Мемуары. Мои записки. Глава 14. Поломническая поез
Глава 14
Паломническая поездка «Золотое кольцо»
Н. Новгород, Муром, Дивеево, Суворово, Арзамас
23 – 30.06.2012 год
Купил две путёвки на паломническую поездку по «Золотому кольцу» по уменьшен-ному варианту, т. е. с меньшим посещением городов. Хотел предложить жене, но она категорически отказалась. Причина одна – это скупость и пренебрежение к мнению других, тем более к своему мужу. Коса на камень, огонь на воду и т. д.
Я предложил сыну Михаилу, который согласился поехать со мной. Сказал ему, возь-ми с собой семь тысяч рублей на личные расходы. За две путёвки отдал всего 15 ты-сяч рублей. С ночлегом и питанием. Нормально, за 7 дней путешествия.
Погода стояла хорошая, солнечная с утра. 23 июня 2012 год. В Екатеринбург я при-ехал на автобусе из Асбеста вечером 22 июня. Ночевал на железнодорожном вокзале. Автобус с паломниками должен поехать в 8 часов утра от Храма на Крови. Дошёл до Храма за 40 минут не спеша. Миша появился к автобусу около восьми часов.
Паломники сели в комфортабельный автобус и поехали по московскому тракту. До-рога до Перми была разбитая, по левую и правую стороны мелькали леса, поля, не-большие деревни. На полях растут зерновые культуры и луга под сенокос. Овощей, садов и отдельных хуторов не было. Так, по обочинам чисто.
Ночью спали в автобусе. Неудобно, устаёшь сидя спать, но, что поделаешь – мы па-ломники. Утром подъезжали к Нижнему – Новгороду, который стоит на слиянии двух рек Волги и Оки. Красивое место.
Нижний Новгород
(24.06.2012 год)
Автобус ехал по Нижнему Новгороду, проезжали красивые, старинные улицы, кото-рые сочетаются с современными зданиями. Много памятников деятелям России, хра-мов, площадей, скверов и бульваров. Город украшают набережные Волги и Оки. Кра-сота.
Нас привезли к древнему кремлю Нижнего Новгорода. Гид, женщина, повела в кре-пость, располагались оружие времён Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов.
Осмотрели стены кремля, площадь, на которой стояла стела, на которой у основа-ния были барельефы героев Отечественной Войны 1812 года. Крепость находилась на возвышенном месте на берегу слияния реки Волги с Окой. Воды разлились на боль-шие расстояния. Мост через них протянулся больше километра. Впечатляющее зрели-ще. Внизу расположены Храмы с золотыми куполами и крестами. Ляпота. Часа два мы ходили и любовались Кремлём и его экспонатами. Много фотографировал и сни-мал на кинокамеру.
Потом паломников повезли в Храмы города, которые поражали сознание и прида-вали каждому из нас внутреннюю силу и уверенность в нашей Православной Христи-анской вере. Это наша внутренняя крепость верующих, а в целом всей России.
Посетили несколько Храмов и мужской монастырь, расположенный на берегу Волги. Он находился на окраине города. Компактный и обнесён крепостной стеной. Там на-ходится несколько Храмов с золочёными куполами и крестами. Не возможно глаз ото-рвать.
В монастыре мы провели два часа, осматривая его и любуясь архитектурой русских создателей этих шедевров и чудес. Много иностранных паломников посещают маршрут «Золотого кольца». Аминь…
Из летописи известно, что Нижегородский Вознесенский Печёрский монастырь ос-нован в 1328 году выходцем из Киево – Печерской Лавры св. преподобным Диониси-ем, в последствии архиепископом Суздальским (память его празднуется 26 июня). Бла-годаря пожертвованиям и вкладам Великих Князей, государей и императоров Российс-ких в XVII веке монастырь достиг цветущего состояния: здесь было пять каменных храмов с колокольней, братские корпуса, ограда с башнями.
