Моему городу

60-летию города Гаджиево посвящается...

За окном июнь. Мне 11 лет и я собираю чемодан в отпуск. Ну, как чемодан, рюкзачок. Нужно сложить самое важное – книжку про волшебную шубейку, матерчатый кошелек с мелочью, накопленной за последнюю неделю и блокноты. Все мои блокноты – для рисования, записи адресов, игры «Закорючки», где-то же папе надо рисовать закорючки из которых мы с сестрой потом будем создавать причудливых зверей, людей, необычных монстров…
Мы уезжаем из Гаджиево в лето. За окном светит солнце, мама и папа рядом. Сестра гуляет. Я не понимаю, почему никто не торопится, и никто не пакует чемоданы. Ведь до отъезда остался всего лишь месяц!!! А ничего еще не собрано… Это я сейчас понимаю, что в отпуск можно собраться и за считанные часы, а тогда…. Если не сложено за месяц – отпуск не удастся. Как недавно, как безвозвратно давно это было…
В этом году городу шестьдесят. А мне тридцать пять. Город вдвое старше меня. Мудрый старик, научивший меня жить. Я помню его другим, не таким как сейчас… Город взрослеет и становится старше, как и я…
А когда-то мы вместе с ним бегали в школу. Я забегал в здание, а он всегда оставался во дворе, где как добрый друг ждал меня, заглядывая в окна классов. А потом… Потом мы бежали в музыкальную школу. Я с нотами наперевес, а он – ветром вдогонку, ручейками вдоль бордюров, людьми, спешащими на работу. Он слушал мои музыкальные потуги и знал каждую неправильно сыгранную мною ноту. Он так много видел. Он так много знает. Все мои детские страхи и мечты, мои победы и поражения, все мои тайны.
Я первоклассник. Школьная форма, октябрятский значок и первая учительница. Лариса Ивановна Орлова. Наша классная комната, которая мне казалась самой светлой и самой красивой Дни рождений, когда каждый приносил конфеты, связанные по три штуки, чтобы угостить одноклассников. День республик СССР, где мы все щеголяли в национальных костюмах. И Новогодние утренники! Это одно из самых ярких воспоминаний. Накануне мама не спит и дошивает мне костюм шахматного короля.  Я до сих пор помню стихи, которые она написала мне на этот утренник:
Как мне приятна эта роль,
Ведь я – САМ ШАХМАТНЫЙ КОРОЛЬ!
Я помню, когда в 277 школе, на каникулах показывали фильмы. Это было волшебство. Темный актовый зал, а на экране старые добрые фильмы про дружбу, взаимовыручку и добро.
Все очень быстро пролетает, и начальная школа остается позади. И вот… Ты застенчивый подросток, толком не понимающий, что происходит вокруг. Где твое место в этой жизни, а тебе предстоит выбор… Да еще какой!!! Выбор кем ты станешь…
Театр. Я всегда грезил театром.
Любовь к театру привила мне мой классный руководитель – Павленко Лариса Илларионовна. Только она могла организовать литературную гостиную и занять в ней весь класс – от отличников, до самых последних разгильдяев. Я до сих пор не понимаю, как ей это удавалось! Но это было. А потом была театральная студия при школе. Сколько было сыграно ролей! Сколько характеров прожито! Однажды на встрече выпускников меня спросили – какой предмет я любил больше всего и ответ мой был – театральная студия!
Но это все-таки не так… Я помню всех своих учителей. Каждого, кто вложил в меня знания будь то средняя школа, или музыкальная. Я всеми ими дорожу в равной степени и всегда говорю им спасибо, ведь без них не было бы меня. Нам редко удается сказать спасибо нашим учителям! Спасибо!
Долгое время моим главным пристанищем и обителью оставалась детская библиотека города. Я помню ее маленькие залы в Доме Офицеров. Это был сказочный мир, который открывал мне дорогу к чудесам книжного мира. Времяпрепровождение в библиотеке я вспоминаю с особым трепетом. Подписка журнала «Трамвай» была зачитана мною до дыр. Я был завсегдатаем и мог проводить в библиотеке все свое свободное время.
Школа кончилась, и я уехал.
Город проводил меня сначала на учебу, потом в армию. И с каждым годом наши расставания становились все более грустными, а встречи теплыми!
В далеком 73 году мой город встретил моих родителей. Мама часто вспоминала, каким ей открылся этот городок – светлым, чистым, с аккуратными газонами и выкрашенными белым бордюрами, сказочными богатырями, лебедями и корабликом «Мрией», украшавшими центральное городское озеро. Город встретил моих родителей и подарил им лучшие их годы. Город же и проводил их в последний путь. Оба раза – пронзительными солнечными днями, словно согревая их последнюю дорогу своим теплом…Мои мама и папа всегда гордились своей принадлежностью к Гаджиево.
А еще город воспитал во мне патриота. Я всегда уважал тех, кто своим ратным трудом дарует мне спокойный сон. Я помню, как мы ждали отца из автономок… А запах его шинели сопровождает меня всю мою жизнь. Я горжусь тем, что в школьные годы носил гордое звание – премининец второго поколения и был удостоен чести принимать участие в поездке на родину героя – Сергея Преминина, где в деревне Красавино познакомился с его родителями – простыми и очень душевными людьми, воспитавшими настоящий пример для подражания нам, мальчишкам военного городка.
Многому я обязан городу. Он продолжает давать мне возможность реализовывать себя, свои проекты, свои мечты. Благодаря моим друзьям, коллегам, моему руководству… Многим людям я мог бы сказать спасибо. И воспоминаний  хватило бы не только на этот очерк, а на целую книгу.
Но я просто поздравлю город с его юбилеем и пожелаю ему процветать. Проростать своей славной историей в сердце каждого его жителя.
С юбилеем, Гаджиево! В добрый путь!) Теперь мы оба взрослые и можем с тобой говорить друг с другом на ты…

Север

Я вижу как хмурые скалы, над морем свинцовым нависли,
Я слышу как веки смыкает полярный изнеженный день...
И словно тяжёлые тучи грозой разряжаются мысли,
Бросая на сопки событий зловещую чёрную тень.

И мается гордое сердце, как чайка над северным морем,
Кричит о тебе просыпаясь в холодной полярной ночи...
Расчётливый ум успокоит и станет обыденным горе.
Он скажет тихонько на ушко: "Ну что голосишь? Замолчи!"

Я брошу в заварочный чайник, все то, что от ночи осталось,
К горячему чёрному чаю с щепоткою крымской травы.
И глядя на ясные звезды сквозь окна, туман и усталость
Впервые за долгие годы, я с севером грозным на ты...


Рецензии