Кампания 1943 года. Глава 39

                Глава  39.

 Япония вступила в войну, имея на Тихом океане 60 подводных лодок против 51 лодки ВМФ США.

К началу 1943 года Япония потеряла девятнадцать подводных лодок. Ещё две были списаны как устаревшие. За это же время американцы потеряли на Тихом океане восемь подводных лодок и ввели в строй тридцать семь новых, доведя численность своего подводного флота в регионе до восьмидесяти.

  Соотношение подводных сил на тихоокеанском театре войны было теперь два к одному в пользу США. Правда, на счету японских подводников было два потопленных американских авианосца. Ещё один авианосец был дважды ими торпедирован и получил серьёзные повреждения. Самый крупный военный корабль, потопленный до сих пор американскими подводниками, был тяжёлый крейсер. В Индийском океане японские подводные лодки взаимодействовали с немецкими и нанесли западным союзникам серьёзный урон на морских транспортных коммуникациях в обход мыса Доброй Надежды. Совсем иначе обстояли дела на Тихом океане. Здесь японские подводники не считали нужным отвлекаться на сопровождение своих транспортов и атаки транспортов противника. Они потопили восемь транспортных и торговых судов против ста сорока двух, потопленных американцами.

  Между тем потеря большого количества транспортных судов сильно ограничила оперативные возможности сухопутных сил Японии в регионе. Планы широкомасштабного наступления японским генералам пришлось свернуть. 

 Кампанию 1943 года на Тихом океане американские подводники начали с победы. Капитан Бенсон на подводной лодке "Триггер", завершив постановку мин у входа в Токийский залив, собирался идти в район патрулирования. Эсминец "Окиказе", заметив лодку, погнался за ней. Бенсон не испугался и выпустил в эсминец три торпеды. Две из них поразили цель. Эсминец затонул. 

 В тот же день японцы отыгрались у берегов Новой Британии. Пилот ВВС США, выполняя патрульный полёт, стал свидетелем неравного боя американской подводной лодки с японскими кораблями, сопровождавшими конвой из пяти военных транспортов. Пилот видел попадание торпеды в эсминец. Эcминцы и катера с разных направлений устремились в одну точку, сбрасывая глубинные бомбы. После этого над водой поднялся нос подводной лодки, всплывшей с сильным дифферентом на корму. Крен быстро увеличивался, а затем лодка скользнула кормой в морскую пучину. Больше подводная лодка "Аргонавт" на связь не выходила. Капитан Пирс и весь экипаж погибли вместе с ней. Это была первая потеря американских подводников после гибели "Груниона" минувшим летом у Алеутских островов.

 Подводники были полны решимости отомстить. Капитан Рамэдж, патрулируя на подводной лодке "Траут" у северо-западных берегов острова Борнео, обнаружил стоящий в бухте танкер.
Приблизиться к цели в подводном положении можно было только через узкий фарватер, полностью исключающий возможность манёвра. Дождавшись темноты, Рамэдж всплыл, зарядил аккумуляторы и двинулся малым ходом в бухту в надводном положении. Ночь была безлунная. "Траут" незамеченным подошёл к танкеру "Куокуио-мару" на торпедный выстрел. Из четырёх выпущенных торпед две поразили цель. Танкер двинулся к берегу и затонул на мелководье. Вскоре японцы подняли его и отбуксировали в сухой док, после чего танкер оставался в строю, пока не был потоплен в сорок пятом году авиабомбой.

 16 января капитан Мортон вывел из Брисбена подводную лодку "Уоху" и взял курс к островам Палау. 19 января японцы высадились на Новой Гвинее в гавани Вевак. Капитан Мортон получил приказ идти к Новой Гвинее и произвести разведку. Мортон принял лодку недавно, и в подробностях географии этого района океана ориентировался слабо. У штурмана на карте Новой Гвинеи названия Вевак тоже не было. Не оказалось его и в лоциях. Нарушать радиомолчание до выполнения задания было нельзя. По счастью, старший моторист перед выходом в море разжился в книжной лавке толстым австралийским учебником географии. Там и прочли, что Вевак - гавань в заливе Виктории на северо-востоке Новой Гвинеи.  Штурман увеличил карту Виктории, нанёс на неё названия, имевшиеся в лоции, и вскоре объявил: разведка гавани из подводного положения возможна.  24 января "Уоху" приблизилась к входу в залив.    В двух с половиной милях лодка погрузилась и малым ходом двинулась в пролив. Время от времени Мортон всплывал под перископ. Море было пустынным. В час пополудни старший помощник О'Кэйн увидел над горизонтом мачты военного корабля. Это был эсминец "Хэрусэме".

 - Приготовиться к торпедной атаке! - скомандовал Мортон. Расстояние постепенно сокращалось. Мортон произвёл расчёты и уже собирался с большой дистанции выпустить торпеду по неподвижной цели, когда старпом, стоя у перископа, крикнул:

 - Капитан! Эсминец полным ходом идёт на нас!

 Мортон  выпустил три торпеды с дистанции 1600 метров. Эсминец шёл на перископ противолодочным зигзагом, и все три торпеды прошли мимо него по корме. Капитан, делая расчёты, неправильно определил скорость. Эсминец шёл со скоростью двадцать узлов. Мортон выпустил торпеду с дистанции 1100 метров и снова промахнулся. В носовых аппаратах оставалась одна торпеда. Разворачивать лодку было поздно.

 - Буду стрелять в упор, прямо в глотку! - объявил капитан.