Печёрский монастырь дал Руси таких подвижников как св. прп. Макарий Желтовод-ский и Унженский Чудотворец и св. прп. Ефимий Суздальский Чудотворец. В моло-дых годах проходил здесь своё послушание Никита Минов – будущий Патриарх Мос-ковский и всея России Никон.
Начиная с 1866 года, обитель являлась местом проживания епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, который одновременно был её настоятелем. Накануне 1917 года братия была немногочисленной, в монастыре располагался архив Духовной консистории и ремесленная школа.
В годы советской власти, после закрытия в 1924 году, в стенах монастыря размеща-лись коммунальные квартиры, кинотеатр, мебельное производство. С 1970 по1994 год находились Горьковская специализированная реставрационная мастерская.
Иноческая молитвенная жизнь в монастыре возродилась в 1999 году. Настоятель мо-настыря – Высокопреосвященнийший Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамас-ский. Обязанности наместника исполняет архимандрит Тихон (Затекин).
Посещение Нижнего – Новгорода, его монастыря и Храмов, произвело неизгладимое впечатление. Мише очень понравилось быть паломником.
Муром
(25.06.2012 год)
В древний город Муром автобус прибыл вечером. Муром расположен на высоком берегу реки Оке. Поужинали в трапезной женского монастыря и поселили нас в ке-льях, мужчины отдельно, женщины отдельно. Кельи были современные и с удобствам. Можно принять душ и сходить в туалет. Правда, суеты много, много паломников, а душа две кабины. Вот так. Но ведь мы паломники.
Спали крепким и хорошим сном после езды в автобусе и ночи.
Утром встали, пошли на литургию. Прикладывались к святым мощам Петра и Фев-ронии. Это здорово. Обед в трапезной и обход Храмов и монастырей Мурома.
Подробнее о городе Муроме. Место, где стоит женский Троицкий монастырь, тра-диционно называется Старое Вышнее городище. По преданию, первый храм появился тут во времена крестителя Муромской земли святого благоверного князя Константина в начале XII века. Храм был посвящён святым князьям Борису и Глебу и имел статус кафедрального. В XIV веке при Борисоглебском Соборе жил святитель Василий, епис-коп Муромский и Рязанский. Ему посвящено известное древнерусское произведение «Повесть о епископе Василии Рязанском». После изгнания Муромцами епископа Васи-лия, Муром утратил статус епархиального центра.
Троицкий монастырь основан Муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым в 1643 году. Собор был воздвигнут всего за одиннадцать месяцев. Обилие декоратив-ность деталей, особенно поливных изразцов, придаёт ему неповторимую нарядность.
В 1648 – 1652 г. г. на одном фундаменте построены шатровые Казанская надворная церковь и колокольня, ставшие главным украшением городской торговой площади.
В северо – восточной части монастыря стоит деревянный Храм в честь преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1715 году в селе Пьянгус Меленковского уезда и перенесённый в 1970 – е годы на территорию Троицкого монастыря. Замечательно купола этого Храма, покрытые лемехом из ольхи, которая на солнце отливает сереб-ром.
До революции главной святыней Троицкого монастыря был Виленский крест – мо-щевик, обретённый при жизни основателя монастыря Тарасия Цветнова. Кресту посвя-щено литературное произведение XVII века «Повесть о Виленском кресте».
19 сентября 1992 году монастырь обрёл святыню – мощи святых благоверных кня-зей Петра и Февронии Муромских – покровителей православной семьи. Каждый воск-ресный день после Божественной литургии перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.
Рядом с женским монастырем поставлена скульптура в честь святых Петра и Фев-ронии. Памятник высотой около четырёх метров. Прекрасный и великолепный, который восхищает праведную их жизнь и настраивает живущих жить в семье в люб-ви и согласии.
Главные престольные праздники монастыря – день Святой Троицы и день памяти святых Петра и Февронии (25.06 – 08.07).
