Мемуары. Мои записки. Глава 14. Поломническая поез

                Григорий  Рыжов

                Глава 14

                Паломническая  поездка  «Золотое  кольцо»
           Н. Новгород,  Муром,  Дивеево,  Суворово,  Арзамас
                23 – 30.06.2012  год 

    Купил  две  путёвки  на  паломническую  поездку  по  «Золотому  кольцу»  по  уменьшен-ному  варианту,  т.  е.  с  меньшим  посещением  городов.  Хотел  предложить  жене,  но  она  категорически  отказалась.  Причина  одна – это  скупость  и  пренебрежение  к  мнению  других,  тем  более  к  своему  мужу.  Коса  на  камень,  огонь  на  воду  и  т.  д.
    Я  предложил  сыну  Михаилу,  который согласился  поехать  со  мной.  Сказал  ему,  возь-ми  с  собой  семь  тысяч  рублей  на  личные  расходы.  За  две  путёвки  отдал  всего  15  ты-сяч  рублей.  С  ночлегом  и  питанием.  Нормально,  за  7  дней  путешествия.
   Погода  стояла  хорошая,  солнечная  с  утра.  23  июня  2012  год.  В  Екатеринбург  я  при-ехал  на  автобусе  из  Асбеста  вечером  22  июня.  Ночевал  на  железнодорожном  вокзале.  Автобус  с  паломниками  должен  поехать  в  8  часов  утра  от  Храма  на  Крови.  Дошёл  до  Храма  за  40  минут  не  спеша.  Миша  появился  к  автобусу  около  восьми  часов.
    Паломники  сели  в  комфортабельный  автобус  и  поехали  по  московскому  тракту.  До-рога  до  Перми  была  разбитая,  по  левую  и  правую  стороны  мелькали  леса,  поля,  не-большие  деревни.  На  полях  растут  зерновые  культуры  и  луга  под  сенокос.  Овощей,  садов  и  отдельных  хуторов  не было.  Так,  по  обочинам  чисто.
    Ночью  спали  в  автобусе.  Неудобно,  устаёшь  сидя  спать,  но,  что  поделаешь – мы  па-ломники.  Утром  подъезжали  к  Нижнему – Новгороду,  который  стоит на  слиянии  двух  рек  Волги  и  Оки.  Красивое  место.


                Нижний  Новгород 
                (24.06.2012  год)

