Три червонца

            Случай этот произошёл со мной в прошлом году, когда я, в очередной раз осенью, отправился по грибы…Сел я в свою старую ,, Ниву,, , взял с собой продукты – огурцы, колбасы, пирожки, термос с кофе, этакий набор туриста и отправился подальше в глухомань от людей и цивилизации… Есть у меня грешок: -  люблю  я иногда, сбегать от мирской суеты подальше,  на день-другой,  от всего мира! Уединиться, побродить наедине с природой, собраться с мыслями, пофилософствовать,  помечтать…Одним словом отдохнуть душой и телом от всего, что гнетёт и напрягает…
             И так тронулись! Проехав километров сто по трассе, я решил передохнуть и свернул с асфальта на просёлочную дорогу. Проехав ещё с пол часа я решил остановиться. Лес был подходящий для белых грибов и подосиновиков, не густой. Берёзы росли вперемешку с липой уже много лет в дружбе на одной территории,  иногда  клён вносил свою лепту на отдельных  опушках, выросшими стволами, уходящими вверх словно часовые. День был чудесный, солнце светило радостно и ярко, внося своими лучами добро и тепло на всё, что попадалось на его пути. Вот поэтому, наверное, и у меня настроение было отличное. Слегка перекусив, я перекинул маленький рюкзачок с нехитрой снедью к себе на плечо, закрыл машину и отправился на поиски грибов.
             Лес встретил меня радушно. Обняв своим величием и красотой, он взял меня в плен своей всепоглощающей энергией столь бесповоротно и быстро, что я и оглянуться не успел, как у меня закружилась голова. Наверное,  от избытка кислорода. Всё-таки город делает своё страшное дело, укорачивая жизнь человека.
              Собирать грибы долго не пришлось, их было видимо-невидимо, но это не являлось моей основной задачей – главное, это то наслаждение, которое я испытывал оставаясь наедине с природой. Опьяняющий воздух, пение птиц – всё это, завораживало и наполняло мою душу нескончаемой радостью. Господи! Да много ли  надо человеку для счастья? Всего-то самую малость…
               Проплутав  по лесу более трёх часов,  я вышел на какую-то заброшенную деревеньку. Издалека было видно, что она была заброшена,  и никто в ней не живёт. Не видно было ни людей, ни кур, ни гусей,  а самое главное – не было слышно даже привычного для любой деревни лая собак. Тишина, нехорошая тишина, стояла над некогда живым населённым пунктом. Подходя ближе к деревне, я увидел, как в одном из дворов,  какой то пожилой человек копает яму лопатой. Подойдя поближе, я с удивлением увидел старого деда, которому на вид было где-то за 80 лет.
 - Здравствуйте!
В ответ тишина. Я приблизился поближе и вновь поздоровался. Дед заметил меня и отбросив лопату в сторону подошёл поближе.
- Здравствуй молодой человек.
Он протянул мне руку.
- Архип Дормидонтыч.
- Александр. Какое у вас редкое отчество?
- Отчество как отчество. Отцов не выбирают…Какими судьбами занесло в наши края?
- Да грибы собираю…
- Из города что-ль?
- Из него самого.
- Ишь,  занесло тебя как далече…
- Да далековато…
- Я достал сигарету из пачки, закурил.
- О, бессово зелье…
- Да дед, согласен, бросаю вот потихоньку…
- И правильно делаешь сынок, пользы от этого нет.
- Согласен.
        Дед разглядывал меня с любопытством, и осторожностью, видно было, что в его душе борются противоречивые чувства. Пауза затянулась…Моя выкуренная сигарета, дойдя до фильтра,  закончилась. В воздухе повисла тишина…Дед посмотрел как-то на меня особенно, видно сделал выбор.
- Поможешь мне Саша?
- Как не помочь старому и доброму человеку…
Дед ухмыльнулся.
- То что я старый оно понятно, только слепой не увидит…Но с чего ты взял, что я добрый?
- По глазам дед Архип, по глазам…Они никогда не врут!