В шестнадцати километрах от Мурома расположился Богородицкий скит. В1995 го-да здесь был построен деревянный Храм в честь Муромской иконы Божией Матери, празднование которой совершается 25 апреля и 16 июля.
Скидские послушания связаны в основном с сельскохозяйственными работами. Сёст-ры трудятся на монастырской ферме, в огороде, в саду, на заготовке сена. В скиту находится богадельня для немощных и престарелых монахинь.
Возрождение монашеской жизни началось в Троицком монастыре весной 1991 года. Настоятельницей была назначена монахиня Рижского Троице - Сергиева монастыря Та-вифа (Горланова). Ныне в монастыре проживают более семидесяти сестёр. Помимо основных монастырских послушаний монахини и послушницы работают в монастырс-кой типографии, керамической, золотошвейной мастерских, преподают воспитанницам монастырского пансиона «Надежда».
В 2001 году по благословлению архиепископа Владимирского и Суздальского Евло-гия в Троицком монастыре открыт пансионат «Надежда» для девочек в возрасте от 2 – х до 18 лет. Воспитанницы активно участвуют в жизни обители, выступают на го-родских торжествах.
Рядом с женским Свято – Троицким монастырём расположен мужской Благовещенс-кий монастырь. Ведутся реставрационные работы на Храме. Большой Храм и могуще-ственный, внутри торжественно и величественно. Много икон позалоченных, особенно выделяется своей красотой иконостас.
Пошли к памятнику Святому Илье Муромца. Русский богатырь стоял во весь рост с вытянутой правой рукой вверх. Этот памятник достигал высоты не меньше 10 метров. В руке у него был меч, который он крепко держал. На Илье были боевые доспехи, а сверху накинут плащ. Грандиозный памятник былинному герою Руси…
Гробница святого Илии Муромца установлена в соборе Муромского Спасо – Преоб-раженского монастыря. Пошли в этот собор, который находилась недалеко от памятни-ка Ильи Муромцу. Там находилась гробница, где лежал Илья, руки сложены на груди, а сверху него лежал меч. Сам он выполнен из дерева, левая кисть его руки серебрян-ная с ампулой, в которой находилась частица мощи святого. Мы, паломники, прикла-дывались к гробнице и молились святому, чтобы молился за нас, грешных, и заступи-лся в этой жизни.
Мы ведь всегда думали, что Илья Муромец былинный богатырь и только, выдуман-ный народом. На самом деле жил, на свете такой человек в селе Карачарова у города Мурома. 33 года сидел сиднем Илья на печи не вставая. От рождения ноги у него не ходили. Волхвы вылечили его травами. Да Бог помог. Это было примерно в начале XII века, тогда Киевская Русь была Православной. Княжил тогда Владимир Мономах в Киеве. Русь беспокоили своими разорительными набегами половцы, хазары и другие кочевые народы.
Илья Муромец от природы был могучим человеком. Рост его достигал до 180 сан-тиметров, вес его тела был до 120 килограммов. Средний рост у мужчин составлял тогда до 160 сантиметров. Пошёл он служить Великому князю Владимиру Мономаху, защищать Русь и её народ. Служил доблестно и честно. Это написано в народной бы-ли. Однако, по воле князя Владимира, оказался он в тюрьме на три года. Выйдя из тюрьмы, он сказал:
-Отныне служить буду только Богу.
Ушёл в монастырь Киево – Печёрской Лавры. Жил он там несколько лет. Часто Илья плакал в своей кельи, братья спрашивали его:
-Отче! Почему ты всё время плачешь».
-Братья! Грешен я. Много людей понапрасну погубил…, - отвечал Илья.
