Ф. А. Кони. Женишок-Горбунок

До недавнего времени этот водевиль можно было прочесть только в читальном зале РГБ. Сейчас есть в Интернете его скан, - но в дореволюционной орфографии.
Я перевела водевиль в современную орфографию и предлагаю начало его вашему вниманию.



Ф.А. Кони.


                Женишок-горбунок.

                Водевиль в одном действии (неиграный).

                Действующие лица.

Кузьма Петрович Пузырьков, помещик

Глафира Ивановна, его племянница

Зорин, поручик

Ижорская

Параша, горничная

Лакей

Действие происходит в Саратовской губернии, в поместье Пузырькова. В тридцатых годах.

Первые три плана представляют часть беседки, открытой в сад; фронтон поддерживается четырьмя колоннами. Дальше видна садовая решётка, с воротами; около неё аллея, вдали, за рекою, деревня на горе. Внутри сада, налево - дом с крыльцом, направо - цветники; в беседке хорошая мебель и горшки с цветами.

Явление I.

Параша, одна, несёт поднос с чайным прибором и начинает накрывать на стол.

   Боже мой! Боже мой! что за комиссия здесь в деревне: что день, то новые гости!.. С тех пор, как нас с барышней взяли из пансиона и привезли сюда, я ног под собой не слышу; а люди все от рук отбились... Соседи здешние, точно угорелые, скачут то и дело, сломя голову... и всё только затем, чтобы взглянуть на барышню, познакомиться, полюбоваться, подивиться - словно она чудо заморское. Вот что значит степнячки-саратовцы! Все в женихи норовят; жаль только - опоздали, господа! уж дядюшка нас сосватал за какого-то секретаря, которого мы сроду не видали; а сами мы влюблены в поручика Зорина, которого, правда, тоже в глаза не знаем; но это дело другое: он к нам писал любовные записочки, которые аккуратно доставлялись к барышне, потому что проходили через мои руки. О! Я на эти вещи мастерица! Не даром жила три года на Кузнецком мосту, в ученьи у мадамы. К тому же, Зорин прекрасный человек! как не замолвить за него словечка? Бывало, за каждую записочку, хоть будь в три строчки, расцелует и надарит платочков, поясочков, перстеньков; тотчас видно, что военный! - Больше всего хлопот мне было с барышней: в этих проклятых пансионах Бог знает чему учат девушек! Набили ей голову таким вздором, что бедняжку совсем с толку сбили.

  "Любовь мужчин для нас вредна!"
- Твердили ей все в пансионе;
Чтоб от любви всегда она
Была готова к обороне.
Но я, ученью вопреки,
Всегда шептала ей покуда:
"Не верьте им, всё пустяки!
Вы не дитя, вы велики,
Любите с Богом: нет тут худа!"

Насилу усовестила... настоящий ребёнок! Вот и с записками Зорина та же самая история: принесёшь бывало: "Вот вам записка, сударыня"... "Ко мне? От кого?" "От него-с!" "Ах, что ты, Параша! Я не возьму; как это можно!.." "И, полноте, как вам не стыдно? Что он об вас подумает?" - Бросишь ей записку в руки, а сама убежишь...

Она робка была - хоть брось!
Читать записок не хотела;
А там, как дело обошлось,
Так их читала то и дело,
Что ж? отвечайте! - Ни строки.
"Как это можно!" - "Что за чудо?"
Он не дитя, вы велики...
Всё это вздор, всё пустяки:
Пишите с Богом: нет тут худа!

И пошла писать! - Но теперь ... ждут сюда секретаря, а бедный Зорин, чай, вздыхает себе в Москве...

Явление II.

Параша и Зорин.

(Зорин во время последних слов Параши, на цыпочках, быстро вбегает в беседку, схватывает её за талию и целует).

Зорин. Он здесь.

Параша (роняет чашку). Ах, как вы меня испугали!

Зорин. Ты не ждала меня... я думаю?

