ХХlV Отзывы на творения Олеси Николаевой Прима

ХХlV отзывы на творения Олеси Николаевой
13/09-17

ПРИМА

«Ходила легенда, что «Приму» любит курить английская королева»
Википедия

«Королева курит «Приму», –
говорит сантехник Вася
и, со свистом затянувшись,
забычаливает в миске.

У английской королевы
тоже есть свои пристрастья,
краснодарской «Примы» запах
будоражит крепче виски.

Крепче крепкого словечка
тянется дымок упорный.
Королева курит «Приму»
втихаря в своей уборной.

Ей мерещатся картины:
даль российская в тумане,
где суровые мужчины
с красной пачкою в кармане.

Сжат кулак. Расстегнут ворот.
Под ногою звук хрустящий.
На груди у них наколот
голубой орел парящий.

Самовластно – без указу, –
десять капель для сугреву,
как закурят «Приму» – сразу
вспоминают королеву.

И по ветру и по дыму
во дворец влетают вести…
И докуривает «Приму»,
королева с ними вместе…

Ведь важнее, чем богатство,
почести, чины и званья,
эта вольность, это братство,
эти тайные признанья!
***

С.Ф.

Очевидно королеве надоела рафинированность  и ухоженность, благополучность и скука жизни, скука дворцового этикета.
Да ещё подозрения гувернантки юной принцессы Елизаветы, что ее первой любовью был конюх Оуэн.
Может быть он курил крепкие сигареты. И запах Примы будил воспоминания о первой любви.

''Ведь важнее, чем богатство,
почести, чины и званья,
эта вольность, это братство,
эти тайные признанья!''

Запах конского навоза, и крепкого табака сопровождали ''золотую'' пору королевы. А в молодости юная королева была душевным человеком.
Какие контрасты и сочетания ! Корона в брильянтах и конский навоз.  Изысканный стол и ''Прима'' в туалете.

Прямо по Державину - ''Я царь - я раб''

Отрывок из книги «Вырастить их королями» о детстве королевы Елизаветы II (часть I)
''Лизабет была уже тогда одержима лошадьми и Кроуфорд заподозрила, что ее первой любовью был конюх по имени Оуэн. Герцог однажды пошутил, что, когда кто-то спрашивает, что Лизабет думает, ему стоит осведомиться у Оуэна. ''

Олеся
Ну вот: на "Приме" она и прокололась!

С.Ф.
Она до сих пор курит, вспоминает?
***








14/09-17
Вышла рецензия на мою последнюю книжку.
Спасибо Сергею Арутюнову!

Олеся Николаева. Августин. Апология человека. – М: Патриаршее подворье храма-домового мц. Татианы при МГУ г. Москвы, 2017. – 68 с., 60 с.

…Главная причина непридуманного ужаса либералов перед Николаевой состоит в том, что она, рождённая, казалось бы, в лоне либерального плавильного (относительно мозговых функций) котла – «бежала» в Православие. И не просто «бежала» (уж если бежишь, сдай положи стихотворные таланты на полку, замкнись в дальнем монастыре и замолчи навеки, нес па?), но именно в «бегстве» возросла над собой, пустившись в свободолюбивые поиски стиля.

Именно это противоречие не даёт покоя тем, чьи шаблоны оказались сломленными: в их проросшем сквозь само естество представлении православный человек насмерть закомплексован, внутренне сломлен и пребывает в вечном страхе перед цивилизационными благами.

Но куда проваливается чугунно чёрная попадья с сурово сжатыми губами, когда открываешь «Августина»?..

Поэтика Николаевой состоит в том, что автор даже в сугубой зрелости имеет постоянное дерзновение говорить тоном неописуемо детским, и два регистра – абсолютной серьёзности и неистового восторга перед самой возможностью говорения – постоянно смешиваются у него в единый поток.

То есть, с одной стороны, читающая стихотворения вслух Олеся Александровна впадает в различимый со слуха транс погружения в высшие истины, но тут же, воспарив над собой ещё выше, не удерживается от спасительно вздорного смешка над собой – «как это, я, и вдруг такое?!»

