Синфония

Я мало увлекаюсь классической музыкой и, слушая её, засыпаю. Как-то сокурсники по институту повели меня на концерт в филармонию. Помню только, что в зале меня, клюющего носом, кормили шоколадом совсем незнакомые люди. Проснулся я уже в фойе, где меня оставили на попечение билетёрши, беленькой сухонькой старушки.
- Не волнуйтесь, скоро концерт закончится и ваши друзья придут, - сказала она мне. В её взгляде ощущалось понимание. Дескать, перевидала таких.

Мне долго казалось, что таким образом сказывалось отсутствие у меня слуха. Из-за этого недостатка меня выпроводили из школьного хора. Хормейстер косился на меня с момента моего появления. Он разделил хор на две части и заставил петь ту из них, в которой находился я. Затем ещё раз поделил эту половинку и заставил петь уже четвертинку, где опять-таки был я...
Потом я узнал, что классическую музыку воспринимают даже слепо-глухонемые. Стало как-то неудобно за себя. Однажды я ввёл в заблуждение сотрудницу. Она стояла в проёме двери, а я сидел, развалившись в кресле, когда сочным басом, затянул серенаду Шуберта. Хватило меня на такт-два. Получилось неожиданно ладно. После, оставаясь один на один с собой, я пытался в той же позе и в том же кресле подать голос, но тщетно. Некоторое время среди сотрудников существовало мнение, что я прекрасно пою. В компаниях они долго приставали ко мне с просьбой исполнить что-нибудь. Но я был непреклонен.

Однако я был эрудирован, что позволяло мне порой щеголять по части знания имён композиторов, узнавал произведения, когда их передавали по радио или ТВ. Называя композицию, я для пущего эффекта указывал, в какой тональности и тонике она написана. Однако на слух я не мог отличить до мажор от ми минора. Близкие, друзья  обращались ко мне, когда возникали трудности при заполнении кроссворда, вопросы на музыкальную тему не были исключением. И вот в офисе (я работал в строительной фирме) один из коллег пожаловался, что ему попался кроссворд то ли с подковыркой, то ли с ошибкой.
- По горизонтали слово «симфония» садится, ан нет, буква «н» от слова по вертикали встряла. «Синфония»  получается.
- Звучит как-то неприлично, - присоединилась к разговору сотрудница.
 - Почему же? Этот термин в 15-16 веках обозначал инструментальные эпизоды в вокально-хоровой или сценической музыке. В 17 веке это слово «синфония» было синонимом слова «увертюра».

И тут я начал рассказывать эпизод из моей командировки в Германию. Коллега отложил кроссворд. Другие сотрудники тоже приготовился слушать.

... Было раннее утро, около 6 часов по местному времени. Я решил переждать в аэропорту. Заглянул в кафе. Посетителей было не много  Несколько парочек и семья иностранцев – отец и мать с тремя мальчиками-подростками. Я заказал себе чай с бутербродами. Пока завтракал, осматривался. Вижу мальчики ухмыляются и показывают пальцами в мою сторону. Я взволновался, но быстро смекнул, что не на меня показывают. За моей спиной у столика в одиночестве неподвижно сидел молодой человек. Его лицо было, мягко говоря, оживлённым – мимические движения выдавали то высочайший напряг (в этот момент проступал облик пламенного трибуна), то глубокое спокойствие (лицо становилось гладким, как у буддиста, достигшего нирваны)...
- Вот наглецы!  Только-только прибыли в чужую страну и уже позволяют себе хихикать над её гражданами, - отозвался о тин-эйджерах один из коллег.
Другой сотрудник попытался выяснить у меня, из какой страны были эти баловники. Я ответил, что не стоит делать обобщений. Потом добавил:
- Кстати, сами немцы, что сидели в зале, никак не реагировали на эксцентричного парня.
Здесь сотрудники одобрительно зашумели.
- Я сидел ближе всех к нему и рассмотрел плейер, лежащий на столике, шнур, тянущийся к уху. Находящиеся в зале это не видели. Улучив момент, я спросил молодого человека, что он слушает. Последовало:
- Beethoven, Sinfonia, "Heroica".
Так и произнёс «синфония». Парень протянул мне второй не задействованный наушник. Я вежливо отказался. «Sehr gut, Sehr gut!» - сказал.

Коллега, который решал кроссворд, некоторое время сидел молча, а потом  задумчиво отметил, что не сомневается в компетенции молодого человека, затем вернулся к кроссворду и как-то акцентировано вписал в него нужное слово.

Надо отметить, что голос тогда на работе у меня прорезался не случайно. Серенаду Шуберта я пропел девушке, к которой был весьма неравнодушен. Мы решили пожениться. Время было тяжёлое. Только что отгремела тбилисская война. Театр военных действий ограничивался проспектом Руставели. Под руку со своей избранницей я прохаживался по проспекту. Ещё пахло гарью. От неприятных мыслей отвлекали цветастые афиши. Новые власти облепили ими заборы, которыми заставили повреждённые строения. В глаза мне бросилась одна из них с изображением силуэта Бетховена, столь узнаваемого с его пронзительным взором и всклокоченной шевелюрой. Афиша гласила - в зале филармонии будет исполнена Третья «Героическая» симфония Бетховена.
- Этот опус действительно очень популярен, раз его слушают так увлечённо, спозаранку, в кафе берлинского аэропорта, а теперь ещё исполняют в послевоенном Тбилиси, - подумал я.
Я показал девушке на афишу и принялся демонстрировать свою осведомленность:
- Этот опус посвящался Наполеону, но узнав, что тот стал императором, композитор в гневе разорвал титульный лист нот произведения. Кстати, на этом листе оно значилось как синфония.

Моя спутница загорелась желанием  послушать концерт, и именно со мной, знатоком музыки. Я покраснел и не смог ей отказать. Мне самому стало любопытно, смогу ли я выдюжить концерт на этот раз. Увы, чуда не произошло! Я дал храпка уже во время увертюры.


Рецензии
Интересный рассказ, Гурам. Я почему-то не дочитав последней фразы знала, что главный герой не вынесет всего концерта.
у Вас очень приятный слог, из прочитанного мне особенно понравился рассказ о Нимфетке: текст очень правдоподобен в своей художественности, заставляет задуматься и оставляет после себя дымчатое ощущение.
Успехов Вам!

Лейла Мамедова   29.09.2017 19:04     Заявить о нарушении