Напали на монастырь разбойники, монахи встали на защиту монастыря. С ними и Илья Муромец встал на защиту. При битве с разбойниками в Илью метнули копьё, которое вонзилось, пройдя через кисть правой руки в грудь, прямо в сердце. Ему бы-ло тогда около 50 лет. Через 300 лет Илья Муромца канонизировали в Святые. Его мощи при вскрытии гроба оказались не тленными, и от них шёл аромат. К тому же были отмечены чудеса исцеления больных людей. Они и сейчас не тленны…
Красивый и благодатный город Муром. Величаво течёт река Око рядом с ним. Хо-рошо. Впечатлений осталось очень много, которые сохранятся на долгие годы. Дальше нас ожидало Дивеево, вотчина святого Серафима Саровского…
Дивеево
(26 – 28.06.2012 год)
В Дивеево автобус приехал вечером в 7 часов. Это Свято – Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь, которому покровительствует Святой Серафим Саров-ский. Этот женский монастырь является божественным уделом Божией Матери.
Устроились на ночлег в кельи в одноэтажном здании. Пошли ужинать в паломни-ческую столовую, где кормят всех просящихся и голодных. Поели и, слава Богу.
Утром рано пошли на Божественную Литургию в Собор Пресвятой Троицы. Миша тоже пошёл. Большой и величественный Собор. Много икон, а главное здесь находит-ся гробница с мощами Святого Серафима Саровского. В этот день мы с сыном приня-ли покаяние и причастились Христовых Таинств, в конце службы прошли целование Животворящего Креста.
Прошлись по Святой Канавке, за один круг нужно прочитать молитву Божией Ма-тери 150 раз и твои молитвы могут дойти до Девы Марии на небо. Мы это с сыном сделали. За это дают бесплатно пакет святых сухариков. Набрали святой земли со Святой Канавки.
После обеда, кормили нас в хорошей столовой и вкусно. Молитва до трапезы и по-сле. Хорошо. После обеда пошли купаться в святом источнике преп. матушки Алек-сандры. Источник в честь Иверской иконы Божией Матери. Дошли пешком, было ря-дом метров 500. Мы с Мишей купили белую рубашку Серафима Саровского и в ней окунулись в источник. Температура воды плюс 4 градуса. Ледяная вода. Окунулся, ашь дух захватывает. Страшно. Ашь жуть. Я купался за поездку в источниках неско-лько раз и не простыл. Это здорово.
История Свято – Троицкого Серафимо – Дивеевского женского монастыря начинает-ся с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Четвёртым уделом Своим на земле избрала Божия Ма-терь Дивеевскую обитель и обещала низвести на неё благословение со всех трёх жре-биев Своих на земле: С Иверии, Афона и Киева.
На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 – 80 годах трудами матушки Алексан-дры на том месте. Где явилась ей Царица Небесная. По благословению преподобного Серафима к паперти Казанского храма были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865 – 75 годах был возведён пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже XIX и XX веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце XIX века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапос-тольской Марии Магдалины и трапезный храм в честь св. благоверного князя Алекса-ндра Невского. В начале XX века за Троицким собором, чуть в стороне от него, воз-двигнут Преображенский собор (1907 – 1916 годы).
Чтобы незабвенна была тропа, по которой «стопочки Царицы Небесной прошли», батюшка Серафим благословил в 1929 году дивеевским сёстрам копать Святую Канав-ку. Он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» проч-тёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!».
В храмах обители почивают во святых мощах её небесные покровители: преподоб-ный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа и Елена, блаженные Диве-евские Пелагея, Параксева и Мария, преподобноисповедница Матрона.
Преподобный Серафим предсказывал, что в последние времена Дивеево, откуда нач-нётся проповедь всемирного покаяния, «просветится паче всех градов на свете».
В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмеча-лось 100 – летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250 – летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная казанская церковь вос-становлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне установлена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.
Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Ни-лусом: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключём из каждого уголка этого удивительного места».