Дед промолчал, ничего не ответил. Посмотрел в небо, потом на яму и тяжело вздохнул…
- Горе у меня сынок, ох горе…
- Да что случилось то Дормидонтыч?
- Жена моя Аксинья, вчера Богу душу отдала.
Слёзы покатились по его впалым щекам, но он не вытирал их, а смотрел на меня вопросительно.
- Поможешь?
- Всё что в моих силах…
- Ну и слава Богу! А то я чуть опять грех на душу не взял, могилу ведь самому близким копать нельзя…Нехорошо это…
- Длину я Саша отметил, а в глубь метра 1,5 хватит, волки чтоб не достали, а то их сейчас больно уж много развелось…А я пойду приготовлю  Аксинью в последний путь…
             Я кивнул головой, снял с себя штормовку,  и  взяв лопату в руки принялся за дело…Земля поддавалась нехотя, упиралась всем своим существом, видно не хотела уходить с насиженного веками места наружу. Но человеческое упорство и обещание деду сделали своё дело. Ушло на работу часа два…С трудом поднявшись из ямы, я с удовольствием закурил,  приводя в норму  своё учащённое сердцебиение. Могила была готова. Прошло ещё минут десять. На крыльцо вышел дед и махнул  мне рукой. Воткнув штык лопаты в землю,  я направился к дому. Ступив на крыльцо,  дома я перекрестился. Дед увидел меня,  и я удивился, услышанному…
-   Тремя перстами! Прости Господи!...
              Он поморщился и перекрестился в свою очередь. Только теперь до меня дошло – староверы…Оттого то и брёвна закопанные в землю заострённые концом вверх вокруг всей деревни, вроде частокола. Пройдя сквозь чулан мы вступили в горницу. Увидев покойную,  я вновь перекрестился.
- Примите мои соболезнования Архип Дормидонтыч…
             Он промолчал и тоже перекрестился. Горница была светлой, всё были чисто и аккуратно прибрано. Но порядок этот был наведён ни вчера и не сегодня, а поддерживался годами заботливыми руками изо дня в день, и это чувствовалось во всём, начиная с белых занавесок на окнах и кончая дубовыми, навощёнными досками на полах. Чистота и  порядок  как-то странно гармонировали, с висящей в воздухе особенной тишиной. Мёртвое тело, видно вносило свою лепту в атмосферу всего дома, и всё, что было связанно с жизнью этого человека,  остановило свой бег времени, оно как-бы остановилось  в этом замкнутом пространстве, отдавая дань уважения усопшей. Тишина была мёртвая…Я раньше,  не понимал этого словосочетания, а теперь до меня дошёл весь его смысл воочию…Эта та тишина, когда слышишь звук собственного сердцебиения  и как поёт свою песню сверчок в сенях, то начинаешь много осмысливать …
- Пойдём Саша. Поможешь мне…Он кивнул мне головой и вышел из комнаты в сени. Поднявшись по лестнице на чердак, он позвал меня - ,,Поднимайся…,,Я поднялся. Сквозь полумрак чердачного малого оконца, я увидел два гроба стоящих на табуретках.
- Ну что встал как вкопанный? Бери спереди…
Осторожно мы спустили  гроб с чердака и вынесли его на улицу.
- Пошли за вторым.
- А кто второй то, дед?
Я завтра буду… Или ты один завтра намерен его спустить вниз без всякой помощи?
- Да типун вам на язык Дормидонтыч!
- Типун, не типун…Но смерть, когда она приходит заранее, она ведь предупреждает…И говорит своим холодным дыханьем - ,, Всё! Пришёл твой черед…,,Вон она в углу стоит с косой – разве не видишь?
- Нет,  дед, не вижу!
- Да оно и неудивительно…Её видит только тот к кому она приходит… Да и Аксинья меня зовёт к себе…Шутка ли 70 годков вместе прожили…
- Сколько?
- 70 говорю! Как женился в двадцать, так  и прожили душа в душу, день в день, все 70 годков…Ну всё, пошли!...
