Распахнём двери в наш мир!

  Ребенок-инвалид... Мне кажется, это очень резкое и даже агрессивное словосочетание, а по отношению к ребенку вообще не применимое.  Это обычные дети, такие же, как и все остальные. Им нравится разговаривать, играть, рисовать, петь, но из-за проблем со здоровьем они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Поэтому редко общаются со сверстниками, узнают о чем-то новом и интересном, происходящем в стремительно меняющемся мире. Разве что через интернет становится единственным окном в этот самый мир… Очень часто такие дети замыкаются в себе, слишком рано узнают, что такое одиночество.
   Эти ребятишки живут рядом, но в основном мы их не замечаем… или не хотим замечать. Они чувствуют себя комфортно в отдельном, придуманном ими мире, о котором могут не догадываться даже самые близкие люди. Зачастую это очень способные, даже талантливые, душевно богатые люди, но общество отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести.
   Когда окунулась в эту тему и стала встречаться с учащимися нашей школы № 2, у которых  ограниченные возможности здоровья, поняла, что мне эти дети интересны: общаться с ними, открывать их особенный мир не только увлекательно, но и полезно для меня как для формирующегося человека. Еще низко кланяюсь родителям, которые воспитывают такого ребёнка. Они не отказались от него, не стесняются его, не прячут, а  окружают любовью, заботой, через них ребёнок открывает мир и получает знания.
  Собирая материал об особенных детях, я познакомилась с Юлей Мозолевской. Ей 15 лет, она учится в 9 классе, и у неё детский церебральный паралич. Сразу поразила скромность девочки: она была удивлена интересом, проявленным к ней.  Но, убедившись в моих самых добрых намерениях, стала охотнее и полнее отвечать на вопросы. Во время беседы Юля часто улыбалась, смеялась, а в больших небесного цвета глазах светились огоньки жизни. Пообщавшись с ней, я поняла, насколько глубоким может быть такой человек, насколько сильное желание помочь, поддержать он вызывает: ведь так хочется, чтобы Юля чувствовала себя в обществе легко и уютно, потому что по натуре она очень замкнута.   
  Сначала ей было тяжело раскрыться, потому что девочка думала, что я тоже хочу причинить ей боль, обидеть грубым словом. Так как одноклассники не стремятся с ней общаться, а дружить – тем более.  Многие норовят обозвать, задеть. Чтобы укрыться от суеты, царящей на перемене, Юля надевает наушники и смотрит аниме в мобильном телефоне, а одноклассники часто срывают наушники и пытаются их сломать.
  Думаю, что не только для меня важно, что девочка смогла рассказать о светлой и тёмной стороне её жизни. Это бесконечно важно для самой Юли. Она – сильный человек и не чувствует себя инвалидом, не ждет чьей-то  жалости или помощи, всегда старается справляться со всем сама. У Юли особый талант сочинять стихи, рассказы, фанфики (любительские сочинения по мотивам популярных литературных произведений, кинофильмов, телесериалов, комиксов) и даже сюжеты для аниме. Ее заветная мечта – его озвучивать для широкой аудитории. Так же девочка играет на фортепьяно и скрипке, но, по её словам, обучаться игре на музыкальных инструментах очень  тяжело, но она не сдаётся и ежедневно упражняется. Хочет стать ветеринаром, так как очень любит животных, и чувствует, что у нее есть дар располагать их к себе. Думает, что она предназначена для этой профессии, поэтому приложит все усилия, чтобы достичь своей цели. 
    Замкнутость и неуверенность в себе мешают ей отвечать на уроках, общаться со сверстниками, участвовать в общественных мероприятиях. Но, по словам классного руководителя, Юлю хотят отправить на домашнее обучение, потому что она не успевает по некоторым предметам: ей тяжело даются точные науки, но она старается справляться со всеми трудностями. 
  В этом и весь парадокс ситуации! Юля старается справляться, но её почему-то хотят ограничить и обучать на дому? Да, ей сложно контактировать со сверстниками, но всё равно она в обществе, в коллективе школы. Может быть, классному руководителю стоит побеседовать с ребятами об их отношении к девочке. Ведь одноклассникам можно и должно показать другую Юлю: не запинающуюся и волнующуюся при ответах у доски, а сочиняющую увлекательные фанфики, необычные стихи, играющую на скрипке.  Ведь общение так важно для адаптации в жизни! В будущем изолированность Юли может стать причиной развития у неё депрессивного состояния, так как окружающие её не понимают, избегают, а она не умеет и не знает, как нужно устанавливать контакт, строить дружеские отношения. И таких ситуаций, как сложилась с Юлей, к сожалению, множество.
   Сегодня модно рассуждать о гуманизации образования, но ситуация по отношению  к детям с ограниченными возможностями здоровья меняется крайне медленно. Очень много детей и их родителей остаются один на один со своей бедой. А ведь уровень развития государства как раз и определяется тем, как в нём относятся к животным, престарелым людям и инвалидам.
   Как часто мы видим, что инвалидов не пускают в некоторые общественные заведения, чтобы они своим видом не пугали потенциальных клиентов. Сразу вспоминаю громкий случай с сестрой Натальи Водяновой в кафе. Такое отношение к этим людям неприемлемо. У детей, которые всё это видят, формируется устойчивое мнение, что от этих людей нужно избавляться, они лишние в этом мире. Но ведь инвалидность – это то, что может случиться с каждым на любом этапе его жизни. Стоит как можно больше говорить об этой проблеме, особенно в школах, воспитывая в подрастающем поколении сострадание.
 Я навсегда запомнила горящие глаза Юли во время нашей беседы: ведь я общалась с ней на равных. Её глаза были полны счастья и веры в себя, в свои возможности. Именно вера придает сил и является стимулом к дальнейшему развитию. Вера очень часто излечивает, возвращает к жизни. Так давайте для особенных детей распахнем двери в наш мир, подарив им жизнь полную веры и надежды!

Лиана Исраелян, 16 лет
Студия «Молодые голоса»


Рецензии