    Автобус  ехал  по  Нижнему  Новгороду,  проезжали  красивые,  старинные  улицы,  кото-рые  сочетаются  с  современными  зданиями.  Много  памятников  деятелям  России,  хра-мов,  площадей,  скверов  и  бульваров.    Город  украшают  набережные  Волги  и  Оки.  Кра-сота.
     Нас  привезли  к  древнему  кремлю  Нижнего  Новгорода.  Гид,  женщина,  повела  в  кре-пость,  располагались  оружие  времён  Великой  Отечественной  Войны  1941 – 1945  годов.
     Осмотрели  стены  кремля,  площадь,  на  которой  стояла  стела,  на  которой  у  основа-ния  были  барельефы  героев  Отечественной  Войны  1812  года.  Крепость  находилась  на  возвышенном  месте  на  берегу  слияния  реки  Волги  с  Окой.  Воды  разлились  на  боль-шие  расстояния.  Мост  через  них  протянулся  больше  километра.  Впечатляющее  зрели-ще.  Внизу  расположены  Храмы  с  золотыми  куполами  и  крестами.  Ляпота.  Часа  два  мы  ходили  и  любовались  Кремлём  и  его  экспонатами.  Много  фотографировал  и  сни-мал  на  кинокамеру.
     Потом  паломников  повезли  в  Храмы  города,  которые  поражали  сознание  и  прида-вали  каждому  из  нас  внутреннюю  силу  и  уверенность  в  нашей  Православной  Христи-анской  вере.  Это  наша  внутренняя  крепость  верующих,  а  в  целом  всей  России.   
   Посетили  несколько  Храмов  и  мужской  монастырь,  расположенный  на  берегу  Волги.  Он  находился  на  окраине  города.  Компактный  и  обнесён  крепостной  стеной.  Там  на-ходится  несколько  Храмов  с  золочёными  куполами  и  крестами.  Не  возможно  глаз  ото-рвать.
    В  монастыре  мы  провели  два  часа,  осматривая  его  и  любуясь  архитектурой  русских  создателей  этих  шедевров  и  чудес.  Много  иностранных  паломников  посещают  маршрут  «Золотого  кольца».  Аминь…
     Из  летописи  известно,  что  Нижегородский  Вознесенский  Печёрский  монастырь  ос-нован  в  1328  году  выходцем  из  Киево – Печерской  Лавры  св.  преподобным  Диониси-ем,  в  последствии  архиепископом  Суздальским  (память  его  празднуется  26  июня).  Бла-годаря  пожертвованиям  и  вкладам  Великих  Князей,  государей  и  императоров  Российс-ких  в  XVII  веке  монастырь  достиг  цветущего  состояния:  здесь  было  пять  каменных  храмов  с  колокольней,  братские  корпуса,  ограда  с  башнями.
     Печёрский  монастырь  дал  Руси  таких  подвижников  как  св.  прп.  Макарий  Желтовод-ский  и  Унженский  Чудотворец  и  св.  прп.  Ефимий  Суздальский  Чудотворец.  В  моло-дых  годах  проходил  здесь  своё  послушание  Никита  Минов – будущий  Патриарх  Мос-ковский  и  всея  России  Никон. 
     Начиная  с  1866  года,  обитель  являлась  местом  проживания  епископа  Балахнинского,  викария  Нижегородской  епархии,  который  одновременно  был  её  настоятелем.  Накануне  1917  года  братия  была  немногочисленной,  в  монастыре  располагался  архив  Духовной  консистории  и  ремесленная  школа.
    В  годы  советской  власти,  после  закрытия  в  1924  году,  в  стенах  монастыря  размеща-лись  коммунальные  квартиры,  кинотеатр,  мебельное  производство.  С  1970  по1994  год  находились  Горьковская  специализированная реставрационная  мастерская.
    Иноческая  молитвенная  жизнь  в  монастыре  возродилась  в  1999  году.  Настоятель  мо-настыря – Высокопреосвященнийший  Георгий,  архиепископ  Нижегородский  и  Арзамас-ский.  Обязанности  наместника  исполняет  архимандрит  Тихон  (Затекин).
     Посещение  Нижнего – Новгорода,  его  монастыря  и  Храмов,  произвело  неизгладимое  впечатление.  Мише  очень  понравилось  быть  паломником.

               
                Муром
                (25.06.2012  год)
      