На второй день после утренней Божественной Литургии нас повезли на автобусе на источник преп. Серафима Саровского у посёлка Цыгановка. Через 40 минут мы были уже на месте. Спускаемся к источнику, перед нами стоит часовня, выполненная из дерева, красиво оформлена в стиле Православия. Помолились и попросили благослов-ления у Серафима Саровского на купание в его источнике. Впереди виден был пруд, на берегу которого стоят деревянные строения для купания в отдельности мужчин и женщин. Видно, что некоторые паломники купаются в открытом водоёме. Здесь тоже вода ледяная, температура 4 – 5 градусов тепла. Источники бьют из земли.
Я с Мишей пошёл в мужскую избушку. Там сделана большая ванна, через которую протекает вода. Я в рубашке Серафима пошёл в ванну, зашёл по пояс, набрался духу, перекрестился и три раза окунулся с головой в ледяную воду. Ощущение такое, как будто душа из тебя вылетает. Потом, после купания тебе становится легче, будто за-живо родился. Здорово. Миша тоже купался, похоже, ему нравится.
Вечером накормили нас в трапезной и свободное время для отдыха. Места в Диве-ево красивые, чисто российские. В принципе это рабочий посёлок, народ живёт част-ным хозяйством и за счёт обслуживания паломников.
Последний день в Дивеево. После завтрака пошли в монастырь. Народу много, шла служба в Троицком соборе. Купили в киосках иконы и другие сувениры домой. Зашли в собор прикоснулись к иконам и мощам святых старцев, в главное к святым мощам Серафима Саровского…
Суворово - Арзамас
(29.06.2012 год)
Утром позавтракали, сели на автобус и поехали в Суворово, это деревенское село недалеко от Дивеево. Там находилась церковь. Чем же она приметна? В этой церкви служили монашки, которым пришлось уйти из Дивеевского монастыря и затаится тут, после революции в 20 – х годах XX века. Монашки имели авторитет у населения Су-ворова и всей округе. Большевике не могли этого стерпеть и их казнили. Селяне мо-нашек похоронили. В настоящее время они находятся в гробницах в этой церкви.
Зашли в церковь, приложились к св. мощам этих монашек, помолились Богу, поставили свечки. Познакомились с окрестностями возле церкви. Красивые места. Погода стояла солнечная и тёплая. Хорошо.
Через полтора часа автобус катил нас к городу Арзамасу. В советское время в этом городе разрабатывались ядерные программы в системе обороны страны. И сейчас про-должаются там эти работы. Новый город закрыт. Мы приехали в старый город и оста-новились на площади. Здесь на возвышенности стоял большой Собор с большим купо-лом и меньшими купалами. Все они позолочены, сверкая на солнце.
Главный вход в собор установлен среди высоких колон, показывая тем самым его величие. Внутри собора было просторно и стены, купола были украшены рисунками из сюжетов библии. Очень красиво и Божественно. Много дорогих икон висят на сте-нах.
Народа было мало, и я свободно фотографировал и снимал на кинокамеру. Очень солидный и большой собор. Задаёшь себе вопрос. Как могли люди такой собор пост-роить. Построен он был в честь победы в Отечественной Войне русской армии над французами в 1812 году. Закончили строительство собора к середине XIX века.
Рядом находилась церковь, куда мы тоже пришли. Там шёл ремонт, и нам провели службу в небольшом зале с иконами.
Посмотрели центр старого города с его магазинчиками и сувенирами и т. д. Нас накормили обедом в трапезной и нас автобус повёз в Екатеринбург. Ехали вечер и ночь. К утру приехали к Храму на Крови. Устали…, но духовно выросли и привезли много впечатлений о паломнической поездке. 30 июня я был уже дома в Асбесте.
Мысли о духовном. Находясь в паломнической поездке, чувствуешь себя духов-но наполненным. О постороннем и житейском, греховном не думаешь. Всё твое сознание направлено на Небесное и Божественное, которое окружает нас, когда особенно находимся в Храме, Церкви или Соборе. При Божественной Литургии ты весь поглощен молитвой и церковным пением. Как будто ты находишься на в небесном раю и тебя окружают сонм ангелов. Аминь…
21.09.2017 год.
Свидетельство о публикации №217092001716