Добродетели. Часть первая. сценарий

Андрей Бонди

ДОБРОДЕТЕЛИ

Оригинальный сценарий

ИНТ. ХРАМ. СЛУЖБА. ДЕНЬ.

Кадры утренней службы.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Добродетель - это философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Вера, Надежда, Любовь, - это три христианских добродетели и три русских женских имени.
Антонимом слова «добродетель» является слово «грех».

ТИТР

Часть первая.

ВЕРА


НАТ. ЛЕС. ДЕНЬ.

По лесной тропинке идёт ПОЭТ и читает стихотворение.

ПОЭТ

Иллюзии наши нам, смертным, подвластны,
Достаточно разум включать ежедневно.
Поступки и мысли не будут напрасны,
И голос с небес не обрушится гневный.

Не стоит корить за ошибки, что были,
Они неизбежны у каждого в меру.
Наш мир, к сожалению, вновь не стабилен,
В нём многое очень завит от веры...


НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ХРАМА. ДЕНЬ.

Поэт стоит возле Храма и смотрит на его купол.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Когда мы говорим о вере, то часто впадаем в заблуждения, которые говоря откровенно, никакого отношения к вере не имеют.

ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ

Мы начнём со знания. Может быть двух видов знание, - знание позитивное и знание метафизическое.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Метафизическое означает сверхъестественное. Мы в нашей жизни обычно оперируем знанием положительным. Это то знание, которое можно проверить с помощью опытов, математических формул, научных доказательств. Именно поэтому такое знание главенствует в нашей современной жизни.

ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ

Мы часто просто забываем о другом знании, о знании метафизическом, сверхъестественном, которое не поддаётся никаким математическим раскладкам, никаким математическим выкладкам. Например, вы можете математически мне изложить. доказать, чем картина Рембранта отличается от картины Ван Гога. Невозможно с помощью какой-то математической выкладки определить, что имел автор тех или иных стихов, тот смысл, который мы читаем между строчек. Невозможно с помощью математической выкладки определить отношения людей. Что такое любовь, что такое ненависть, что такое дружба. Те самые тонкие аспекты человеческого бытия, которые  и делают человека человеком.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

   Церковь основана на знании метафизическом, которое не может быть объективно доказано. Для большинства людей вера есть не что иное, как набор догматов. Человек слепо следует определенным правилам не пытаясь понять их смысл.
    На самом деле, вера - это тот образ бытия, образ сознания человека, когда человек не просто верит, а доверяет Богу.

ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ

Когда меня часто спрашивают, Отец Игорь, а Вы в Бога верите, я говорю, - а зачем в него верить, если это очевидно, то, что есть Творец всего того, что мы видим вокруг себя. Ведь есть всего три образа веры. Три.



ГОЛОС ЗА КАДРОМ


Первый, - это первобытный страх, когда люди боятся, потому что жизнь вообще опасна, сама по себе. Всякого рода природные явления, извержение вулканов, ураганы, наводнения, хищные звери. Человеком движет животный страх, возникает психологическая потребность ввериться. Ввериться какой-то более мощной силе, которая тебя защитит от всех неприятностей и опасностей. Ещё древние люди каким-то образом пытались с этой силой договориться, принося те или иные жертвы, принося те или иные дары этой вот безличной силе, но само понятие Бога у этих людей дробилось на то количество стихий, которые люди вокруг себя и ощущали. Это то, что мы с вами называем язычеством. Через культы, обрядовость, люди пытаются найти соприкосновение с этой силой, ввериться этой силе, быть с этой невидимой силой.
Как ни странно, не стоит думать, что этот тип веры сейчас не практикуется. Наоборот, сейчас он практикуется больше других. Люди, которые столкнулись в своей жизни с неприятностями, проблемами, с какой-то болью, хотят ввериться высшей силе. Чтобы через обряды, через культ, то заклинания, достигнуть с этой силой некоего союза. Это такая вера страха, и мы часто видим, что даже в церковь люди приходят не потому, что они уверовали в Творца, видимого во всём и не видимого, не из-за того, что они прочли это Евангелие, и им важно так откровение, которые мы там читаем. А просто хотят, как и древние люди ввериться этой силе и через совершение нужных обрядов, например, свечи поставленные определённым образом, молитвы прочитанные в определённой последовательности, пытаются ввериться этой силе чисто психологически. Это ничего не имеет общего с тем образом веры, которым живёт Церковь. Это вера языческая.


НАТ. БЕРЕГ ОЗЕРА. ДЕНЬ.

Поэт стоит на берегу озера и читает стихотворение

ПОЭТ

Вот я не верю в Бога,
А знаю, что он есть.
Возможно, кто-то строго
Осудит эту весть.