   В  древний  город  Муром  автобус  прибыл  вечером.  Муром  расположен  на  высоком  берегу  реки  Оке.  Поужинали  в  трапезной  женского  монастыря  и  поселили нас  в  ке-льях,  мужчины  отдельно,  женщины  отдельно.  Кельи  были  современные  и  с  удобствам.  Можно  принять душ  и  сходить  в туалет.  Правда,  суеты  много,  много  паломников,  а  душа  две  кабины.  Вот так.  Но  ведь  мы  паломники.
    Спали  крепким  и  хорошим  сном  после  езды в  автобусе  и  ночи.
    Утром  встали,  пошли  на  литургию.  Прикладывались  к  святым  мощам  Петра  и  Фев-ронии. Это  здорово.  Обед  в  трапезной  и  обход  Храмов  и  монастырей  Мурома.
    Подробнее  о  городе  Муроме.  Место,  где  стоит  женский  Троицкий  монастырь,  тра-диционно  называется  Старое  Вышнее  городище.  По  преданию,  первый  храм  появился  тут  во  времена  крестителя  Муромской  земли  святого  благоверного  князя  Константина  в  начале  XII  века.  Храм  был  посвящён  святым  князьям  Борису  и  Глебу  и  имел  статус  кафедрального.  В  XIV  веке  при  Борисоглебском  Соборе  жил  святитель  Василий,  епис-коп  Муромский и  Рязанский.  Ему  посвящено  известное  древнерусское  произведение  «Повесть  о  епископе  Василии  Рязанском».  После  изгнания  Муромцами  епископа  Васи-лия,  Муром  утратил  статус  епархиального  центра.
     Троицкий  монастырь  основан  Муромским  купцом  Тарасием  Борисовичем  Цветновым  в  1643  году.  Собор  был  воздвигнут  всего  за  одиннадцать  месяцев.  Обилие  декоратив-ность  деталей,  особенно  поливных  изразцов,  придаёт  ему  неповторимую  нарядность.
    В  1648 – 1652  г. г.  на  одном  фундаменте  построены  шатровые  Казанская  надворная  церковь  и  колокольня,  ставшие  главным  украшением  городской  торговой  площади.
     В  северо – восточной  части монастыря  стоит  деревянный  Храм  в  честь  преподобного  Сергия  Радонежского,  построенный  в  1715  году  в  селе  Пьянгус  Меленковского  уезда  и  перенесённый  в  1970 – е  годы  на  территорию  Троицкого  монастыря.  Замечательно  купола  этого  Храма,  покрытые  лемехом  из  ольхи,  которая  на  солнце  отливает  сереб-ром. 
     До  революции  главной  святыней  Троицкого  монастыря  был  Виленский  крест – мо-щевик,  обретённый  при  жизни  основателя  монастыря  Тарасия  Цветнова.  Кресту  посвя-щено  литературное  произведение  XVII  века  «Повесть  о  Виленском  кресте».
    19  сентября  1992  году  монастырь  обрёл  святыню – мощи  святых  благоверных  кня-зей  Петра  и  Февронии  Муромских – покровителей  православной  семьи.  Каждый  воск-ресный  день  после  Божественной  литургии  перед  открытыми  мощами  святых  Петра  и  Февронии  совершается  водосвятный  молебен  с  акафистом.
     Рядом  с  женским  монастырем  поставлена  скульптура  в  честь  святых  Петра  и  Фев-ронии.  Памятник  высотой  около  четырёх  метров.  Прекрасный  и  великолепный,  который  восхищает  праведную  их  жизнь  и  настраивает  живущих  жить  в  семье  в  люб-ви  и  согласии.
      Главные  престольные  праздники  монастыря – день  Святой  Троицы  и  день  памяти  святых  Петра  и  Февронии  (25.06 – 08.07).
     В  шестнадцати  километрах  от  Мурома  расположился  Богородицкий  скит.  В1995  го-да  здесь  был  построен  деревянный  Храм  в  честь  Муромской  иконы  Божией  Матери,  празднование  которой  совершается  25  апреля  и  16  июля.
     Скидские  послушания  связаны  в  основном  с  сельскохозяйственными  работами.  Сёст-ры  трудятся  на  монастырской  ферме,  в  огороде,  в  саду,  на  заготовке  сена.  В  скиту  находится  богадельня  для  немощных  и  престарелых  монахинь.
     Возрождение  монашеской  жизни  началось  в  Троицком  монастыре  весной  1991  года.  Настоятельницей  была  назначена  монахиня  Рижского  Троице - Сергиева  монастыря  Та-вифа  (Горланова).  Ныне  в  монастыре  проживают  более  семидесяти  сестёр.  Помимо  основных  монастырских  послушаний  монахини  и  послушницы  работают  в  монастырс-кой  типографии,  керамической,  золотошвейной  мастерских,  преподают  воспитанницам  монастырского  пансиона  «Надежда».
     В  2001  году  по  благословлению  архиепископа  Владимирского  и  Суздальского  Евло-гия  в  Троицком  монастыре  открыт  пансионат  «Надежда»  для  девочек  в  возрасте  от  2 – х  до  18  лет.  Воспитанницы  активно  участвуют  в  жизни  обители,  выступают  на  го-родских  торжествах.
    
