Штейнберг Д. Где находятся Бажовские места?

Дмитрий  Штейнберг

                Где находятся «Бажовские места»?

       Всего пару лет назад, услышав такой вопрос, я сказал бы: «Почитайте сказы П. П. Бажова и узнаете». Сегодня, как оказалось, я должен задать еще и встречный вопрос: фактически или юридически? Возникший за это время конфликт «сильных мира сего» и народа из-за создания гигантского щебеночного карьера около п. Зюзельский заставил всех осознать новую реальность: хотя Азов-гора с близлежащими старинными золотыми приисками и гора Белый камень – известные места из сказов Бажова, однако сегодня эти места лишь фактически являются «Бажовскими местами». После публикации в 2007 году Указа губернатора Свердловской области А. С. Мишарина, никогда не почитавшего Уральских сказов и не пожелавшего опросить почитателей Бажовских мест, термин «парк Бажовские места» юридически был определен границами лишь Сысертского городского округа. Гора Азов и пос. Зюзельский оказался в 25 км от юридических границ «Парка», а г. Думная и Гумёшки – в 18 км. Однако до Указа, т.е. во времена губернаторства Э. Э. Росселя, в области планировали создать единый Природный Парк от Сысерти до Нижнесергинского района. Была даже издана отдельная географическая карта проектируемого парка «Оленьи ручьи», куда входили три района: Сысертский, Полевской и Нижнесергинский. Олень, напомню, – известный по иллюстрациям к Уральским сказам персонаж сказа Бажова «Серебряное копытце». Очевидно, что тогда Полевской городской округ стал бы фактическим и юридическим Центром областного Фольклорного парка «Бажовские места».
       Любой из огромного множества почитателей сказов знает, что место рождения П. П. Бажова – г. Сысерть, но знает он и то, что месторождение сказов Бажова – окрестности Полевских заводов единого поначалу Сысертского горного округа (казенной дачи). Если водораздел Среднего Урала определять по р. Чусовой, то Сысерть находится в Азии, а Полевской – в Европе. Русские сказки и Уральские сказы родились в Восточной Европе, где, по словам А. С. Пушкина, «славянские ручьи слились в Русское море». Западная же Европа в русских сказках и уральских сказах населена т.н. «немцами». Для славян, по смыслу слова «славяне», «В начале было слово», а для фольклорных «немцев», наоборот, «В начале было дело (теперь бизнес)». Начало русским сказкам положено славянскими крестьянами, а начало Уральских сказов – крестьянами, ставшими на Урале горнорабочими. Те и другие начальные любители слов – сказители суть земледельцы, впитавшие Дух матушки Земли. А. С. Пушкин и П. П. Бажов, усвоившие Русский Дух от первичных устных сказителей, сумели выразить этот Дух письменно. Однако «без труда не выловишь рыбку из пруда». Усвоить Русский Дух из книг классиков русской словесности без собственного труда и без любви к творцам русского Фольклора не удастся никому и никогда. В слове «крестьяне» следует разглядеть христиан, терпеливо исполняющих Завет Христа: каждый верующий в Бога Единого пусть несёт лишь свой крест. Крестьяне и горнорабочие России веками несли свой крест в условиях рабства. Не случайно в английском и ряде иных западноевропейских языков славяне и рабы – одно и то же слово (slave, sklave, esclave и т.д.). Но фаза рабства в формации Человечества не может длиться бесконечно.
       Хотя образованные читатели знают, что Фольклор суть Народная Мудрость (английское folklore от немецкого Folklehre), но все обыватели мира трудовой народ считают глупцами, а мудрыми признают лишь т.н. элиту (кумиры обывателей). Учиться житейской мудрости, по мнению обывателей, чей лозунг «Живи здесь и сейчас!», следует не у трудовой части народа, а у презирающих труд преходящих кумиров. А. С. Пушкин и П. П. Бажов были мирными врагами таких представлений о жизни, любили «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» и делали пророчества: «Товарищ, верь!». Если бы элита (т.е. избранные) избиралась из людей, почитающих два вида трудящихся земледельцев (крестьян и геологов) как потомков первых на Земле трудящихся, то любые конфликты решались бы исключительно мирным путем.  Судьями, как и в древние Времена (т.н. Эпоха судей), тогда бы снова стали священники, но почитающие как Ветхий Завет: «Не сотвори себе кумира», так и Новый Завет Христа и русские сказки и сказы.
       Следует осознать, что сельское хозяйство и горное дело суть первые виды коллективного труда представителей рода Homo sapiens. Первые колхозы возникли на Земле 10 000 лет назад, а первые города - минимум через 2000 лет после первых сёл. Первые священники были избраны самим Богом. В те времена крестьяне и рабочие трудились свободно. После рождения городов священники стали назначаться, а крестьяне и горняки стали первыми рабами. Рабство на Руси стало исчезать лишь незадолго до рождества П. П. Бажова. Юридически священником он не был, но энтузиасты горного дела всего Урала ходили к нему на исповедь как к фактическому священнику. И, как в глубокую старину, они не каялись в грехах, а свободно говорили о том, что рождалось в их головах при общении с Божьими твореньями (матушкой Землей).