Параша. Вы точно с неба свалились. Как вас Бог занёс в нашу сторону?
Зорин. Я узнал в Москве, что Глафиру Ивановну взяли из пансиона и увезли в деревню... в глушь! в Саратов! Я тотчас же тройку и погнал напропалую!.. А здесь на почтовом дворе вдруг узнаю, что она уж и помолвлена, и что жениха ждут со дня на день...

Параша. Вас не обманули.
Зорин. Что он - ловок?
Параша. Не знаю.
Зорин. Хорош собой?
Параша. Не знаю.
Зорин. Мил, любезен?
Параша. Не знаю.
Зорин. Богат?
Параша. Не знаю.
Зорин. В орденах?
Параша. Не знаю, не знаю и не знаю.
Зорин. Тьфу пропасть! да ты ничего не знаешь! По крайней мере, барышня...
Параша. Она столько же знает, как и я.
Зорин. Как это?

Параша. Мы его сроду не видали. Дядюшка, видите ли, дружен с его отцом и в тяжбе с соседом за чересполосное имение... А он, как бы сказать, секретарь - и обещается подвести наконец в пользу дядюшки... а дядюшка за это обещает отцу выдать за сынка племянницу...

Зорин. Тому не бывать! чёрт возьми! Я не допущу, я с ним разведаюсь... процесс заведу... да не на гербовой бумаге, а на Кюхенрейторских стволах... Секретаришка! Смеет думать, что он достоин такого божественного создания!

Он ползать рад из корки хлеба,
Она ж, как ангел, хороша!
Её душа чиста, как небо,
А в нём чернильная душа!
За три, четыре лишних пашни
Её назначена рука...
Нет! За подъяческие шашни
Такая взятка велика!

Параша.

А дядюшка так им и бредит. Но они ещё не обвенчаны, вы можете успеть: посватайтесь.

Зорин.

Да как? Я незнаком в доме; о дяде понятия не имею; Глафиру Ивановну видел раз только в театре, влюбился, как безумный, а она меня даже не заметила... Потом я всячески старался пробраться к вам в пансион, нет возможности!.. К счастью, ты взялась доставлять ей мои записки; однако я ни на одну из них не получил удовлетворительного ответа, и не знаю, любит ли она меня? Думает ли обо мне?

Параша. Есть грех.
Зорин. (целует её). Парашенька! душечка! голубушка, прелесть! амурчик!
Параша. Помилуйте! за что ж вы меня целуете?
Зорин.  Она тебе говорила обо мне? что она говорила?.. скажи поскорей...
Параша. Ах! какой у вас перстенёчек славный!
Зорин. Вот... на, возьми! Говори скорей, что она обо мне говорила?
Параша. Об вас?.. Позвольте... что бишь такое?.. Да ничего, кажется... Но всё равно, я догадалась, что она об вас думает, потому что каждый день, с самого утра, всё около меня вертится, как будто ждёт записки.
Зорин. Ну, а любит ли она другого жениха?
Параша. О, нет! напротив: мне кажется, если б только представился случай, она бы охотно от него отказалась.
Зорин. Прекрасно! Я найду этот случай.
Параша. Каким образом?
Зорин. Пущусь на хитрости, прибегну к театральной уловке; я разыграю здесь комедию... Ты понимаешь ли, что такое комедия?
Параша. Вот забавно! за кого вы меня считаете?

Уж мне комедий бы не знать?
Забавы нынче эти в тоне;
И мне нередко их видать
Случалось даже в пансионе.
Комедию там иногда
Играли барышни отлично;
А уж особенно - когда
Бывал экзамен им публичный!

Зорин. Итак, я выбрал средство самое простое, самое поношенное, самое верное... Его употребляют во всех почти комедиях и водевилях, и оно всегда удаётся.

Параша. Что за средство такое? Нельзя ли узнать?


Кого интересует продолжение, - обращайтесь в личку.


Рецензии