Сердце друга 89

*  *  *

Домой друзья вернулись поздно ночью.
Хасан решил отвезти сначала Сулимана домой.
- Во сколько завтра за тобой заехать? – спросил Хасан, когда они подъезжали к дому Сулимана.
- Постарайся пораньше. А сейчас давай зайдем, попьем чайку и поедешь.
- Нет спасибо, я поеду. И Мадина уже наверное, спит.
- Нет, не спит. Она меня дожидается.
Как только машина подъехала к дому, за ворота вышла Мадина. Она была возбуждена, что насторожило друзей.
- Что-то случилось мама? – спросил ее Сулиман, выходя из машины.
- Пройдемте в дом, – сказала она и пошла первой к калитке.
Друзья в недоумении посмотрели друг на друга и следом зашагали к дому.
- Ты представляешь, что он сделал? – сказала Мадина, когда друзья вошли в дом.
- Кто? – спросил Сулиман.
- Андрей.
- Не понял. Что он такого сделал?
- Вот! – Мадина протянула Сулиману толстый конверт, который она держала в руках.
Сулиман заглянул в него.
В конверте находилась крупная сумма денег. Сулиман тут же попытался набрать номер Андрея, но связь отсутствовала.
- А я ведь заметила, – продолжала Мадина, - как он поправлял одеяло, на котором сидел. Я сначала подумала, что он просто поправляет, чтобы удобнее было сидеть, а он оказывается, этот конверт туда подкладывал.
Комнаты в доме Сулимана были очень тесными, и стол  наполовину стоял рядом с деревянной тахтой, которая служила одновременно и спальной кроватью и стульями. Андрей как раз сидел на краю этой тахты.
- Вот это щедрость, – заглянув в конверт, сказал Хасан. – Вот это друг!
- А я ведь даже удивился, – сказал Сулиман, – когда он мне не предложил денег. Знал наверное, что не возьму.
- Мне так неловко, – не могла никак успокоиться Мадина. – До сих пор руки дрожат. Да что мы стоим? Садитесь, я сейчас чаю налью. Хасан, ты кушать будешь?
- Нет спасибо, – присаживаясь, ответил Хасан. – Мы в кафе по дороге заехали. Просто чаю попью. Хороший друг, Андрей. Очень приятный, благородный жест. Я рад, что у вас такой друг семьи.
- О-о ты не знаешь этого человека, – расставляя чашки, сказала Мадина. – Сколько он сделал добра для нашей семьи. В самые трудные минуты всегда оказывался рядом. Сам Аллах нам его посылает! А сам ведь детдомовский. Погибли его родители, когда ему было четыре годика. И жена, и дети его порядочные. Аллах вознаградил его такой семьей. За его доброту и щедрость.
- Здесь двенадцать тысяч долларов, – пересчитав деньги, сказал Сулиман. – Судя по тому, что сумма не круглая, он выложил всю наличность.
- Точно, – согласилась с ним Мадина. – Ой, не могу никак успокоиться. Мне так неловко. Да приумножит Аллах его богатство. Он этого заслуживает.
- Ну, теперь ты наконец, сможешь купить себе нормальную тачку, – хлопнул по плечу друга Хасан.
- Нет. На эти деньги я даже хлеба не куплю, – сказал Сулиман. – Дядя Андрей их все равно обратно не возьмет. А я до единой копейки вложу в строительство дома.
- Правильно, – поддержала сына Мадина. – На хлеб у нас, слава Аллаху, хватает. А дом мы возведем из этих денег. Пусть каждый, кто переступит порог нашего дома, заберет с собой кусочек настоящей мужской дружбы. Стены этого дома будут отдавать теплом дружбы и щедрости, будут напоминать о вашем отце и его верном друге. В этом доме никогда не будет горя. И дети в нем вырастут красивыми, счастливыми и здоровыми. Телом и духом. Дай, Аллах! Дай, Аллах! Дай, Аллах!
- Дай, Аллах! – поддержал ее Хасан. – Красиво сказано.
Сулиман вдруг резко загрустил. Он до слез был тронут жестом Андрея. Хотя они с матерью и не жили богато, но не нищенствовали. Его зарплаты вполне хватало на пропитание.
Сейчас он вспомнил отца. Вспоминал, что всегда, в тяжелые времена не только для их семьи, но и для всего народа, Андрей всегда оказывался рядом, протягивал руку дружбы и помощи. Хотя и мог просто остаться в стороне. Ведь отца все равно уже нет.
- О чем загрустил мой друг? – снова хлопнул по плечу друга Хасан.
- Да так. Нахлынули воспоминания. Вспомнил слова Хизира: «Хороший человек не умирает». Отец действительно был хорошим человеком, да и твой тоже. Они никогда не умрут. Отца уже нет, но он нам помогает через своего друга. Хизира тоже нет, но и он сейчас рядом с нами. Мы вспоминаем о них, их добрые дела, благородные поступки, знания, наказы и заветы. Они ведут нас по жизни. Мама, а давай раздадим за них садакъа на эти деньги. Пусть и они получат долю за свои добрые дела от доброго человека.
- Да, конечно. – Мадина еле сдерживала слезы. – Конечно, сынок.
Мадина села напротив друзей и тоже загрустила.
- Вера… – тихо выговорила она. – Вера в Аллаха и любовь к детям дают мне силы стоять на ногах. Сколько мы пережили? Я пролистываю страницы своей жизни, и удивляюсь. Неужели это я? Я выдержала такое испытание? Аллах дает нам силы. Годы войны только чего стоят? Муж, глава семейства погиб, сын находится там, один. Как мне там было тяжело! Сколько бессонных ночей провела в слезах! Не могла есть. Ничего в горло не лезло. Потом посмотрю на мирно спящую Розу, думаю: «А что с ней будет?» Да и Оля с дочерями не отходят. Так и выжила, не сошла с ума. А Андрей, до сих пор рядом. Всегда, в нужную минуту. Дай Аллах, ему и его семье мира и счастья. И да убережет Он их от бед и несчастий.
- Амин! – поддержали друзья.
- Ладно, - поднимаясь из-за стола, сказал Хасан. – Отдыхайте, я поеду. Утром я заеду за тобой Сулиман.
- Да конечно. Поезжай. Нам надо выспаться.

*  *  *


Рецензии