    Рядом  с  женским  Свято – Троицким  монастырём  расположен  мужской  Благовещенс-кий  монастырь.  Ведутся  реставрационные  работы  на  Храме.  Большой  Храм  и  могуще-ственный,  внутри  торжественно  и  величественно.  Много  икон  позалоченных,  особенно  выделяется  своей  красотой  иконостас.
    Пошли  к  памятнику  Святому  Илье  Муромца.  Русский  богатырь  стоял  во  весь  рост  с  вытянутой  правой  рукой  вверх.  Этот  памятник  достигал  высоты  не  меньше  10  метров.  В  руке  у  него  был  меч,  который  он  крепко  держал.  На  Илье  были  боевые  доспехи,  а  сверху  накинут  плащ.  Грандиозный  памятник  былинному  герою  Руси…
     Гробница  святого  Илии  Муромца  установлена  в  соборе  Муромского  Спасо – Преоб-раженского  монастыря.  Пошли  в  этот собор,  который  находилась  недалеко  от  памятни-ка  Ильи  Муромцу.  Там  находилась  гробница,  где  лежал  Илья,  руки  сложены  на  груди,  а  сверху  него  лежал  меч.  Сам  он  выполнен  из  дерева,  левая  кисть  его  руки  серебрян-ная  с  ампулой,  в  которой  находилась  частица  мощи  святого.  Мы,  паломники,  прикла-дывались  к  гробнице  и  молились  святому,  чтобы  молился  за  нас,  грешных,  и  заступи-лся  в  этой  жизни.
     Мы  ведь  всегда  думали,  что  Илья  Муромец  былинный  богатырь  и  только,  выдуман-ный  народом.  На  самом  деле  жил,  на  свете  такой  человек  в  селе  Карачарова  у  города  Мурома.  33  года  сидел  сиднем  Илья  на  печи  не  вставая.  От  рождения  ноги  у  него  не  ходили.  Волхвы  вылечили  его  травами.  Да  Бог  помог.  Это  было  примерно  в  начале  XII  века,  тогда  Киевская  Русь  была  Православной.  Княжил  тогда  Владимир  Мономах  в  Киеве.  Русь  беспокоили  своими  разорительными  набегами  половцы,  хазары  и  другие  кочевые  народы.
    Илья  Муромец  от  природы  был  могучим  человеком.  Рост  его  достигал  до  180  сан-тиметров,  вес  его  тела  был  до 120  килограммов.  Средний  рост  у  мужчин  составлял  тогда  до  160  сантиметров.  Пошёл  он  служить  Великому  князю  Владимиру  Мономаху,  защищать  Русь  и  её  народ.  Служил  доблестно  и  честно.  Это  написано  в  народной  бы-ли.  Однако,  по  воле  князя  Владимира,  оказался  он  в  тюрьме  на  три  года.  Выйдя  из  тюрьмы,  он  сказал:
     -Отныне  служить  буду  только  Богу.
     Ушёл  в  монастырь  Киево – Печёрской  Лавры.  Жил  он  там  несколько лет.  Часто  Илья  плакал  в  своей  кельи,  братья  спрашивали  его:
     -Отче!  Почему  ты  всё  время  плачешь».
     -Братья!  Грешен  я.  Много  людей  понапрасну  погубил…, - отвечал  Илья.
     Напали  на  монастырь  разбойники,  монахи  встали  на  защиту  монастыря.  С  ними  и  Илья  Муромец  встал  на  защиту.  При  битве  с  разбойниками  в  Илью  метнули  копьё,  которое  вонзилось,  пройдя  через  кисть  правой  руки  в  грудь,  прямо  в  сердце.  Ему  бы-ло  тогда  около  50  лет.  Через  300  лет  Илья  Муромца  канонизировали  в  Святые.  Его  мощи  при  вскрытии  гроба  оказались  не  тленными,  и  от  них  шёл  аромат.  К  тому  же  были  отмечены  чудеса  исцеления  больных  людей.  Они  и  сейчас  не  тленны…
     Красивый  и  благодатный  город  Муром.  Величаво  течёт  река  Око  рядом  с  ним.  Хо-рошо.  Впечатлений  осталось  очень  много,  которые  сохранятся  на  долгие  годы.  Дальше  нас  ожидало  Дивеево,  вотчина  святого  Серафима  Саровского…


