Деревянные мостовые. Часть 4. мемуары

    Дедушка был очень красивый: стройный, подтянутый, высокий, с очень приятным лицом. Особенно он был хорош в военной форме, которую иногда одевал по праздникам. Его добрые глаза светились любовью ко мне, на тот момент я была его единственная внучка, а когда гораздо позже появилась вторая, он так же сильно её любил и всё время занимался с ней. Дедушка постоянно писал для неё сказки в стихах, переписывал их на тетрадный листочек и присылал мне в конверте по почте вместе с письмом, чтобы я тоже прочитала. Про свою младшую внучку Свету он говорил: «Мы с ней два друга, метель да вьюга».

    Такой телефонной связи как сейчас в то время не было, и мы постоянно писали друг другу письма. Некоторые письма писала бабушка, некоторые дедушка, а иногда один начинал, а другой потом заканчивал. Их письма, не зависимо от того кто писал, все начинались одинаково: «Здравствуй, дорогая внученька Наташа! Как у тебя дела? Мы живём в трудах и заботах…» И я представляла, как эти пожилые люди, самые дорогие для меня в этом мире, борются за жизнь, чтобы жить достойно, героически сопротивляются старости, хотя здоровье потихоньку ухудшается, уступая место немощи и слабости.

    Получив письмо из Туринска, я сразу садилась писать ответ. Было это не так легко, и я предполагаю, что это были мои первые писательские шаги. Написав скупо о чём-нибудь, я мучительно думала, что же писать дальше, и потом выработала себе такое правило: «Если не знаешь, что писать, то пиши о том, что было или что делала вчера». И я начинала описывать, что вчера помогла маме сварить суп, так как она, уходя на работу, просила его доварить, заправив овощами и специями. Потом вспоминала, что в музыкальной школе был концерт, где я играла этюд Гайдна.

Далее рассказывала про своего кота Кузю, который на удивление всех, ел свежие огурцы и помидоры. Иногда он устраивал склад из продуктов под папиной кроватью. Когда я мыла полы, то часто находила целую кучу вкусных вещей, там были и огурцы, и помидоры, и коляска Краковской колбасы, и надкусанный сырник, всё, что угодно. Кузя делал запасы впрок. В одном из писем я описала им, как Кузя любит спать в серванте. Обнаружив небольшую щель, он легонько отодвигал лапкой стекло, за которым стояли хрустальные фужеры. Пробирался в сервант, и не задев ни одного бокала, какой-то синусоидой укладывался между ними и там спал до того момента, пока кто-нибудь не увидит его и не прогонит. Дело в том, что в этом месте всегда было солнышко.

    В конце, каждый раз, у меня получалось очень интересное и насыщенное событиями и эмоциями письмо. Так, по крайней мере, считали бабушка и дедушка. Они перечитывали мои письма по нескольку раз, показывали и читали их соседям, знакомым и гордились ими.

***

    Меня очень удивляли их взаимоотношения. Причём, когда я была маленькой, я думала что так и надо, что это норма жизни. И только спустя многие годы, я поняла, что это просто чудо какое-то. Это нереально относиться так хорошо друг к другу, причём это было изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, на протяжении всей жизни. Это заключалось в том, что никогда я не слышала от них ни одного упрека друг другу, не видела никогда даже недовольного или обиженного лица. Всегда был спокойный, дружелюбный тон. Звали они друг друга только Анечка и Лёнечка. Никогда я не слышала, чтобы дедушка назвал бабушку даже Аня или как-то по-другому.

    Одной из обязанностей деда было ходить по магазинам и снабжать семью продуктами. Так как сразу принести много он не мог, то ходил каждый день в первой половине дня. Делал он это с удовольствием. Обсудив список продуктов, он говорил: «Ну, Анечка, я пошел». Выходя на улицу, он радовался всему: чудесному уральскому воздуху, насыщенному запахом хвои, так как вокруг были густые сосновые леса, пению птиц, которых здесь было очень много, так как местность была экологически чистой.

    Естественно, что понятия: крик, ссоры, скандалы - об этом в этом доме даже не знали. Это была очень дружная пара, которая уважительно относилась друг к другу и ко всем окружающим. Удивительно, но они даже в разговоре, наедине друг с другом, никогда не сказали ничего неуважительного в адрес каких-нибудь соседей, знакомых или родственников, никого не осудили, всем только помогали, чем могли.