Её «Апология человека» - принципиально ренессансная и двухуровневая поэма стилистического озорства и лукавства, а также торжественного, «с нуля», постижения натуры…

«Апология…» – авторский портрет Божьего творения со склонностью к шаржу, но при всей калейдоскопичности взаимоисключающих черт – шаржу сочувствующему и несомненно дружескому. Жалок, наивен, беспомощен, близорук, хрупок, но и хитёр, изворотлив и дерзок человек. И – странен! И каким же нужно было быть странным, чтобы создать такого по своему образу и подобию, предоставив ему свободу воли, и тысячелетиями ждать, пока творение придёт в разум…

Здесь же, в «Испанских письмах», намекающих на заглавного Монтескье с его «якобы Персией», буйствует неудержимо свифтовский сарказм в отношении своего сословия. «Тоска российских затурканных интеллигентов» - не лейтмотив, но одна из тех «тоник», от которых автор отсчитывает свою версию «свободы-отстранения», пытаясь противиться тем самым всеобщей тенденции к релятивизму, нигилизму и, по сути, затянутому на десятилетия аутодафе, вершимому над собой бывшими «вершителями судеб»…

Портреты «донов» и «доний» в исполнении Николаевой уморительны тем, что сквозь них просматриваются вполне конкретные соседи по лестничной клетке…

Что же до самого «Августина», это, почти в духе Декамерона, история лжи и искупления: беглец из горного монастыря, питомец высот, вынужденный пасть на землю, которого надо как-то «легализовать», оказывается дезертиром, отправляемым назад в армию, но путь свой будущий уже нашедшим…

Распознать такого автора, как Николаева, в карнавале его собственных мнений, взвихренных аналогий – нельзя. Безотчётность и не подобность гармоний в гармонии – высший его закон, на порядок превышающий количество ущипнутых струн.

Целиком здесь: ***
С.Ф.

''Поэтика Николаевой состоит в том, что автор даже в сугубой зрелости имеет постоянное дерзновение говорить тоном неописуемо детским, и два регистра – абсолютной серьёзности и неистового восторга перед самой возможностью говорения – постоянно смешиваются у него в единый поток.''

''Будьте как дети'' ''Мудры как змии, и просты как голуби''
Такая рецензия сама становится поэтическим произведением. Получилось почти на равных, как два солнца. И не сразу отличишь, где солнце, а где его отражение. Оба светят.
Сергей Арутюнов, Вы докопались до самого нерва Олесиного творчества, ( мне так кажется).
Если в сказках смерть Кащея в игле, а игла в яйце.
То Вы добрались до маргаритки жизни Олеси, что в горшочке за престолом в алтаре.
В изумлении склоняюсь перед Вами, и перед Олесей!


Сергей Арутюнов

Наслаждение - догадываться об истоках света,  и чем глубже автнр, тем ярче. Олеся Александровна мной не разгадана, и в этом высший итог.
***



15/09-17
ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ
***

С.Ф.

Почти Гофмановский сюжет, только посветлее изложено. Не удивлюсь если в будущем какой-нибудь художник напишет картину, где Вы с Гоголем и Гофманом (тем самым) сидите за столиком в немецком кабачке, а за окном виден Погорельский, выгуливающий свою Чёрную курицу.
Очень понравился штрих -''пернатая душа''
Замечательно с ''Московскими новостями''
В 1993 году мы продавали домик, дачу рядом с Сергиевым посадом. Я от имени своих старушек продавал и я же от имени Николо-Кузнецкого храма покупал, был доверенным лицом. Староста храма, бывалый человек, выдал мне очень значительную сумму, для ускорения процесса оформления документов. Я очень стеснялся, не знал как давать взятку. Но вот у большого начальника в кабинете, когда я доставал из портфеля документы, я случайно просыпал деньги прямо на стол, и догадался их  не убрать. Мы поняли друг друга, процесс действительно пошёл быстро. Начальник послал с нами свою жену делать план участка, и не пришлось ждать два месяца приезда сотрудника. С этого времени ведя переговоры с чиновниками я почти сразу ''случайно'' просыпал деньги на стол, это действовало гипнотически. Прожженая и вреднющая юрист только не поддалась, начальница отдела. Но ее до неприличия сразили два серебряных крестика, которые староста храма мне предусмотрительно дал вместе с деньгами. Дачу мы благополучно продали, а храм благополучно купил. Вот что значит крестная сила!
***






