Импровизация на темы творчества

Людмила Корина
Фото -проводы 1963 года -боль расставания, пороги взросления

Записи 2009го года.

Попрежнему, как и в лучшие 60-70е годы, до «застоя» наших отношений, когда результатов не было, в гениальность оставалось только верить. Ю.Швырёв в  пояснениях старается заранее убрать возможные сомнения в психическом здоровье автора своих опусов, мол и раньше гениев за сумасшедших держали… Но годы работы, титанический труд, сделали своё – такого автора и текста не было и не будет. Гений.

Зачем  он так рвался  в кино? Гению это не по рангу. Переместить акценты – наука и философия не в промежутках между ожиданием  съёмок, а  главные устремления жизни… Юра нашёл русские  поэтические слова для обозначения мёртвого мира – заповедей и вечных истин Древнего Китая.

А киношная стезя – притягательна, как говорит персонаж- режиссёр в одном фильме – сладостнее, чем совокупление – создавать свой мир, чувствовать себя Богом. Опять же – прикорм хороший при нашей бедности. Режиссура – наркотическое заболевание. Есть такие, что подаренный миллион мечтают в распыл своей страсти снимать кино пустить(Вал.Приёмыхов).

Мрут режиссёры, не доживая свой век…И Шукшин напрасно клялся в писательство уйти. Тогда бы его  проза  без пиара осталось. Век доживать в деревне, как Василий Белов?А В.Ш. уже полюбил загранпоездки, премьеры своих фильмов в Париже(  туда в ноябре 70го -наших несчастных «Странных  людей» возил), дачу в элитном кооперативе успел получить…

Поначалу ему судьба хорошо за «сдачу» меня проплачивала.И даже Юра был заморочен Шукшинской славой до небес. Написал мне в тетрадь:  « Не знали мы, что нашим поколением заведовал Шукшин». Эти слова он повторил вслед за Сергеем Герасимовым.

Годы спустя я обособилась, избрав автономность своего радиотеатра, ушла в песню,
в театр своей жизни.Вступила в 99м в Союз литераторов по разделу авторской песни.Сам Великий Революционер(Л.Бородин)  не избегал  моей помощи. А уж я раздувала настоящие страсти вокруг  него .В последние годы Вл. Бондаренко его пиарил и раскрутил, с его согласия.

Десяток премий получив в России, и столько же на Западе, Л.Б. жалуется на конъюнктурность своего успеха (Запад за диссиденство печатал, теперь - свои за тюремную отсидку ), но чувствует, что чего-то не добирает в прозе, а поэзию  и вовсе не вспоминает.

И продолжает вести счёт с собой - раскусив его политическую ориентацию, Запад сразу забыл, перестал переводить.А что как и  на родине не пройдёт по Гамбургскому счёту?Ускользает – не профессионал я. Двадцать лет в кресле главного редактора. А как помог ему АИС – своей премией вписал в первый ряд современных писателей  -  его заметки о «Царицы смуты"  опубликованы в «Новом мире». О нём  писали Алексей Варламов, Павел Басинский, Александр Агеев.

Я работала с музыкантами , делала записи в ДЗЗ  с 91-95 и выходила в эфир  часто и далее эпизодически. Это было время, когда Вчера ушло, а коммерческое Завтра ещё не наступило в полную силу.Тот мир ушёл с арены. Бывшие нашли себе ниши. Ю.Ш. эмигрировал в Древний Китай, я в музыку спряталась.

Живя на два дома, курсировала по "узкоколейке" Москва – Генуя. Она же меня и вывела в эфир  в авторских передачах– москвичка из Генуи. Моё итальянство со стороны смотрелось презентабильнее, чем было на самом деле – я ни экономически, ни реально в жизнь итальянского  общества не вписалась. Только всполохами отчаяния, в попытке выживания,  стала писать на итальянском, публикуясь в печати. Боролась за права обездоленных.

Вылезла из облюбованной норки своей уединённости, привнесла эту тему в свои вещания на русском радио. Но здесь не было ничего нарочитого. Искренность и вера в то, что делаю. Я не могу врать ни в жизни, ни в искусстве.

Уйдя из лирики, эту тему  борьбы за права итальянской бедноты, высоко не оценила.Всё было если не  донкихотство впустую, то потраченные силы.  Сначала  это давало выход плохой энергетике, а в конце вылилось потерей здоровья.
Накапливался том сатиры  местного значения. Это – моё. И ещё – раздумья о прожитой жизни и сопутниках.

Литература спасает, прошлое отваливается, изживается – поскольку его можно описать, заковать в слова. Моя стихопроза – импровизация на темы  личной жизни. Я думаю, что она притягательна в авторском звучании. В ней нет описательности, литературности. " Шагаю сама по себе –подводно-глубоководно, союз одной писательницы"(Ольга Шамборант).