***

    Дед по дому тоже много делал дел. После каждой стирки он переглаживал всё белье и укладывал его в ровные стопочки, при этом делал всё это с удовольствием, любуясь своей работой, и приговаривал: «Смотри, внученька, как надо гладить бельё, к любой работе надо относиться творчески и делать её с удовольствием». Что интересно, я так и стала делать и глажу бельё так до сих пор, выравнивая левый и передний края стопки, и радуюсь при этом.
    В доме всегда был порядок, ни одной немытой чашки, ни одной соринки. Во всех шкафах и комодах всё аккуратно сложено и нет никакого хлама. Я вообще заметила, если муж и жена все делают вместе, заботятся об уюте вдвоём - то в этих домах не только чистота и порядок, а добрые отношения и мир в семье.

    Раз в неделю дед ходил за молоком на соседнюю улицу к знакомым, у которых была корова. Бабушка разливала это молоко по баночкам, ставила их в шкаф и получалась вкусная простокваша, которую все любили есть на полдник с пирогами, которые пекла бабушка или со свежими пышными булочками, которые приносил из магазина дедушка.

    Примерно один раз в месяц бабушка пекла пироги в печи. Это были шаньги с картошкой, булочки со сметаной, плюшки с маком, рулеты с маком, пирожки с луком и яйцами, пирожки с мясом, пирожки с маком и изюмом. Их было очень много. Только сейчас я понимаю, сколько это было труда. Пирожки все аккуратно укладывались в большие кастрюли и выносились в сени. И всегда была еда на завтрак к чаю, на полдник с молоком или с простоквашей. При этом никогда никто не переедал.

Приглашение в дом гостей.

    Телевидения в то время в Туринске не было (1965г.), но люди не скучали и хорошо проводили время, встречаясь друг с другом и общаясь. Бабушка и дедушка иногда, без всякого повода, приглашали в дом гостей, просто потому, что бабушка напекла много пирогов и хотела всех угостить. Она накрывала стол, слегка прихорашивалась и, смотря на себя в зеркало, весело говорила: «А старушка-то ещё ничего!». Я стояла при этом рядом, наблюдая за этой картиной, и видела, что она довольна собой. Она делала скромную прическу, надевала свеженькое платье и радостная выходила к гостям.

    Обычно приходили две-три пары наиболее близких знакомых, друзей или соседей. Никаких бурных пиршеств не было. Бабушка накрывала круглый стол, стоящий в центре самой большой комнаты, которую называли «зал». Стол был накрыт белой скатертью, отделанной по краям кружевом «ришелье», сделанным бабушкиными руками. Справа от входа в комнату стоял высокий старинной работы буфет тёмно-коричневого цвета, в котором бабушка прятала все вкусняшки, закрывая его на ключ.

    Напротив двери в комнату, у окна, стояла невысокая тумбочка, на ней находился старенький радиоприёмник, который был основным источником информации о том, что происходит в стране и в мире. Кроме него был ещё киножурнал «Хроника дня», который показывался в каждом кинотеатре перед началом сеанса кинофильма. Любимым занятием деда было часами сидеть около этого радиоприёмника, прижавшись к нему ухом, крутить ручки и поймать какую-нибудь интересную информацию, а потом долго нам об этом рассказывать и смаковать каждое слово.

    Слева от входа находился большой книжный шкаф, полностью заполненный книгами, среди которых было много полных собраний сочинений известных авторов, как русской, так и зарубежной литературы. Все книги у деда были записаны в каталог, который он сам составил, радостно вписывая в него название и автора какой-нибудь вновь приобретенной книги.

    Первыми обычно приходили две сестры Елизавета Ивановна и Капитолина Ивановна, обе женщины были пенсионного возраста и жили в соседнем доме. Елизавета Ивановна была крупной женщиной с вьющимися седыми волосами и красивым лицом, а Капиталина Ивановна была меньше ростом, с аккуратной фигурой и обладала более скромной внешностью, чем её сестра. Обе женщины были умные, образованные и доброжелательные. Они приносили с собой обычно что-нибудь из домашних заготовок, малосольные огурчики, помидоры, квашеную капусту, заправленную луком и подсолнечным маслом.