       Очевидно, что в греческих мифах и Библии сказочной составляющей не меньше, чем в русских сказках и Уральских сказах. Причина этого явления очевидна. Мысль в голове от общения с Божьими Творениями зарождалась, а нужные слова еще не родились. Следует подумать и осознать, что известные слова «энергия» и «энтузиазм» (энтеос) в буквальном переводе с греческого языка означают, соответственно, «внутреннюю, потенциальную работу» и «Бог внутри нас»: приставка «эн» суть «внутри». Внутри нас находится Божественная Душа, но реализовать потенциалы Души весьма трудно. Однако «Учение, терпение и (бескорыстный) труд всё перетрут».
       Хотя представители элиты бездумно говорят «Я заработал много денег», но, в действительности, деньги они не зарабатывают, а выигрывают, обыгрывая, в первую очередь, всех бескорыстных тружеников, т.е. героев сказов Бажова и, далее, некоторых бизнесменов и чиновников. Корень слова «зарабатывать» – слово «раб», а не рабовладелец. Талантливые крестьяне и рабочие – реальные рабы Божьи, поэтому представителям элиты так легко удается их поработить. Наивно верить, однако, что рабовладельцев избирают сами рабы. Слово «демос» однокоренное со словом «демон», что означает «дающий» или «благодетель». «Демократия», следовательно, суть «демонократия», т.е. власть работодателей-благодетелей. Сократа и Христа казнила, очевидно, именно демонократия. Только Фольклор, т.е. «глас трудового народа», суть «глас Божий». Корыстолюбивый «глас Демона» откровенно звучит не только в «Фаусте» Гёте, но исходит из уст всех отрицательных героев русских сказок и сказов Бажова.
       Рабочие безусловно нуждаются в работодателях, но безбожные работодатели искусственно создают условия, позволяющие им считать себя благодетелями рабочих и играть между собой в финансовые игры по собственным правилам. В книгах П. П. Бажова легко заметить, что он отнюдь не враг работодателей вообще, ибо Турчанинова он хвалит. Но в то же время он открыто выступает на стороне творцов Фольклора, почитая их трудовой энтузиазм и критикуя безбожную «жажду наживы». Любой народ, очевидно, сам Бог разделил на равных пред Богом Единым трудящихся и работодателей. Деление же людей на бедных и богатых, т.е. на простонародье и элиту, суть деление демоническое (бесовское). Иисус Христос, как известно, был плотником и сыном плотника. М. В. Ломоносов вышел из среды крестьян. П. П. Бажов – сын потомственных рабочих. Продолжить эту богоугодную мысль может любой разумный человек. Все мы, в своих истоках, потомки древних земледельцев, работодателем которых был сам Бог. Такова реальная Рабочая правда, которой и служил П. П. Бажов.
       Первой «пробой пера» для выпускника Пермской Духовной семинарии П. П. Бажова стало участие в написании 647-страничной книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (1902 год). Следует добавить, что с 1890 по 1899 г. Бажов весьма прилежно учился сначала в Духовном училище, а потом в Духовной семинарии. После чего он до 1917 года работал учителем в Духовных училищах Екатеринбургской епархии. Так что добровольное Духовное образование П.П. Бажова фактически стало высшим. «Бажовскими местами» фактически стала вся территория Екатеринбургской епархии. Во время летних каникул, в долгие годы ученичества и учительства П.П. Бажов побывал почти во всех ее уголках. Не переставал путешествовать по Уралу он и после гражданской войны. Нет ничего удивительного и в том, что во время этой войны он выступил не на стороне элиты, но твердо встал на сторону трудящегося народа. Причем, когда в СССР возникла партийная элита, то он с ней не слился, за что дважды исключался из партии, которая во многом являлась партией рабоче-крестьянской лишь юридически.
       В отношении П. П. Бажова все сомнения у партийной верхушки исчезли только после публикации «Уральских сказов» в 1939 году. Пострадавшая от сталинских репрессий балерина Майя Плисецкая выступала в роли хозяйки Медной горы с явным энтузиазмом (в балете Сергея Прокофьева «Каменный цветок»). Её нисколько не смущало, что автор сказов о Хозяйке горы стал лауреатом Сталинской премии. Причислить автора Уральских сказов к «нехорошим людям» сегодня невозможно ни для кого. Поэтому современная элита с явным удовольствием изобразила герб г. Полевского в образе Каменного цветка со сказочным символом Хозяйки медной горы – зеленой ящеркой, но отказалась включить город Полевской в состав парка «Бажовские места».  Первое действие произошло по зову Души, а второе – по сиюминутным экономическим соображениям: «Живи здесь и сейчас!». Однако долговременный прогноз – прогноз от Души. 
       Слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из Детства» не станет опровергать никто. Но выйти из Детства в Отрочество, потом в Юность и, наконец, в Зрелость смог отнюдь не всякий житель Земли. Достигнуть возраста зрелости Души - это означает сегодня не только превратиться из слушателя сказок в их рассказчика, но превратиться из читателя в писателя, причем не в смертного писателя рассказов, фельетонов и панегириков, а в бессмертного писателя-классика, творения которого будут поминать потомки спустя века и тысячелетия. Верить, что в фольклорные сказки про Полоза, Кошачьи уши и Малахитчицу сам П. П. Бажов верил по-детски и в зрелом возрасте, – верить ошибочно. Вот что пишет сам Бажов в автобиографическом очерке «У старого рудника»: «Пусть горняки прошлого были технически безграмотны, пусть они считались порой с разными смешными приметами, все же их многолетний опыт, опирающийся вдобавок на опыт предыдущих поколений, мог давать немало ценных знаний. Поэтому не удивляешься, когда читаешь: "По ориентировочным данным, в Гумёшевском месторождении запасы меди превышают два миллиона тонн. Причем разведка проведена на весьма незначительной площади. По сообщению главного инженера Уралцветметразведки, Гумёшевское месторождение заслуживает исключительного внимания" ("Уральский рабочий" от 4 ноября 1938 г.)».
       Чуть далее Бажов пишет: «Хозяйка горы стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые раскрываются полностью только перед лучшими представителями трудящихся». Как тут не припомнить известные с тех времен слова из «Марша энтузиастов»:
                Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…
       Кто лишь поверхностно знаком с современной историей Гумёшевского рудника, может искренне удивиться: о каких миллионах тонн меди в недрах рудника может идти речь, когда, поверив прогнозам «Уралцветметразведки», обновленный рудник с 700 работниками был введен в эксплуатацию в 1959 году, т.е. в год 80-летия П. П. Бажова, но, проработав с постоянными убытками 35 лет, был ликвидирован в 1994 году, добыв к тому времени из недр земли лишь такое количество первичной, т.е. не окисленной руды, в которой содержалось только 80 000 т меди?
       Тут, однако, будет уместно припомнить и количественно сравнить итоги правления рудником А. Ф. Турчаниновым с итогами работ того же рудника до и после него. За полтора века работы Полевского медеплавильного завода (1723 – 1871 гг.) из руды верхних, окисленных горизонтов рудника, было выплавлено 20 000 тонн меди. Из этих 20 000 т две трети (13 000 т) было выплавлено при А. Ф. Турчанинове (с 1856 по 1887 гг.). Секрет высокой производительности рудника при Турчанинове раскрыл П. П. Бажов. Турчанинов уволил с завода и рудника немцев и не просто набрал династии русских горняков, но и слушал их советы. Т.е. Турчанинов заложил начала реальной советской власти, добровольно ограничив самоуправство. Замечу, что помещик Троекуров из известной повести А. С. Пушкина – классический пример благодетеля-самодура. Руководитель, не слушающий советов из низов Пирамиды, и называется самодуром.
       Хотя новый большой подземный рудник в 1959 г. открыли явно по советам опытнейших местных геологов-разведчиков, но ликвидировали его вопреки советам энтузиастов геологии и горного дела. И убыточным рудник стал тоже из-за фактического отсутствия в стране советской власти. Номинально она была всюду, но реально она была лишь кое-где. Страной правили малограмотные партократы-самодуры, которые, в итоге, советскую власть ликвидировали, заменив ее известной со времен Платона и Аристотеля властью частных самодуров-олигархов и взаимосвязанных с ними самодуров-чиновников. И кому как не мне, правнуку основателя полуторавековой династии из трех докторов разных наук (психиатр, металловед, геолог), знать, понимать и излагать причины известных всем явлений. Сегодня я уже 49 лет проработал в геологоразведке рабочим, геологом, мастером, главным инженером и, наконец, начальником Полевской геологоразведочной партии. Родился и жил я поначалу в Свердловске, но Бажовские места меня притянули так же, как притягивали и удерживали героев Уральских сказов.
