В литературу попёр читатель!

Всё чаще и чаще литераторы стали бить тревогу по поводу разрастающейся эпидемии графомании.

Советую прочесть колонку литератора Андрея Кроткова «Пандемия графомании» на странице «Независимой газеты».
Андрей даёт расшифровку такого понятия, как: "сетература" - сетевая словесность.
Сетература – окололитературная художественная самодеятельность, т.е. тень настоящей литературы, сумевшая отделиться от хозяина. А самодеятельных авторов, не имеющих профессиональную подготовку, называют сетераторами.

Авторы, переставшие быть читателями, и читатели, ставшие авторами, сплотились и создали «вторую реальность». Степень вовлечённости многих сетераторов во «вторую реальность» настолько велика, что они фактически выпадают из первой реальности – собственный виртуальный литературный мир для них гораздо актуальнее реальной жизни. Сбылось предсказание Андрея Платонова: «В литературу попёр читатель».

А. Кротов говорит, что "Сетераторы пишут тексты, публикуют их в соцсетях и на литературных порталах, обсуждают и оценивают свои работы. Проводятся конкурсы. Победителям выдают премии, грамоты и дипломы, за обладание которыми идёт нешуточная борьба. Создаётся что-то наподобие творческих союзов с положенными членскими билетами и взносами".

Сетература во всём многообразии – явление маргинальное. Что это такое?
Маргинальность - это, грубо говоря, нежелание адаптироваться к новым условиям.
"Маргинальное общество — это общество, отвергающее определённые ценности и традиции той культуры, в котором оно находится, и утверждающее свою собственную систему норм и ценностей".

Графоманам, как правило, классики не авторитеты и правила русского языка существуют не для них. Они упорно создают свою "культуру" письма, свою систему норм и ценностей.

Сетевая графомания УРАВНИВАЕТ в читательском восприятии классическую литературу и бездарную писанину, тем самым обесценивает в массовом сознании значимость классической литературы, делает её более чем относительной.

Сетература практически не востребована, поскольку производимую ею продукцию нельзя доходно сбывать – на неё нет спроса. Издаваемые книги и коллективные сборники на собственные же деньги не находят спроса у читающей публики.
Деятельность сетераторов и её плоды не интересуют никого, кроме них самих.

Это всё понятно, но давайте будем разбираться: что заставляет человека писать, не имеющего ни призвания к литературе, ни проф подготовку, ни творческих способностей?
Вот одна из причин:
1. Крайне ограниченные возможности участвовать в делах общества и государства (зачастую вовсе не имея никаких возможностей), заставляют людей перемещать свою активность в область художественного вымысла. И такие горе-авторы не слишком заботятся о том, что их художественный вымысел по большей части нехудожественен и внелитературен. Зато они формируют у себя убеждение, что занимаются важным и нужным делом – повышают свою самооценку, как принято сейчас говорить.

2. И вторая причина  - психическая. Вот что говорят специалисты:

Графомания (от греч. — писать, чертить, изображать и греч. — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п.
Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писать художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию.

Одной из самых частых причин графомании некоторые исследователи называют гиперкомпенсацию комплекса неполноценности, а часть случаев — выражением бредовой или сверхценной идеи идентификации себя с выдающимся писателем. Один из примеров графомана — Йозеф Геббельс, который претендуя на роль главного историографа Второй мировой войны, исписал 15000 страниц машинописи с довольно тенденциозными текстами.
Графомания встречается при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гипоманиакальном состояниях, и при других психических расстройствах. При синдроме психического автоматизма (Кандинского — Клерамбо) больные могут говорить, что их вынуждают много писать некие внешние силы. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов (при параноидном расстройстве личности).

От себя могу добавить только одно:

Это страшно, когда человек любит не творчество в себе, а себя в творчестве.


                (Картина Николая Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень
                Самуила "Саул у Аэндорской волшебницы". 1856. ГТГ)


Рецензии
Спасибо, Лариса, за рекомендацию прочитать эту статью. Она наводит на размышления, прежде всего, подумать о себе, оценить себя на литературном поприще. Кто я? Для чего и почему пишу? Пишу, потому что пишется, без этого не могу. Читают ли меня? Чем откликаются на мои тексты читатели? На сегодня их на моей страничке 26 тысяч. Разных. Кого-то я задела, поэтому откликнулись. С кем-то подружилась в плане сообщества и схожести взглядов. Общение на Прозе для меня интересно, потому как нахожу родственные души, некоторых, видя только виртуально, просто люблю (Галину Кириллову, Нину Веселову).
У меня изданы две книги. Первая - деревенская проза - в 12 году, стала номинантом общероссийской литературной премии "Ясная поляна". Выдержала четыре тиража. И сейчас ещё находятся люди, которые хотели бы купить эту книгу, но у меня осталось всего два экземпляра... Люблю я эту тоненькую книжонку, как новорождённого первенца. И, поверьте, Лариса, столько хороших слов услышала от людей, прочитавших эту книгу, как бальзам на душу, эти слова до сих пор дают мне силы писать.
Вторая книга - документальная о Великой Отечественной войне. Три года, днями и ночами, работала я над ней, роясь на военных сайтах, докапываясь до таких документов, о существовании которых никогда не ведала. Раскопала. Написала. Издала её в мае, как и хотела. Мой папа, фронтовик, сапёр, мало что рассказывал о войне. Тогда это не принято как-то было. Да и времени ещё прошло мало, чтобы забыть свежие раны военных событий. Нас четыре дочери, я младшая. Что я могла запомнить, дошкольница? Ан нет. Детская память цепкая. Мы с папой за ручку ходили к его фронтовым друзьям. До сих пор в моей памяти папины товарищи, их скромные комнаты, тихие немногословные разговоры, детишки, добрые понимающие жёны.
К написанию этой книги меня сподвигло ярое желание всё-превсё узнать о папиной военной судьбе и рассказать о ней. Ведь память - это наша совесть, помноженная на труд души. И я три года трудилась, пахала, несмотря ни на что. Дни и ночи у меня перемешались. И вот когда вышла эта книга, я поняла, что совесть моя успокоилась. Я очень любила папу. Больше, чем маму (прости, мама). Помимо папы, выведала я на сайтах и судьбы папиного брата, свёкра, маминых братьев родных и двоюродных, дяди моего мужа, других родственников, о которых практически ничего было не известно. Фронтовые письма братьев Бабониных, специально без литературной обработки, достоверные и без прикрас, опубликованы на моей авторской страничке.
Как легко стало моей душе, когда всё это богатство рода моего стало выложено на страницах книги. И гордость за то, что я смогла это сделать, потому как никто из сестёр не смог бы этого. Внуки читают или прочитают когда-нибудь эту книгу, дети мои, муж, родственники, земляки...
Дорогой мой папа, я выполнила свой долг перед тобой, думаю я, и от этого мне светло. Можно жить дальше.
А возвращаясь к статье и сетераторах, хочу сказать, Лариса, понятно, что редакционное задание журналист выполнил, кстати, очень неплохо написал. Хорошо, что дал повод подумать, оценить. Но о причастности или непричастности всё же решать нам, авторам своих произведений.
С уважением, Галина.

Галина Козловская   06.04.2020 11:07     Заявить о нарушении
Нет, Галя, "о причастности или непричастности" судить не нам. Время оно будет отсеивать шелуху, а останется только то, что представляет какую-то ценность.

Я искренне рада, что Ваша мечта сбылась, и Вы оставили хорошую память о папе своим потомкам. Это очень здорово!

Лариса Евсикова   06.04.2020 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.