62. Декреты

Второй съезд советов начал свою законотворческую работу с принятия решений, которые были обещаны еще до его открытия. Их называли декретами, а не законами, поскольку они принимались в отсутствие формального законодательного органа, но их значение было сопоставимо с важнейшими конституционными актами. Принятая ранним утром декларация о переходе власти к Советам вечером была дополнена конкретными решениями. Следующее заседание Второго съезда открылось 26 октября в 21.00.

Первым делом было принято решение об отмене смертной казни: "Восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменяется. На фронте восстанавливается полная свобода агитации. Все солдаты и офицеры-революционеры, находящиеся под арестом по так называемым "политическим" преступлениям, освобождаются немедленно."

Без возражений единогласно было принято обращение к народам и правительствам с предложением заключения мира, которое вошло в историю как "Декрет о мире".

Призыв к мирным переговорам был оговорен определенными условиями:

"Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные или слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всяких тайн при предложении условий мира."

Последняя оговорка была направлена на то, чтобы не только облегчить начало мирных переговоров с Германией и ее союзниками, но и одновременно исключить серьезный конфликт со странами Антанты. И то и другое было очень непросто. Ленин не строил иллюзий о мирных намерениях других государств и еще в апреле 1917 года говорил: "Как же кончить эту всемирную бойню? Можно ли кончить ее, выйдя кому-нибудь одному из войны? Нет, нельзя. Нельзя потому, что здесь бьются не два государства, а много, потому, что капиталист может кончить войну только на время, чтобы готовиться к новой войне."

Делегаты Второго съезда принимали "Декрет о мире", как декларацию, которая вызовет революционный выход из мировой войны других стран. Пока же можно было рассчитывать на прекращение боевых действий, для которых у России не было ни сил, ни средств.

В заключительном слове Ленин подчеркнул усталость народа от войны: "Нам возражают, что наша неультимативность покажет наше бессилие, но пора отбросить всю буржуазную фальшь в разговорах о силе народа... Нам нечего бояться сказать правду об усталости, ибо какое государство сейчас не устало, какой народ не говорит открыто об этом?" В 2.00 27 октября на основе доклада В.И.Ленина был принят "Декрет о земле".

Важнейший закон открывался формулой, которой ждали крестьяне: "1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных, земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного Собрания. 3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом..."

Дальнейшее использование земли регламентировалось крестьянскими наказами, опубликованными 19 августа (1 сентября) в "Известиях Всероссийского Совета крестьянских депутатов" и ставшими частью "Декрета о земле".

Особенно болезненно для нынешних олигархов звучат два первых наказа: "1) право частной собсвенности на землю отменяется навсегда: земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Вся земля: государственная, удельная. кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая. общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д. а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления."

Если у "Декрета о мире" критиков среди социалистических партий было немного, то наказы из "Декрета о земле" восприняли как отход большевиков от своей аграрной программы в пользу эсеровской. На самом деле большевики этого и не отрицали. Шаг в сторону крестьянских требований, вяло поддерживавшихся социалистами-революционерами, обеспечивал массовую поддержку политики будущего правительства в социальном переустройстве страны.

С такой опорой большевики могли легко сформировать высшие органы власти, что они и сделали. Второй съезд Советов утвердил состав нового "Временного Рабоче-Крестьянского правительства" - Совета Народных Комиссаров (СНК) и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). В СНК вошли только большевики во главе с В.И.Лениным, не исключая однако присоединения левых эсеров.

Из 101 члена ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 10 - объединенными интернационалистами, литовскими и латышскими социал-демократами, польскими и украинскими социалистами, оставляя возможность для включения представителей партий, покинувших съезд. Первым председателем ВЦИК был избран Л.Б.Каменев. Возвращаясь из Смольного, А.В.Луначарский, еще недавно сомневавшийся в успехе восстания, увлеченно говорил Суханову об итогах съезда:  "Да, это мировые дела! Потомки потомков будут склоняться перед их величием..."

                Список литературы.

1. Декреты Октябрьской революции. 1. От октябрьского переворота до роспуска Учредительного собрания. Правительственные акты, подписанные или утвержденные Лениным как председателем Совнаркома. М. Партийное издательство. 1933. 463 с.

2. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г.-16 марта 1918 г. М. Государственное издательство политической литературы. 1957. С. 12-16.

3. В.И.Ленин. Доклад о земле 26 октября (8 ноября). ПCC 5-е издание. М. 1969. Т. 35. С. 23-24.

4. Е.А.Луцкий. Ленинский декрет "О земле" в советской исторической литературе 1917 - начала 1920-х годов. Труды Московского Государственного историко-архивного института. Т. 26. М. 1968.

5. Е.А.Луцкий. Подготовка декрета "О земле". Октябрь и гражданская война в СССР. M. 1966.

6. С.Л.Макарова. К вопросу о ликвидации помещичьего землевладения. В кн.: Октябрь и советское крестьянство. М. 1977.

7. И.А.Ушаков. Образование Совета народных комиссаров на Втором всероссийском съезде советов. Правоведение. Л. Издательство Ленинградского университета. 1959. № 4. С. 116-125.

8. В.Д.Бонч-Бруевич. На боевых постах февральской и Октябрьской революции. М. Издательство "Федерация". 1930.

9. В.В.Журавлев. Декреты Советской власти 1917-1920 гг. как исторический источник: Законодательные акты в сфере обобществления капиталистической собственности. М. 1979. Наука. 400 с.

10. История советского государства и права: Становление советского государства и права (1917 - 1920 гг.). В трех книгах. Книга 1. М. Наука. 1968. 607 с.

11. Ленинский декрет "О земле" в действии. Сборник статей. М. Наука. 1979. 311 с.

12. М.Фофанова. Как рождался Декрет о земле. Новый мир. 1960. № 4. С. 145-147.

13. А.М.Каландадзе, А.И.Королев. Декрет о земле и начало великих аграрных преобразований в деревне. Правоведение. 1967. № 5. С. 37-45.

14. С.С.Кравчук  Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров. Вестник МГУ. М. Издательство МГУ. 1967. № 5. С. 29-40.


Рецензии