                Дивеево
                (26 – 28.06.2012  год)

    В  Дивеево  автобус  приехал  вечером  в  7  часов.  Это  Свято – Троицкий  Серафимо -  Дивеевский  женский  монастырь,  которому  покровительствует  Святой  Серафим  Саров-ский.  Этот  женский  монастырь  является  божественным  уделом  Божией  Матери.   
    Устроились  на  ночлег  в  кельи  в  одноэтажном  здании.  Пошли  ужинать   в  паломни-ческую  столовую,  где  кормят  всех  просящихся  и  голодных.  Поели  и,  слава  Богу. 
     Утром  рано  пошли  на  Божественную  Литургию  в  Собор  Пресвятой  Троицы.  Миша  тоже  пошёл.  Большой  и  величественный  Собор.  Много  икон,  а  главное  здесь  находит-ся  гробница  с  мощами  Святого Серафима  Саровского.  В  этот  день  мы  с  сыном  приня-ли  покаяние  и  причастились  Христовых  Таинств,  в  конце  службы  прошли  целование  Животворящего  Креста.
     Прошлись  по  Святой  Канавке,  за  один  круг  нужно  прочитать  молитву  Божией  Ма-тери  150  раз  и  твои  молитвы  могут  дойти  до  Девы  Марии  на  небо.  Мы  это  с  сыном  сделали.  За  это  дают  бесплатно  пакет  святых  сухариков.  Набрали  святой  земли  со  Святой  Канавки. 
    После  обеда,  кормили  нас  в  хорошей  столовой  и  вкусно.  Молитва  до  трапезы  и  по-сле.  Хорошо.  После  обеда  пошли  купаться  в  святом  источнике  преп.  матушки  Алек-сандры.  Источник  в  честь  Иверской  иконы  Божией  Матери.  Дошли  пешком,  было  ря-дом  метров  500.  Мы  с  Мишей  купили  белую  рубашку  Серафима  Саровского  и  в  ней  окунулись  в  источник.  Температура  воды  плюс  4  градуса.  Ледяная  вода.  Окунулся,  ашь  дух  захватывает.  Страшно.  Ашь  жуть.  Я  купался  за  поездку  в  источниках  неско-лько  раз  и  не  простыл.  Это  здорово.