    Потом приходил директор ЦБК Баранов, худощавый мужчина среднего роста. Его, не очень красивое лицо, располагало к себе, так как человек он был очень содержательный и интересный. Его сопровождала жена, которая производила впечатление женщины скромной и неглупой.

    Постоянно приходила Валентина Ивановна Ивлева, врач ухо-горло-нос из местной поликлиники, с мужем Николаем Ивановичем, директором школы, которая находилась недалеко от нашего дома. Сдружились они на почве пчеловодства, бабушка вылечила половину Туринска с помощью пчелиного яда, а Николая Ивановича она избавила от радикулита с помощью пчелиных уколов, на которые он регулярно к ней приходил.

    Была ещё одна очень пожилая пара по фамилии Тепеницыны. Они приходили гораздо реже, чем другие гости. Дедушка когда-то с ним работал. Это были очень одинокие люди, детей у них не было, но зато была собака по имени Индус, очень толстая и с короткими лапами, она ходила, еле-еле переваливаясь с боку на бок.

    Гости рассаживались, мирно пили чай с пирогами, смеялись, разговаривали. Кроме пирогов на столе была лёгкая закуска из овощей, отварная картошка с селёдочкой и наливка, которую делала бабушка из смородины, крыжовника и малины. Разговорам не было конца, обсуждали всё. В основном это были вопросы литературы, искусства, говорили о международном положении и житейских вопросах...

    Я садилась за стол вместе со всеми попить чай с пирогами, а потом пересаживалась в уголок дивана и листала какие-нибудь журналы типа «Огонёк». Уходить из этой комнаты не хотелось, с ними мне было уютно и хорошо. На комоде лежала кошка Сильва, дед считал её необыкновенной красавицей. Она была серая, пушистая, с тёмно-коричневыми вертикальными полосками на голове и умной мордочкой. Она сладко дремала, убаюканная их ровной беседой, тихим смехом и вносила в атмосферу комнаты умиротворённое состоянии. Мягко свесив передние лапки с комода, она периодически подглядывала одним прищуренным глазом за окружающими. Ей тоже никуда не хотелось уходить от этой компании, где тихо журчали разговоры, как весенние ручейки и она чувствовала себя участницей этого светлого праздника.

    Я мало вслушивалась в их беседы, а мысли у меня были такие: «Как же так получается? Такие пожилые люди, а как умеют интересно проводить свободное время? Находят моменты в их заполненных трудом буднях, чтобы встретиться с друзьями и пообщаться.

     Иногда они сами ходили в гости с ответным визитом и брали меня с собой.

    У бабушки были и другие знакомые, которым она, как могла, помогала, так как они нуждались в помощи. На окраине городка жила старушка Мария Ивановна, у которой была большая семья. Им не хватало ни еды, ни одежды. Она иногда приходила к нам, и Бабушка очень радушно её встречала. Сажала за стол, наливала молока, ставила пироги. Посидят, поговорят, потом, когда она уходит, бабушка свернет ей ещё пирожков, и положит с десяток яиц от своих кур. И такая старушка была не одна. Мама часто по просьбе бабушки присылала посылки с одеждой знакомым., которая мне было мала, и та раздавала её этим малоимущим.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2017/11/11/1074


Рецензии
Из какой Вы замечательной семьи! Как хорошо, когда в доме царит любовь и взаимопонимание. Я никогда не была в Туринске, но читая Ваши мемуары, Наталия, я уже ощущаю симпатию к городку с такими добрыми людьми. Даже кот у ваших бабушки и дедушки был необычный. Это надо - так залезть в сервант, и при этом ничего в нем не разбить! Кузя - молодчина! А что касается писем, то мама вспоминала, что коротких посланий стыдились. Как минимум два листа, исписанных с двух сторон, и открытка, если близится праздник, должны лежать в конверте от советского человека!

Мира и согласия Вам и Вашим близким, Наталия,

Нина Алешагина   18.04.2023 21:26     Заявить о нарушении
Добрый день, Ниночка! К своему стыду только сейчас добралась до ваших рецензий, которые, как всегда, замечательно и душевно написаны. Большое спасибо за понимание и хорошее отношение!
С благодарностью и симпатией,

Наталия Тимченко   26.07.2023 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.