       Когда Гумёшевский рудник в 1994 году ликвидировали, то, по официальным данным, оставшиеся запасы детально разведанной меди в первичных рудах до глубины 500 м по категориям С1 и С2 были равны, округленно, 500 000 т.  Менее изученные, т.е. общие запасы меди в первичных рудах по категории Р1 на руднике равны 1 млн тонн. Фактически Гумёшки должны были стать новой Дегтяркой, в которой до закрытия ее рудника был добыт именно 1 млн тонн меди. Поэтому на Гумёшевском руднике в начале 90-х гг. была начата проходка Северной шахты с проектной глубиной 480 м, которая к моменту ликвидации рудника достигла глубины 450 м. Но у новых, частных владельцев Дегтярского рудоуправления не было денег на продолжение работ, и рудник вместе с этой шахтой был ликвидирован. Первоначально в зданиях Гумёшевского рудника хотели создать музей, но денег не оказалось и на него. Новые хозяева все постройки разломали, железные части обломков сдали в металлолом, а остальные обломки лежат на земле и по сей день, напоминая развалины Сталинграда. И когда я слышу мнение, что частная собственность эффективнее государственной, то в памяти всплывают не только развалины Гумёшевского рудника, но и вид окружающих г. Полевской бывших государственных сельхозугодий, заросших ныне сорняками.
Про то, сколько теперь в России «немцев» и про отношение «немцев» к славянам, теперь знаю не только я. Однако, судя хотя бы по моей фамилии, «славянофилы» рождаются и в Западной Европе. В России, соответственно, рождаются и духовные «западники». Генетика изучает только тела, а Душа рождается независимо от генов тела. Отсюда и понятие смысла поговорки «В семье не без урода». Русскому Духу соответствует любимая П. П. Бажовым Советская Власть, но для Запада такая Власть неприемлема. «Каждому – своё», говорит Христос. Он, очевидно, имел славянскую Душу, ибо «немцы» эти же слова поняли иначе. Я не против второго смысла слов Христа, но в основе богоугодного Дела, очевидно, должно быть Слово о Божьих творениях (Экология), а не Частное Дело (Экономика). Сказки и сказы мы знаем с Детства, а частным делом начинаем заниматься явно позднее. Божьи творения, как известно и школьнику, явно древнее творений рук человеческих. Примирение «славян и немцев» породит Двухполюсный Мир, подобного двухполюсным генераторам энергии. Во Вселенной правят Диполи, а не Монополи. Отсюда и Новый Завет: «Возлюби врага!». Т.н. многополярный мир суть множество враждующих однополярных мирков. Мир всему миру принесут только диполи.
       Завершая тему «Бажовских мест», нельзя не сказать о том, что, по геологическим данным, основанным на изучении керна более чем 100 000 пог.м буровых скважин, Гумёшевское месторождение (Медная гора) в разрезах имеет вид перевернутой горы и, кроме известных залежей месторождения западнее центрального массива гранитоидов, имеет явные признаки наличия залежей месторождения меди восточнее массива. В обоих случаях верхняя часть двух флангов месторождения представлена окисленными рудами, а нижняя – первичными сульфидами. Поскольку верхи месторождения имеют размеры, явно превышающие его низы, то и прогнозные запасы меди в верхах западной и восточной половин Гумешевской Медной горы, по прогнозам «Уралцветметразведки», достигают 2 млн тонн. Причем в западной половине месторождения  окисленных руд мы пробурили более 100 скважин, глубиной до 150 м, обнаружив запасы меди в количестве 800 000 тонн (кат. С2). Общие запасы меди на Гумёшках теперь равны 3 млн тонн меди. В конце прошлого века с такой оценкой запасов меди в Медной горе было согласно и руководство Комитета по природным ресурсам Свердловской области. Но новые владельцы Гумёшек власть советов трудящихся не признают и, учитывая особенности дешёвого подземного выщелачивания меди, довольствуются годовой добычей в 2000 тонн меди. Ведь расширение объема добычи рудника ОАО «Уралгидромедь» чревато опасными последствиями, ибо требует закачки в недра Земли большого количества серной кислоты. Однако о шахте, способной безопасно для экологии извлечь из глубин рудника уже детально разведанные 500 000 тонн сульфидной меди, сегодня нет даже разговоров. Нет разговоров и о кондиционной разведке близлежащих однотипных месторождений меди: Полевского, двух Поварненских и Чусовского.
       Если в начале 30-х гг. около Свердловска насчитывалось более 200 геологических партий, то сегодня ликвидирована одна из последних – Полевская. Парк станков треста «Уралцветметразведка» за последние 25 лет сократился с 54 тяжелых буровых агрегатов глубокого бурения до 2-3 легких агрегатов. Мне остаётся лишь повторить бессмертные слова  Пушкина «Товарищ, верь!» и обращаться к потомкам, которые неизбежно признают власть советов крестьян и рабочих. Признают потомки «Бажовскими местами» Полевской городской округ не только фактически, но и юридически. Горные работы в «Бажовских местах», согласно желанию не только П. П. Бажова и жителей Бажовских мест, но и самого Творца Вселенной, продолжатся, но уже при тождестве Экономики и Экологии. Да возродимся!


Рецензии