      Вытащив второй гроб с чердака, мы оставили его во дворе под навесом.
- Ну вот и ладненько…Завтра тихонько выкопаешь мне могилу, отнесёшь гроб, меня туда положишь. Ну, и похоронишь, как полагается…И молчи! Богом тебя прошу,  сделай доброе дело! Тем более не за бесплатно прошу – три червонца золотых, царских отдам тебе сегодня за работу – только смотри не обмани! Ну что расселся? Тащи гроб к могиле, ая сейчас следом иду…
        Я приподнял гроб, хорошо, что он был сделан из сухих досок. Положил его на правое плечо, и с такой странной ношей, отправился к свежей  выкопанной могиле. Поставив гроб на свежую, выкопанную землю, я снял крышку гроба и отложил её в сторону, обнаружив там два длинных полотенца. Я достал их наружу, догадываясь о их предназначении. Сев на землю, я закурил в раздумье. Минут через пять я поднял глаза и остолбенел от увиденного…От деревни шёл медленно дед и нёс на руках свою умершую жену…Шёл он осторожно, медленно ступая на Землю, боясь отступиться…Я сначала хотел броситься ему навстречу – помочь, но потом подумал, что если бы он захотел, чтобы я ему помог, то сказал бы мне  об этом ранее…Дело то деликатное, и я продолжил наблюдать за происходящим…Вскоре дед, со своей ношей, приблизился ко мне…Остановился…И осторожно опустил тело своей супруги в гроб. На глазах его были слёзы… Он плакал, но не вытирал их, мужественно молча…Немного посидев над телом умершей супруги, он выждал,  когда поток слёз иссяк, и  повернулся к крышке гроба…Я понял его намерение и взялся за один её край. Накрыв крышкой гроб ,он продел два полотенца снизу основания гроба и продёрнул их поочерёдно, так. Что-бы с двух сторон было примерно половина его длины. С помощью нехитрых манипуляций, мы осторожно, вдвоём  опустили гроб в могилу. Кинув туда полотенца, дед нагнулся и бросил щепоть земли на деревянную поверхность гроба и отошёл в сторону. Слёзы опять полились с его глаз…Я постоял некоторое время для приличия, а потом взявшись за лопату, начал осторожно закапывать могилу. Прошло минут десять – и дело было сделано. Подравняв плашмя лопатой края небольшого холмика, я воткнул крест в небольшой холмик могилы, в ноги усопшей и перекрестился…
 ,, Пусть Земля будет пухом усопшей,, - сказал я негромко вслух и удалился, оставив деда один на один с могилой…
              Дойдя до дома, я вошёл в него. Снял обувь. Найдя умывальник в углу избы,  я умылся. Уставший я лёг на скамью и расслабился, скорей всего я уснул… Очнулся я от того, что кто-то трясёт меня за плечо. Это был дед.
 - Вставай Саша, хорош спать…Пойдём помянем Аксинью… 
                Умывшись,  я сел за стол, на котором стояла большая бутыль самогона, варёная картошка, огурцы, капуста, грибы…Дед налил  в гранённые стаканы мутной жидкости. Я посмотрел на него…Он перехватил мой взгляд – усмехнулся…
- Не бойся! Не отравлю!...Сам гнал…Да, и если бы захотел, разве пил бы сам?
Согласившись с его логикой, с поднял стакан.
,, Пусть Земля ей будет пухом!,, - сказал я и опрокинул содержание стакана внутрь своего организма… Самогон обжёг моё горло и провалился в желудок…Через некоторое время, Я почувствовал как приятное тепло стало разливаться по моему уставшему телу.
