104. Школа даосов о разности мысли и покаянии
О РАЗНОСТИ МЫСЛИ И ПОКАЯНИИ
Даосы говорят, что все люди не могут мыслить одинаково, потому что у каждого человека – своя жизнь, свой жизненный опыт и свои воззрения, даже в течение жизни он может менять свои убеждения и начинать мыслить по-другому. Но для того, чтобы мысли одного человека были понятны другому, необходимо, чтобы этот человек хотя бы как-то приближался к разумности мыслимого, мерилом которого является Истина. О разности мысли Чжуанцзы говорил так:
РАЗНОСТЬ МЫСЛИ
Чжуанцзы Благотворящему сказал об измененье
В теченье жизни мыслей человека, как нарядов:
- "Конфуций шестьдесят лет проповедовал ученье,
И на седьмом десятке отказался вдруг от взглядов.
То, что вначале объявлял он истинным, но сложным,
В теченье своей жизни он вдруг всё переосмыслил,
И под конец определил, что всё то было ложным.
Не отрицал ли то, что ныне истинным он мыслил"?
-"Конфуций полон был всегда желания трудиться,
Сказал Благотворящий, - он любил все начинанья,
Но не всегда мысли его могли осуществиться,
Но не мешало ему это боготворить знанья".
- "Конфуций от своих взглядов пока не отказался, -
Сказал Чжуанцзы, - так как он взглядами ещё гордится,
Считает: в мире каждый человек образовался,
Лишь получив способности и разум, чтоб трудиться.
Когда поёт он, ему тон блюсти необходимо,
Когда ведёт речь, на правила должен опираться,
О том, что в мире сердцу ненавистно иль любимо,
С любовью или ненавистью должен отзываться.
С людьми я пользуюсь справедливости руководством,
Уста людские покоряю, произнося речи,
Но чтобы покорить сердца людские благородством,
Решиться должен я на то, чтоб им противоречить.
Но кто определит установленья Поднебесной?
Возможно ли суть счастья постичь разуму людскому?
Ведь чтобы справедливость воцарилась повсеместно,
Должна понятной стать она искателю любому".
Не всегда мыслимое человеком обретает признание окружающих. Чаще всего всё новое и непонятное людьми отвергается, потому что люди привыкли жить, как и идти, по проторённой дороге. И очень важно для философа, когда он открывает что-то новое и разумное, удержаться в рамках человеческой понятийности, чтобы люди смогли найти в его мыслях нечто приемлемое для себя в постижении Истины. Только тогда это будет одобрено и принято обществом. Даосы считают, что если даже все признают твой путь ошибочным, но ты уверен в правильности его всем своим сердцем, то нужно не отказываться от него, а, наоборот, найти в себе силы и способности ободрить своих сторонников убедить в правильности этого пути. Об этом говорил Чжуанцзы в своей притче, приводя в пример Конфуция:
ОБОДРЕНЬЕ
Во времена гонения Конфуций укрывался
В горах. В скитаньях выглядел он очень изнурённым.
С учениками похлёбкой из лебеды питался,
Лицо всегда же его было одухотворённым.
Сидел он в хижине, пел песни и играл на цине,
Из жизни своей лучшие моменты вспоминая,
Ученики же собирали овощи в долине,
И спорили между собой, его жизнь обсуждая.
Цзылу с Цзыгуном жаловались: "Мы в скитанье вечном,
Учителя цари все вне закона объявили,
А он песни поёт свои, ведёт себя беспечно,
Кто б не убил его, того даже б не обвинили".
Янь Юань пошёл к Конфуцию, поведал о беседе,
Сказал тот: "Нельзя быть людьми ничтожными такими,
Их рассуждения глупы о пользе и о вреде,
Ты пригласи ко мне их, побеседую я с ними".
Когда пришли, он попросил их высказать сомненья
И страхи все, которые их разум затмевают.
Цзылу сказал: "Это безвыходное положенье,
В котором очутились мы, - так это называют".