ЗАТЕСИ

« В подлинном творении художника нет сделанности, оно не сочиненено, а создалось в его душе наитием какой-то высшей таинственной силы».Белинский

Павел Басинский – "Чехов в прозе и Фет в поэзии произвели мягкую революцию русского реализма. Затем пошли выдрыги Горького, Андреева, Блока, и прямое хулиганство футуристов.
Символизм не отрицал традицию, считая, что символами могут быть и характеры – Гамлет, Дон Кихот. От Золотого века к Серебряному шло упрощение, демократизация культуры, бедность духовная и эстетическая.
Самые глубокие исследования жизни были написаны реалистами – «Красное колесо»- революция, «Тихий дон» –гражданская война, «Жизнь Клима Самгина» –оскудение интеллигенции.
Цветастая неразбериха прозы и поэзии 20х гг – праздник на крови и костях. Её перечитывать невозможно, как и метания от фантастики (Аэлита) к бытовому реализму. Кумир 20х  Л. Андреев".

Театр и кино – влечение – род недуга режиссёра
Пьеса актёра, как и проза поэта – отдельная песня
Художественное исследование выше научного – тоннель интуиции (Красное колесо)
Вальтер Скот – литературная игра в события прошлых времён
Весело им было никогда, а смешно бывало часто(Коржавин)
Новый мир 96-6 Паспортная система советского крепостничества

Исступлённая вера в похабную мощь денег.Страсть к наживе, культ денег.
Если общество живёт американской мечтой, то литература напоминает об американской трагедии.

ИЗ ПРОЧИТАННОГО

Литература всегда с недоверчивой иронией смотрит на богача- Хэмингуэй
Сэлинджер, Драйзер – преуспевающего добродетельного бизнесмена мы не найдём среди героев этих писателей. Трезвость, бережливость, расчётливость – да. Но литературе легче изобразить обман, воровство, чем банальное приращение капитала. Ценность духа, а не практицизм.

В попытке изобразить добродетельного бизнесмена есть масса сервильных статей, проплаченных заказчиком(бедное детство, упорный труд, честность. Большинство портретируемых утверждают, что стремятся обеспечить работой других, помогать. Начав с пародии, литература пресекла рождение оригинала («Иван Безуглов» Знамя 93,1-2)

Платонов шёл через опыт прозы 20х гг к простоте, как и Заболоцкий. Его рассказом «Возвращение» начинается возрождение русской литературы после мёртвого сезона соц. реализма. Мы отстаём лет на 30, и похлёбка модернизма ещё не вычерпана.

Реализм отражает мир не по собственной воле, а «по образу и подобию Божию», он выжидает, пока душа мира не проступит сама в его писаниях, пока слова сами не озарятся внутренним светом. Нет средних фаз  между реализмом и модернизмом – их цели и смысл точны.
Понять жизнь с высоты смерти – так учит Бог. Вера – такая материя, латающая дыры в наших познаниях (О. Шамборант)

Пустое механическое телефонное молчание как-то отличается от напряжённого, за которым стоит некто выжидающий(С.А. Яковлев)
«Нева» 1-2 « На задворках «России» - Яковлев о раздрае в «Новом мире».

Померанц - анекдот про Пимена – изучив марксизм-ленинизм, пришёл к выводу о возможности конца света в одной, отдельно взятой за горло стране.

Постановление Жданова 46 года сочинили два критика – Рыбасов и Маслин.

Мавзолей – коммуникация с потусторонним миром, бесконечно растянутый во времени факт прощания с телом, для посетителей – это уникальная возможность заглянуть в могилу, посетить загробное царство. К. Мельников хотел поместить его в хрустальный гроб спящей красавицы. Перед винным магазином бомж подбрасывает металлический рубль: «У меня не в мавзолее, не залежишься!»

Т. Чередниченко – Вышли мы все из барака Н. Мир 93-12
"Песня в 3х аккордной минорной стилистике, сидя на интонационной параше, музика дивина для даунов, раздатчики и получатели духовной баланды, развлекательная тухлятина, торжество аристократии нулевого класса, барачно-рабфаковская простота, недостаток вкуса и образованности. Кирпичи! На мрамор и щебёнку рассчитайсь!
Советский примитив – лом и тачка притворяются компьютером с лазерным принтером".

Л.Чуковская Берлину:Раз вы попали в лирический поток сознания АА, она обречена была заняться мифотворчеством.
Мемуарам нельзя верить, а письма и дневники пишутся одновременно с событиями.

О.Шамборант – "Эмигранты некоторые возвращаются в Россию умирать, а жить – мало  кто. Бардин, уезжая кричал : “Это зона, и долго ещё будет выветриваться из нас барачная вонь”. Харон Овирович может вас отвезти разок в обратном направлении в порядке исключения. Не бойтесь – загробная жизнь есть – мы вам свидетельствуем…Когда мы умрём, то уже второй смертью, столько мы вобрали в себя отравы, пропаганды, водки.

В романе самый мощный результат даёт разлука, осечка на полпути, молчащий телефон, и другие орудия любовных пыток. Лобовая атака по сокращённому сценарию наивна. Меня спасла чужая лексика. Прощай, чужое слово, чужое дело, чужая планида и планета, чужого не берём, своим не торгуем. Целую мимо". Н.мир 94-2

Людмила Корина 21.9.17 Генуя


Рецензии