Пение на открытом уроке

               
     Увы, это не был урок пения, да такого учебного предмета нет в программах  ПТУ и Лицеев – учебных заведениях среднего звена, ориентированных на подготовку молодёжи к рабочим профессиям. В этом Горно-Алтайском ПТУ готовили  газоэлектросварщиков,  фрезеровщиков, токарей , станочников с программным управлением, водителей и даже кулинаров.
     А поскольку разрешалось набирать по группе и под заказ Республике Алтай, то были и такие,  которые готовили Пчеловодов, Мараловодов,  и уж, если стал развиваться Туризм, как отрасль, то была и группа Гидов-экскурсоводов.
     Училище по тем временам располагалось в нескольких прекрасно оборудованных под кабинеты зданиях. Со своей столовой. Спортзалом и актовым залом. Общежитием.
     Это нам,  заместителям  директоров по учебно-воспитательной работе, которые знали друг друга, встречались и не раз, опыта вроде бы и не занимать – было показано на экскурсии выездного кустового  совещания-семинара.
     Обмен, так сказать, предполагал и посещение открытых уроков. Нет бы, разделили на группки по интересам, и охватили бы больше, и повидали бы то, что каждого из нас  привлекало. 
     Так нет же, скопищем, всех  в одну аудиторию на последний ряд усадили. Нас двадцать и учащихся столько же. Видим их затылки. Слушаем - наблюдаем за действиями преподавателя. Каково ему-то!? Нам много проще: бдим, подмечая удачные моменты и досадные промахи. Сами из этой среды простых преподов.
     Сами в своё время пережили и полёт от удач  и жёсткость приземления от ошибок  и промахов. Нелегка эта стезя. Урок  Эстетики. Эстетического воспитания. Преподавательница со стажем. Алтайка по национальности. В группе учащиеся первого курса. Вперемежку: черноволосо-смуглые и светло-русые - алтайцы и русские.
     Всё идёт своим чередом. Опрос - ответы. Объяснение-обобщение и закрепление.  И тема  о временах года в живописи удачно подобрана. И наглядный материал к месту. Хотя, нет-нет, да и бросаем мы взгляды в сторону окна…
     А за окном - март за середину.  День ясный.   Солнце пышет. С крыш каплет. Окна на юг.  Красота. По склонам в снегу утопают  кедры, сосенки, пихты.
И в классной аудитории  позитивно солнечно.
     Урок уже к концу подходил, когда мы услышали тихое одинокое пение. Непроизвольно вытянули шеи. Пел, сидящий за столом, что у окна напротив паренёк - алтаец.  Было видно, как он, облокотясь на подоконник, смотрел в окно. Такой неповторимо трогающий душу тоскливый тембр голоса.
     Пел на родном языке. Нас поразило то, что ни преподаватель, ни ученики на это не обратили никакого внимания. Словно привыкли к подобным странностям.
Мы невольно уставились на него, а он, не видя, не замечая, что на уроке, продолжал петь. 
     Вскоре прозвенел звонок. Урок закончился.  Аудитория быстро опустела, а мы сидели и переглядывались. В душах наших остался отголосок и его души.
     Как же часто за текущими проблемами  учебного процесса, мы невольно, зачастую забываем о таком важном  в наших воспитанниках,  далеко не идеальных:   своенравных, трудновоспитуемых… как  душе. Хотя помнить обязаны.
-О чём он пел? – спросил я.
-Он пел о родном доме, о своих близких, о быстроногом жеребёнке.  Обычно к весне  они очень тоскуют… и изливают её в своей песне. То один запоёт, то другой. Мы их понимаем, и воспринимаем такое пение их души, нормально, по-человечески, – был ответ.
     После обсуждения урока - обед. Потом нам предложили экскурсию на автобусе по Чуйскому тракту. Вёл экскурсию будущий выпускник-гид. Высокий стройный паренёк-алтаец.
     И, видимо, не впервые. Уверенно, подкупающе доверительно со знанием материала он, по ходу движения автобуса, вкратце рассказал и историю знаменитого Чуйского тракта, который тянется от Новосибирска и пролегает до самой границы с Монголией.
     Местами, справа, встречалась быстрая  Катунь, которая вырывалась из - подо льда своей бирюзовой водой, и мы услышали  красивую легенду о двух беглецах  Бии и Катуни.
     У барельефа Вячеслава Шишкова, писателя и проектировщика этого тракта автобус остановился, там нам удалось не только осмотреть окрестности с высокой площадки, но и сфотографироваться на память.
     Вечером на концерте групп училища, фотографии были вручены тем же гидом. Как почётных гостей, нас усадили на первый ряд. Конечно же, юношей было много больше. Но и девушки-группа будущих кулинаров сумела выглядеть достойно. Программа всем понравилась. Особенно номера в национальных алтайских костюмах. И исполнение песен, декламация стихов, юмористические  мини-сценки из жизни училища, два народных танца.
     Аккордом программы была игра на топшуре - двух струнном музыкальном инструменте и, конечно же, горловое пение.
     Темир! Мы сразу узнали в нём того паренька, что запел на уроке. Разница заключалась лишь в исполнении. Ни о какой тоске в голосе и речи не было.
     Горловое пение надо обязательно слышать и видеть воочию. Казалось, что в этом пении слилась и душа Алтая: величие кедров и шелест листвы лугов, далёкое роптание водопадов и рёв стремительной Катуни, мощные раскаты грома и тревожно-испуганное  ржание жеребёнка... И прекрасные виды гор с венцом - трёхглавой Белухи. Особенно поразило его горловое пение-кай на высокой ноте.
     Небольшая народность алтайцы - всего-то несколько сотен тысяч. Но насколько любят они свой край, знают его, ценят, дорожат им, почувствовалось и в   проникновенном пении паренька - представителя одной из ветвей древнего тюрского





народа.


Рецензии