     История  Свято – Троицкого    Серафимо – Дивеевского  женского  монастыря  начинает-ся  с  1760  года.  Сама  Царица  Небесная,  Пресвятая  Богородица  Мария,  Матерь  Божия  возвестила  матушке  Александре  (Мельгуновой),  будущей  первоначальнице  Дивеевской  обители,  что на  этом  месте  будет  великая  обитель,  равной  которой  не  было,  нет  и  не  будет  никогда  во  всём  свете.  Четвёртым  уделом  Своим  на  земле  избрала  Божия  Ма-терь  Дивеевскую  обитель  и  обещала  низвести  на  неё  благословение  со  всех  трёх  жре-биев  Своих  на  земле:  С  Иверии,  Афона  и  Киева.
     На  протяжении  полутора  столетий  созидался  Дивеевский  монастырь.  Начался  он  с  каменной  Казанской  церкви,  построенной  в  1773 – 80  годах  трудами  матушки  Алексан-дры  на  том  месте.  Где  явилась  ей  Царица  Небесная.  По  благословению  преподобного  Серафима  к  паперти  Казанского  храма  были  пристроены  церкви  Рождества  Христова  (1829  год)  и  Рождества  Богородицы  (1830  год).  В  центре  обители  в  1865 – 75  годах  был  возведён  пятипрестольный  Троицкий  собор.  В  линию  с  ним  на  рубеже  XIX  и  XX  веков  поднялась  пятиярусная  колокольня.    По  сторонам  от  Троицкого  собора  в  конце  XIX  века  были  построены  игуменский  корпус  с  домовым  храмом  в  честь  равноапос-тольской  Марии  Магдалины  и  трапезный  храм  в  честь  св.  благоверного  князя  Алекса-ндра  Невского.  В  начале  XX  века  за  Троицким  собором,  чуть  в  стороне  от  него,  воз-двигнут  Преображенский  собор  (1907 – 1916  годы).
    Чтобы  незабвенна  была  тропа,  по  которой  «стопочки  Царицы  Небесной  прошли»,  батюшка  Серафим  благословил  в  1929  году  дивеевским  сёстрам  копать  Святую  Канав-ку.  Он говорил:  «Кто  Канавку  с  молитвой  пройдёт,  да  полтораста  «Богородиц»  проч-тёт,  тому  всё  тут:  и  Афон,  и  Иерусалим,  и  Киев!».
    В  храмах  обители  почивают  во  святых  мощах  её  небесные  покровители:  преподоб-ный  Серафим  Саровский,  преподобные  Александра,  Марфа  и  Елена,  блаженные  Диве-евские  Пелагея,  Параксева  и  Мария,  преподобноисповедница  Матрона.   
     Преподобный  Серафим  предсказывал,  что  в  последние  времена  Дивеево,  откуда  нач-нётся  проповедь  всемирного  покаяния,  «просветится  паче  всех  градов на свете».
      В  2003  году  Православной  Церковью  и  Российским  государством  широко  отмеча-лось  100 – летие  прославления  преподобного  Серафима  Саровского  в  лике  святых,  а  в  2004  году – 250 – летие  со  дня  его  рождения.  В  связи  с  этими  торжествами  большая  часть храмов  и  зданий  монастыря  была  поновлена,  а  старинная  казанская  церковь  вос-становлена  в  прежнем  виде.  Святая  Канавка  ныне  установлена  так,  как  велела  Сама  Царица  Небесная  преподобному  Серафиму.
     Не  устарели  слова,  написанные  в  начале  XX  века  православным  писателем  С.  Ни-лусом:  «Святыня – это  весь  Дивеев  и  вся  его  святая  любовь,  которая  прорывается,  бьёт  ключём  из  каждого  уголка  этого  удивительного  места».

     На  второй  день  после  утренней  Божественной  Литургии  нас  повезли на  автобусе  на  источник  преп.  Серафима  Саровского  у  посёлка  Цыгановка.  Через  40  минут  мы  были  уже  на  месте.  Спускаемся  к  источнику,  перед  нами  стоит  часовня,  выполненная  из  дерева,  красиво  оформлена  в  стиле  Православия.  Помолились  и  попросили  благослов-ления  у  Серафима  Саровского  на  купание  в  его  источнике.  Впереди  виден  был  пруд,  на  берегу  которого  стоят  деревянные  строения  для  купания  в  отдельности  мужчин  и  женщин.  Видно,  что  некоторые  паломники  купаются  в  открытом  водоёме.  Здесь  тоже  вода  ледяная,  температура  4 – 5  градусов  тепла.  Источники  бьют  из  земли.
    Я  с  Мишей  пошёл  в  мужскую  избушку.  Там  сделана  большая  ванна,  через  которую  протекает  вода.  Я  в  рубашке  Серафима  пошёл  в  ванну,  зашёл  по  пояс,  набрался  духу,  перекрестился  и  три  раза  окунулся  с  головой  в  ледяную  воду.  Ощущение  такое,  как  будто  душа  из  тебя  вылетает.  Потом,  после  купания  тебе  становится  легче,  будто  за-живо  родился.  Здорово.  Миша  тоже  купался,  похоже,  ему  нравится.
    Вечером  накормили  нас  в  трапезной  и  свободное  время  для  отдыха.  Места  в  Диве-ево  красивые,  чисто  российские.  В  принципе  это  рабочий  посёлок,  народ  живёт  част-ным  хозяйством  и  за  счёт  обслуживания  паломников.
     Последний  день  в  Дивеево.  После  завтрака  пошли  в  монастырь.  Народу  много,  шла  служба  в  Троицком  соборе.  Купили  в  киосках  иконы  и  другие  сувениры домой.  Зашли  в  собор  прикоснулись  к  иконам  и  мощам  святых  старцев,  в  главное  к  святым  мощам   Серафима  Саровского…