 - Ешь, пей Саша чем Бог послал…Я пойду переоденусь…Завтра ответственный день - перед Богом, перед судом Божьим надо предстать в чистой одежде, а то негоже как-то  в грязном…Не по людски… 
…Минут 30-40 Дед отсутствовал…В его отсутствие я два раза наливал в стакан самогонки и опрокидывал мутную жидкость в своё тело, чтобы как-то заглушить внутреннюю  душевную боль…
                Дед зашёл,  неожиданно…Одет он был в чистую русскую рубашку,  с открытым воротом, и широкие штаны…
- Держи Саша три червонца тебе за труды…И обещай мне сделать всё по людски…Он положил монеты на стол и вопросительно посмотрел на меня…
- Обещаю Дормидонтыч…
- Ну и хорошо! Ты ешь, пей – не стесняйся…Завтра у тебя опять тяжёлый день…
Ты уж прости меня старика, если что не так...
- Да всё нормально дед!
- Ну всё Саша, прощай!
Он подошёл ко мне , пожал руку, обнял и поцеловал в щёку…
- Прощай Саша!
- Прощай дед!
Он тихо ушёл…Я налил ещё мутной жидкости и выпил… Выйдя во двор, я не спеша закурил, и отправился спать…
…Проснулся я рано…Предчувствие чего-то нехорошего, ожидание какой – то неизвестной печали разбудило меня…Умывшись, я вошёл в комнату, куда вчера ушёл дед…Картина, которую я увидел, заставила меня вздрогнуть…На кровати, сложив руки на груди, лежал дед…Глаз а его были закрыты… Подойдя тихонько к нему, я не веря ещё самому себе, положил два пальца на его артерию, находящуюся на шее…Пульса не было, я перекрестился,  и вышел из комнаты…Выкурив на крыльце две сигареты, одну за другой, я пошёл за лопатой в сарай…Пока Солнце не вошло в зенит, надо выкопать могилу…На её копку у меня ушло часа 3-4, так как я копал не спеша, с непродолжительными перекурами…Да, съездил я отдохнуть, грибы пособирать в своё удовольствие…Но что делать – жизнь есть жизнь, и кто знает,  какие крендельца она ещё выкинет, испытывая нас на прочность и человечность – главное, чтобы из всех испытаний  и,  трудностей выйти человеком и не скурвится душой!
  Перенесся пустой гроб, и поставив его рядом с могилой, я замер в нерешительности…А как же я буду опускать гроб с телом в могилу один?  Я закурил и задумался…Лесенка! Вдруг осенило меня…Отправившись  обратно в деревню, я нашёл то, что мне было нужно – деревянную лесенку нужной мне длины…
                Опустив лесенку в могилу, я опустил в неё гроб…Затем медленно,  не спеша,
Перенёс тело Дормидонтыча на руках к могиле, и осторожно опускаясь с телом по лесенке, положил его в гроб…Затем принёс крышку гроба…Установил её на нужное место…Поднялся из могилы и достал лесенку наружу…Взявшись за лопату, я похоронил деда и установил крест в небольшом холмике…Два свежих, выкопанных недавно холмика, с двумя крестами стояли чинно и гордо…Вот ведь судьба….Прожили всю жизнь вместе,   и смерть приняли, можно сказать, в один день….
                Придя в дом, я налил полный стакан  самогонки и залпом выпил его…Я,  конечно,  не знал их близко и длительное время – но пусть Земля будет вам пухом! Судя по всему,  вы были,  не плохими людьми…Уставший я отправился спать…
                Утром меня разбудили птицы…Посмотрев по сторонам, я вспомнил, что со мной случилось…Увидев на столе три червонца, я быстро умылся и позавтракал… Положив в карман три червонца, я перекрестился, на стоявшую в углу икону, и вышел из избы…
                Пора было возвращаться в город, и я направился к своей ,,Ниве,, .Обернувшись, напоследок, я увидел заброшенную деревеньку и чуть поодаль, на холме два небольших холмика с деревянными крестами…
                Найдя машину, я завёл её, и уже через три часа я был в городе…Вот такая история, весьма странная я бы сказал, произошла у меня за эти выходные…А три червонца так и лежат у меня в серванте немым укором, как напоминание о сильной и человеческой любви….




               
                11.06.17.


Рецензии