16/09-17
ЧЕЛОВЕК В ИНТЕРЬЕРЕ
Кабинет писателя
***

С.Ф.
Вы написали путеводитель по музею Олеси Николаевой. Фонды уже есть. Основа. Теперь дело за архитектором. И экскурсоводами. Но, несомненно, они найдутся, даже очередь образуется. Я нисколько не намекаю, что Вам уже пора на небеса. Но окружающие Вас люди все-таки понимают ценность Вашего слова и жизни. Было бы наверное интересно Вам ходить по залам своего музея. Народ понесет Ваши автографы.
Написал отзыв в автомобильной пробке у Сергива посада. Простите если коряво и не очень вдумчиво.
Хороший бизнес бы был музей имени Вас, в поддержку молодым писателям. Думаю и премия будет такая, как у Фазиля Искандера.
Заканчиваю, пробка проталкивается. Предвижу Ваше возмущение, ''Убогой сочинительницы''.
Качает автобус.
***










17/09-17
Из нового:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В публикации – авторская пунктуация:
полная инфляция запятых, точек, тире.
Азбука Морзе в ступоре,
у капитана – прострация.
Навигация заводит корабль к черной дыре.

Пробует крикнуть, ан слиплись слова.
Внимательный
юнга разгадывает по губам:
багров, как вареный рак:
– Дайте ему вопросительный,
дайте ему восклицательный,
дайте ему хоть какой-то небесный – знак!

В трюме полно воды, гаснет иллюминация.
Мерзнет луна, и скорость равна нулю.
Рация сдохла. Только жестикуляция –
отчаянная – встречному кораблю.

Тот упакован с иголочки: шарм, интонация,
пафос, ирония, артикуляция, раж:
– Будем ли, братцы, спасать его,
будем ли браться и
брать на буксир его или же на абордаж?

Или же – пусть его: сам себе, бацая, мацая,
все обесточил приборы, порвал провода
и уверяет, что это – такая новация:
верить в Ничто, зваться некто и плыть никуда.

***

С.Ф.
Явно стихи написаны под впечатлением от знакомства, встречи автора с конкретным, реальным писателем ''Анархистом'' и ''Летучим голландцем'' на просторах океана литературы.
Первые строчки даже побудили думать, не обо мне ли они? Как все знакомо по поводу пунктуации.
Правда они могли быть применены и к великому фрегату литературы Андерсену.

""В публикации – авторская пунктуация:
полная инфляция запятых, точек, тире.
Азбука Морзе в ступоре,
у капитана – прострация."
Навигация заводит корабль к черной дыре.

''Пробует крикнуть, ан слиплись слова. ''
Похоже, что этот капитан, автор человек пьющий.
''Внимательный
юнга разгадывает по губам:
багров, как вареный рак:''

У Олеси Александровны уже были подобные стихи, посвящённые пьяному капитану, бардаку на корабле, и метущемуся юнге.
Может быть это все тот же "Летучий голландец'' проплывает вновь, даже тот же автор - ''капитан''. Или это впечатление от государственной структуры, чиновников наблюдающих за литературой, предложивших преподавателям Литературного института типа Евгения Рейна, Алексея Варламова проходить аттестационный экзамен. Помнится тогда Олеся Александровна задавала вопрос, а кто у этих светочей будет принимать экзамен на проф. пригодность?