                Суворово - Арзамас
                (29.06.2012  год)

    Утром  позавтракали,  сели  на  автобус  и  поехали  в  Суворово,  это  деревенское  село  недалеко  от  Дивеево.  Там  находилась  церковь.  Чем  же  она  приметна?  В  этой  церкви  служили  монашки,  которым  пришлось  уйти  из  Дивеевского  монастыря  и  затаится  тут,  после  революции  в  20 – х  годах  XX  века.  Монашки  имели  авторитет  у  населения  Су-ворова  и  всей  округе.  Большевике  не  могли  этого  стерпеть  и  их  казнили.  Селяне  мо-нашек  похоронили.  В  настоящее  время  они  находятся  в  гробницах  в  этой  церкви.
     Зашли  в  церковь,  приложились  к  св.  мощам  этих  монашек,  помолились  Богу,  поставили  свечки.  Познакомились  с  окрестностями  возле  церкви.  Красивые  места.  Погода  стояла  солнечная  и  тёплая.  Хорошо.
    Через  полтора  часа  автобус  катил  нас  к  городу  Арзамасу.  В  советское  время  в  этом  городе  разрабатывались  ядерные  программы  в  системе  обороны  страны.  И  сейчас  про-должаются  там  эти  работы.  Новый  город  закрыт.  Мы  приехали  в  старый  город  и оста-новились  на  площади.  Здесь  на  возвышенности  стоял  большой  Собор  с  большим  купо-лом  и  меньшими  купалами.  Все  они  позолочены,  сверкая  на  солнце.
    Главный  вход  в  собор  установлен  среди  высоких  колон,  показывая  тем  самым  его  величие.  Внутри  собора  было  просторно  и  стены,  купола  были  украшены  рисунками  из  сюжетов  библии.  Очень  красиво  и  Божественно.  Много  дорогих  икон  висят  на  сте-нах.
     Народа  было  мало,  и  я  свободно  фотографировал  и  снимал  на  кинокамеру.  Очень  солидный  и  большой  собор.  Задаёшь  себе  вопрос.  Как  могли  люди  такой  собор  пост-роить.  Построен  он  был  в  честь  победы  в  Отечественной  Войне  русской  армии  над  французами  в  1812  году.  Закончили  строительство  собора  к  середине  XIX  века.
     Рядом  находилась  церковь,  куда  мы  тоже  пришли.  Там  шёл  ремонт,  и  нам  провели  службу  в  небольшом  зале  с  иконами.
     Посмотрели  центр  старого  города  с  его  магазинчиками  и  сувенирами  и  т.  д.  Нас  накормили  обедом  в  трапезной  и  нас  автобус  повёз  в  Екатеринбург.  Ехали  вечер и  ночь.  К  утру  приехали  к  Храму  на  Крови.  Устали…,  но  духовно  выросли  и  привезли  много  впечатлений  о  паломнической  поездке.  30  июня  я  был  уже  дома  в  Асбесте.
    Мысли  о  духовном.  Находясь  в  паломнической  поездке,  чувствуешь  себя  духов-но  наполненным.  О  постороннем и  житейском,  греховном  не  думаешь.  Всё  твое  сознание  направлено  на  Небесное  и  Божественное,  которое  окружает  нас,  когда  особенно  находимся  в  Храме,  Церкви  или  Соборе.  При  Божественной  Литургии  ты  весь  поглощен  молитвой  и  церковным  пением.  Как  будто  ты  находишься  на  в небесном  раю  и  тебя  окружают сонм  ангелов.  Аминь…

                21.09.2017  год.


               


Рецензии