Но я открою двери
В мир слов, где благодать.
Глагол неверный верить,
А правильный вверять.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ


Есть другой тип веры, второй. Это тип веры философский, который был присущ мыслителям и философам, начиная с Древней  Греции. Это вера в Бога философии. Философия - это любовь к мудрости, и очень похвально, что человек к ней стремится. Вера философов заключалась в том, что древние мыслители, наблюдая ту гармонию, тот порядок, который царил вокруг них, где каждая вещь, каждая деталь этого мира имеет определённый смысл, пришли к выводу, что ничего не появляется само собой, а связано кем-то в некий единый и гармоничный порядок. Философы Древней Греции предполагали, что в этом мире есть первооснова, какая-то высшая единая сила, которая и управляет всей этой красотой, гармонией, что мы с вами и наблюдаем. Куда бы мы с вами не поехали, там, мы видим, девственные леса, водопады, потрясающие пейзажи, другие красивые картины мира. И мы понимаем, что у этих гармоничных картин должен быть художник.


НАТ. БЕРЕГ ОЗЕРА. ДЕНЬ.

Поэт стоит возле дерева и пишет стихи. Поднимает глаза и видит вдалеке от себя художника. Поэт подходит к художнику и останавливается возле картины. Художник смотрит перед собой и наносит несколько мазков. После чего становится рядом с поэтом.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Мы веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя Неба и Земли, видимого всеми и не видимого. Слово Творец в греческом оригинале переводится как «пиитис», то есть Поэт Неба и Земли. Оно точно выражает сущность того, кого мы и называем Творцом. Но, как бы мы с вами не рассуждали о Творце, о его мудрости, совершенстве, помыслах, глядя на его творения, это всё равно нас с вами никак не приближает к понятию того, кто есть Творец. Кто есть Создатель? Мы рассуждаем о нём, думаем о нём, делаем о нем выводы. Это позитивный образ мышления. Мы делаем выводы, изучая физику, математику, законы природы, астрономию. И удивляемся величайшей мудрости, гармонии, согласованию всего того, что мы с вами видим.


НАТ. БЕРЕГ БЫСТРОЙ РЕЧКИ. ДЕНЬ.

В прибрежных кустах стоит Поэт и читает стихотворение.

ПОЭТ

Не верьте тем, кто говорит, что Бога нет,
Есть только люди, кто его не замечают.
Жизнь - удивительно закрученный сюжет,
В нём радость чаще всех общается с печалью.

Всегда есть шанс от одиночества спастись,
Готовый слышать будет сам услышан тоже.
Любви и верности обычно по пути,
Но этот путь цветами точно не уложен.

Наступит время выйти завтрашнему дню,
В тот самый миг, когда меняются планеты.
Сердца горящие, подобные огню,
Согреют тех, кто отправляется за светом.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Есть третий тип веры, о котором люди просто не думают.

ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ
(читает Евангелие)

В книге Бытия, в двенадцатой главе сказано, что Господь, явившись Аврааму, сказал ему: - Пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, и иди в землю, которую я тебе укажу. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну. И благословлятся тебе все племена земные. И пошёл Авраам, как сказал ему Господь, и с ним пошёл род. Авраам был 75 лет, когда вышел из Хорана.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

  Мы здесь видим третий, библейский тип веры, который присущ Церкви. Это опыт личной встречи с Богом. Тот тип веры, когда сам Господь открывает себя людям, входит в историю человечества, и даёт обетование. Даёт обещание человеку по имени Авраам, фактически заключая с ним Завет. Авраам верит Богу, открывшемуся ему, и следует его словам. Более того, Бог сам вверил себя тому, кто ему открылся.

ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ

Это тот образ веры, когда мы вверяемся Господу Богу. То есть мы доверяем свою жизнь, свои помыслы, зная о том, что та сторона. Которая нам открылась, в священном писании, в священном предании, никогда нас не подведёт, так как она не подвела и Авраама. А мы вверяемся любящему нас существу, которые все люди на земле испокон веков называли Богом. Только отношение к этому существу у разных людей разное…


НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ХРАМА. ДЕНЬ.

Поэт на фоне Храма читает стихотворение.

ПОЭТ

Я человек простой, такой же, как и вы,
Ищу себя, творя добро на белом свете.
Кто я такой, и чьей достоин головы,
Ещё никто мне однозначно не ответил.
Но я уверен в том, что всё же мир хорош,
Хотя, конечно, далеко не совершенен.
Не стоит душу продавать свою за грош,
И вообще, не делать больше прегрешений.


ИНТ. ХРАМ. СЛУЖБА.ДЕНЬ

Кадры утренней службы. Отец Игорь уходит, закрывает за собой двери.

ТИТРЫ


Рецензии