извинился, но и посмеялся над своим шефом. В эфир ОРТ не вышла программа «Время» с Павлом Шереметом: не должен был появиться сюжет про похороны Артема Боровика, который  в информационной войне поддерживал примаковско-лужковский блок «Отечество – Вся Россия» и погиб в результате авиакатастрофы. В ответ на это руководству канала пригрозили рассказать всю правду про тайны Кремля и Березовского… Эрнст решил уступить и попросил Шеремета не выходить в эфир. Словом, не телевидение, а «террариум друзей»!

 Предвыборные баталии, идущие на ведущих телеканалах, по сути, заслонили собой реальную жизнь в стране -  главным сюжетом всех новостных блоков стало полоскание «грязного белья» политиков.  Российское ТВ жило одной жизнью, а страна – другой. И две эти жизни редко когда пересекались. По ТВ обсуждали Андрея Бабицкого - журналиста радиостанции «Свобода»,  задержанного российскими военными как человек, который в своих репортажах пиарил чеченских боевиков, но о том, чем и как живет страна, информации не было.

Став президентом, Путин практически сразу приступил к созданию «одноканального» ТВ: то есть телевидения, целиком и полностью проводящего в жизнь установки только из одного Центра – из Кремля. Причем фундаментом для этого были настроения, царящие тогда на всех этажах общества: все хотели наведения хотя бы элементарного порядка. А без «ручных» СМИ осуществить эту идею власти было бы весьма проблематично. Миллионы простых россиян к тому времени уже успели устать от негатива, как в жизни, так и на голубых экранах, и вполне были готовы к тому, чтобы этот негатив сменил позитив.

Народу  долго  показывали по ТВ только негодяев:  Ельцин ошибся, когда дал возможность развиваться государственному ТВ, как тому заблагорассудится! Программа «Вести» стала флагманом отмороженных теленовостей, а когда появилось НТВ и «Сегодня», телевизионный мир вовсе слетел с катушек. Государственные «Вести» и полугосударственное «Время» принялись конкурировать с частным «Сегодня» на его поле. Центральное телевидение как главный носитель идеологии в нашей стране забыло про свои функции и во всем подражало Западу. У многих телевизионщиков, которые  совсем недавно пели осанну «свободному» российскому ТВ,  начался  переворот в мозгах  - тоска по цензуре, ибо свобода всякого вранья оказалась гораздо хуже любой цензуры.

Строительство нового информационного пространства новый президент не мог начинать с теми кадрами, которым он не доверял. Путин отдавал себе отчет, что без «зачистки» в медиа структурах  ему не обойтись. В итоге первый удар пришелся по Владимиру Гусинскому, проводнику тех установок, которые разрабатывались в «вашингтонском обкоме»: для Гусинского война в Чечне продолжала быть удобным поводом, чтобы «наезжать» на Кремль Эти установки шли вразрез с новым курсом президента: реформированием федерации, восстановлением в стране единого правового поля, чтобы противодействовать центробежным тенденциям.
Контроль над информационной империей Гусинского, а главное – над телекомпанией НТВ решено было установить через «Газпром-Медиа». Главной целью было  получение Кремлем возможности контролировать информацию на НТВ,   в газете «Сегодня» и на радиостанции «Эхо Москвы»…

Произошел арест Владимира Гусинского. Как стало известно потом, итогом содержания Гусинского в Бутырской тюрьме стало подписание 20 июля 2000 года соглашения с Альфредом Кохом, тогдашним главой  «Газпром-Медиа» об урегулировании задолженности «Медиа-Моста» перед «Газпром-Медиа». После подписания соглашения и выхода из тюрьмы Гусинский покинул Россию…

Следующим за Гусинским на очереди оказался Борис Березовский. Несмотря на то,  что именно этот олигарх стоял у истоков восхождения Путина к президентскому посту, это не могло уберечь его от опалы. Ведь, ставя на Путина, Березовский рассчитывал на то, что тот станет послушной игрушкой в его руках, как это некогда было с Ельциным. Но Путину такая незавидная участь не улыбалась.  Путин сначала нанес удар по медиаимперии Гусинского, затем взялся и за Березовского. Хотя с последним сладить было значительно труднее, учитывая его укорененность во властных структурах. Например, главой администрации президента тогда был Александр Волошин – человек Березовского. Сам олигарх тогда отсиживался в Лондоне, поскольку не был уверен в своей безопасности на родине (впрочем, их у него было несколько: Березовский имел гражданства России и Израиля). Однако Путину он тогда еще доверял и говорил об этом публично.

Между тем  руководство ОРТ абсолютно переругалось между собой. Руководитель канала Эрнст, Сергей Доренко и руководитель информационного вещания Татьяна Кошкарева боролись  между собой. Эта ситуация перестала устраивать Кремль. На ОРТ верность Березовскому, сохранял Сергей Доренко, у которого окончательно испортились отношения с Бадри Патаркацишвили, заместителем главного директора ОРТ, после того, как он в своей программе выдал в эфир пленку переговоров жены губернатора Петербурга Яковлева с одним из местных авторитетов. В течение многих лет Березовский  убеждал главных игроков на политической сцене, что замены ему нет… Теперь его время заканчивалось. В январе 2001 года 49 % акций канала ОРТ, ранее принадлежавшие Борису Березовскому, перешли к структурам Романа Абрамовича, а совет директоров стал почти полностью состоять из представителей государства и в сентябре 2002г канал вернул свое первоначальное название «Первый».

А что помнится мне о телепередачах начала двухтысячных? Смотрела все, слабо разбираясь, кто против кого сражается и чего хочет. Существенной разницы между политической направленностью разных телеканалов , не видела, не зная (и не особенно вникая), кто владелец каждой компании и какой политики он придерживается. Все кого-то обличали, высмеивали, хамили, призывали к совести и вечно оскорбляли друг друга. Ничего святого, никаких идеалов -свобода, гласность и вседозволенность! Нравилось ли это? Нет. Для меня был потерян какой-то стержень, вектор цели, а за державу - за грязное ведро с помоями, которое ежедневно выливалось на все, что прежде казалось важным и светлым.  Самое страшное, что эти помои лили очень талантливые и остроумные люди - политики и тележурналисты, очень уверенные в своей правоте. А страна вместе с ними - их голосами и руками - катилась вниз, втаптывала сама себя в грязь и ничтожество, с упоением занималась мазохизмом... Конечно, были и тогда те, кто разбирались в этой политической кухне и понимали, кто их ведет, и куда... К сожалению, я к оным не относилась. Было просто тяжко - смрадно на душе.

Именно благодаря Путину от передела собственности и политических дрязг страна начала переходить  на более или менее внятную государственную политику, а в мозгах простого народа, а так же и в моих мозгах,  начала появляться какая-то ясность - замаячил свет впереди...

Сейчас, в 2015 году, наша страна уже не испытывает подобного  раздрая политических взглядов. Политические ток-шоу, конечно же, по ТВ идут, и страсти участников на них порою просто зашкаливают, но  генеральная линия все равно прослеживается: подавляющее большинство обывателей не сомневаются в том, на чьей стороне правда и  кто здесь «наши». И не важно, из какой партии те или иные наши. И это - хорошо. Государство должно быть сильным, а власть - не раздираема плюрализмом мнений. Где правда, и кто ворует и врет больше - это уже другой вопрос и другая тема. Но государство и власть обязаны оставаться сильными и уверенными в себе. Нельзя жить без цели, а возможно - и без идеологии, объединяющей нацию на какой-то позитивной цели. Нельзя давать слишком большой свободы журналистам - непременно развалят и страну, и наше душевное спокойствие!


Рецензии