"В трюме полно воды, гаснет иллюминация.
Мерзнет луна, и скорость равна нулю.
Рация сдохла. Только жестикуляция –
отчаянная – встречному кораблю."

Мурашки от холода после этих строк. Неожиданный ракурс - ''Мерзнет луна''
Литературный денди, успешный писатель, встречный корабль. -
''Тот упакован с иголочки: шарм, интонация,
пафос, ирония, артикуляция, раж:
– Будем ли, братцы, спасать его,
будем ли браться и
брать на буксир его или же на абордаж?''

А далее вспоминается рассказ Олеси Александровны ''Неподьемный камень'' о ее бывшем спившемся студенте с манией величия. Которому как ни пытались помочь ''успешные фрегаты'' , и сама Олеся Александровна, все было бесполезно.
Начало учебного года, все возвращается на круги своя, встречи со студентами ''квасящих как Есенин'', и исчезающих потом, или студентами тихими незаметными тропами восходящим к вершинам, к успехам.

О постоянстве усилий говорит Христос в притче о сеятеле

 ''Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.''

И на иллюстрации пьяный студентик с игрушечными кораблями в луже.
Не очень радует Олесю Александровну 1 сентября.

Олеся Николаева
Ну, Сергей! Вы и в самом деле напишете целые тома, причем, я чувствую, что выступаю здесь как провокатор!

С.Ф.
У меня уже на вторую книгу набралось материала. Редактор Ерохин, после отпуска и предвыборной кампании, работает над ''Словом об Олесе'' Пишет - ''Восторг''

Олеся
 А про капитана и про корабль - да, у меня это  постоянный мотив. И то, стихотворение, которое Вы вспомнили "Кажется, этот корабль не туда плывет", и "Счастливая тётя", и "Храбрый кораблик", еще, и еще... Видимо, сказывается "Плавание" Бодлера, которым я зачитывалась на заре  туманной юности, и цветаевский перевод этого стихотворения, и моя студенческая работа, в которой я сравнивала оригинал и этот перевод...

А еще есть: "шлюпка обезумевшего сюжета..."

А к тому же: "там еще облако чёрное, как пиратский фрегат". Я что же - маринист?

С.Ф.
Это вопрос к Вашему подсознанию, почему у Вас все время всплывает образ ''Летучего голландца''

Только что молился о пристроении Вашего сценария, когда Вы написали ответ. У меня возникло предположение, что там Крюковские сюжеты. Жаль нельзя почитать. Я был бы рад, если бы Крюковская жизнь запечатлелась в Ваших творениях.

Олеся
Я точно маринист! Вот еще: "огнегривой цунами - над мачтами гордых фрегатов"!

Я уж не говорю про стихи о пророке Ионе: там тоже и корабль, и буря, и кит...

С.Ф.
Ничего удивительного. Пушкин тоже был маринистом. Это наследственное.
***






19/09-17
Ессе о Цветаевой
Ева и Лилит

С.Ф..

Это ессе - плаха для графоманов поэтесс и поэтов. И священное писание для поэтов. По сложности и точности приближается к Откровению Иоанна Богослова. Здесь на каждую фразу можно писать исследования, целые тома. И наверное, будут писать, комментировать, как комментировали Данте ''Божественную комедию'' ( И это Вы написали сыну, подделываясь под язык подростка? Естественно педагог ничего не поняла.) Слишком концентрированно, ''ядерные слова'', ''ядерные конструкции''. Это эссе можно изучать весь четвёртый курс лит.института.
У меня после этого ессе ощущение собственного слабоумия, как перед квантовой физикой, космогоническими проблеммами. И после такого эссе будут утверждать, что Вас ''Убогую сочинительницу'' не поставят в один ряд с тайнозрителями Слова? Поставят, рядом с ''Убогим Серафимом'' ( Саровским)
Пушкин бы ''свихнулся'' от такого эссе, и прибалдел бы!
( Я уже свихнулся)

Ольга Захарьят

У меня такие же чувства,но страшно вслух произнести!!!
***


Рецензии