- "Что за слова?! - сказал Конфуций. - Ведь постичь ученье
Умом все мудрецы считали в жизни их удачей,
А вот, чтобы попасть в безвыходное положенье,
Зайти в тупик в ученье - означает, не иначе.
Хоть ныне с бедой смуты и не избежали встречи,
Но если милосердны вы и сердцем справедливы,
То о какой безвыходности вы ведёте речи?
Пройдя через несчастье только, можно стать счастливым.
Исследует кто своё внутреннее, тот лишь знает,
Зайдя в тупик, утратить ведь ученье невозможно.
Перед опасностью в себе лишь тот всё сохраняет,
Кто продолжает понимать, что истинно, что ложно.
Когда зимой снег падает и холода приходят,
Мы понимаем красоту вечнозелёных сосен,
Ведь беды и злосчастья все со временем уходят,
Зима весной сменяется, за летом идёт осень.
Вот раньше радовались при беде, и при удаче,
Они все в добродетель верили и в свои знанья,
Смотрели на дела, решая сложные задачи,
Как на жары и холода земли чередованье".
Сказав всё это, Конфуций вновь заиграл на цине,
Цзылу с Цзыгуном стали танцевать от вдохновенья,
И светом лучезарным озарилось всё в долине,
Так ободренье помогло оставить все сомненья.
Переосмыслив свою жизнь и признав свои ошибки, человек должен заявлять о них открыть, и тем более, признаваться своим ближним в том, в чём он был неправ. А если он совершал какие-то проступки, то он должен в них покаяться и очистить свою душу. Так считают даосы. Только с чистой душой человек способен подняться на небеса. В связи с эти мне вспоминается один текст из цикла «Великое в малом» моего Учителя, который он когда-то давал мне для перевода:
ПОКАЯНИЕ
Любил всегда Дяо Фэй-вань о бесах слушать речи,
Раз рассказал: «Студент был любознательный и смелый,
Всё время мечтал, как с бесами добиться встречи,
Но осуществить не удавалось ему это дело.
Однажды ночью, на погосте небо прояснилось,
И яркая луна могилы мёртвых осветила,
Ветер утих совсем, и тишина установилась,
Студент корзину взял с вином, чтобы на всех хватило.
По сторонам он, оглянувшись, произнёс с тоскою:
- «Как грустно одному вином из чарки напиваться,
Не хочет ли кто из источников Жёлтых подняться
Ко мне сюда, чтоб выпить за компанию со мною»?
Вдруг видит, огоньки, блуждающие, замелькали,
Позвал он снова, и теней десяток окружили,
Но ближе не подходят, в шагах нескольких застыли,
Смотрели на него, глаза их в темноте блистали.
Из чарки брызнул им вина, всех чарка оросила,
В себя все втягивали аромат, потом сказали:
- «Вино хорошее». Налить ещё им попросили,
Осмелившись все подошли к нему и близко встали.
Студент спросил, вино им наливая, с интересом:
- «А почему вы не хотите перевоплотиться»?
Ответили: «Кто жил неправедно, остался бесом,
Лишь только тот, кто не грешил, способен вновь родиться.
А те, кто зло творил, в ад сходят, и там остаются,
Нас здесь тринадцать, из нас четверо мало грешили,
Они суда ждут, им в суде спасенье дать решили,
В грехах погрязли девять и спасенья не дождутся».
- «А почему вам не покаяться, просить прощенья»? –
Спросил студент. Ответили все с чувством раскаянья:
- «Но после смерти не имеет силы покаянье,
При жизни молятся лишь о грехах всех отпущенье».
Вино иссякло. Он корзинку показал пустую,
Покойных духи уходить к себе уже собрались,
Один сказал: «Благодарим, что с нами вы общались,
И выпивку любезно предоставили такую.
Отблагодарить вас нечем, но завет один примите:
«Запомните, что каяться желательно до смерти,
Всем делайте всегда добро, и в справедливость верьте,
Любите своих близких, и до старости живите».
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217092100115