 Когда до эсминца осталось четыре кабельтовых, Мортон выстрелил. У командира эсминца при виде мчащейся навстречу торпеды сдали нервы, он круто переложил руль и получил торпеду в середину борта. Над эсминцем взвился столб воды и дыма. Эсминец потерял ход и остановился. "Уоху" полным ходом уходила в открытое море. Командир терпящего бедствие эсминца успел дотянуть до мелководья и спустить на воду шлюпки. Там эсминец и затонул. Японцы подняли его, отбуксировали в сухой док и отремонтировали. Спустя полтора года эсминец был потоплен авиабомбой. Однако для "Уоху" инцидент ещё не был исчерпан. В погоню за подводной лодкой устремились японские самолёты и торпедные катера.   Мортон погрузился на глубину 27 метров, благополучно ушёл от погони и взял курс к островам Палау.

 27 января он встретил два японских торговых судна, идущих на восток без охранения. Мортон уже знал, что японцы пренебрегают охранением торговых судов.

 - Встаньте к перископу, О'Кэйн. Я буду готовить залп из кормовых аппаратов.

 Произведя расчёты, Мортон выпустил по две торпеды в оба судна и скомандовал погружение: суда шли прямо на подводную лодку. Прогремели взрывы.

 - Капитан! Там не два, а три судна! Первое тонет. Второе повреждено и идёт прямо на нас со скоростью шесть узлов.

 - Приготовить торпедные аппараты к залпу! О'Кэйн, докладывайте всё о третьем судне!

 Выстрелив тремя торпедами в третье судно, Мортон готовился добить второе.

 - Капитан! Он нас сейчас протаранит!

 - Срочное погружение!

 Гидроакустик заткнул уши. Взрывы торпед гремели со всех сторон. Разобраться в происходящем ему было невозможно.

  - Зарядить торпедные аппараты! Пять торпед в передние трубы, четыре торпеды - в кормовые!

 Через восемь минут "Уоху" всплыла под перископ. Третье судно горело. Мортон выпустил в него торпеду. Торпеда прошла под днищем и не взорвалась. Мортон выстрелил ещё раз и попал в середину борта. Судно разломилось пополам и затонуло. Повреждённое судно пыталось уйти на шестиузловой скорости. "Уоху" погналась за ним. Через двадцать минут стало ясно, что догнать судно, оставаясь в подводном положении, не удастся.

 - Капитан! Судно уходит за горизонт. Над горизонтом вижу мачты четвёртого судна.

 - Успеем всплыть и догнать.

 - Аккумуляторы сели.

 Лодка всплыла и зарядила аккумуляторы.

 Тем временем с повреждённого транспорта японцы спустили шлюпки и стали сажать в них пехоту, следовавшую на Новую Гвинею, до которой было двести миль.

 "Уоху" полным ходом погналась за шлюпками. Японские пулемётчики первыми открыли огонь.
В ответ ударили пушка-автомат и 102-миллиметровое орудие. Вскоре все большие шлюпки затонули, а тратить снаряды на малые штурмовые лодки Мортон не стал.  Снова зарядив аккумуляторы, лодка погналась за транспортами, мачты которых вот-вот должны были скрыться за горизонтом.

 - Обойдём, зайдём по курсу, погрузимся и будем ждать в засаде.

  Так и сделали. Уже был вечер. Быстро темнело. Наконец показались японские суда. Не ожидая беды, оба судна уходили в открытое море. Оказалось, что четвёртым судном был танкер.

 - Вот чёрт! Совсем темно. Через минуту ничего не увижу. Придётся стрелять отсюда.

 Мортон сделал упреждение и выпустил в танкер три торпеды. Танкер шёл противолодочным зигзагом, все три торпеды прошли мимо.  "Уоху" всплыла. Была безлунная ночь. Напрасно Мортон, поднявшись на мостик, пытался разглядеть хоть что-нибудь. Решив, что танкер уже вне пределов досягаемости, капитан спустился в рубку. Но гидроакустик доложил:

 - Слышу оба судна. Пытаются уйти малым ходом.

 - Идём за ними!

 С военного транспорта выпускали осветительные ракеты и стреляли из кормового орудия по каким-то мнимым перископам. Приближаться было опасно, стрелять с дальней дистанции - нечем: в носовых аппаратах не осталось торпед. Наконец танкер выполнил неправильный зигзаг и подставился под залп. Мортон развернул лодку и выпустил две торпеды из кормовых аппаратов. 

  Торпеды прошли мимо. С транспорта их след увидели, а вскоре увидели и перископ. Снаряды стали ложиться всё ближе. Пришлось уйти на глубину.

 - Что там, гидроакустик?

 - Слышу шум винтов эсминца. Он приближается. Транспорт сворачивает к нему.

  Мортон выпустил в уходящее судно две последние торпеды и увёл лодку на большую глубину.

 В полночь "Уоху" всплыла. Мортон радировал в Пёрл-Харбор о потоплении танкера и трёх транспортов с пехотой. В действительности он потопил только два транспорта. Но у американских капитанов подводных лодок не было принято скромничать. Подводной лодке без торпед нечего было делать у островов Палау, и она направилась в Пёрл-Харбор. Капитан прилёг отдохнуть. На вахте остался О'Кэйн.   

 В первых лучах серого рассвета он увидел над горизонтом мачты. На лодке ещё были снаряды для 102-миллиметрового орудия. Лодка всплыла и пошла на перехват. Вскоре сквозь пелену дождя стало видно: в сторону Новой Гвинеи идут три транспорта и танкер.

 - Будем атаковать танкер. На нём нет пушек.

 С одного из транспортов заметили лодку и открыли огонь.

 - Артиллеристы - к орудию!

 В это время из пелены дождя выскочил эсминец. До него было 38 кабельтовых.

 - Самый полный вперёд! Выжать из машин всё, что можно.

 - Капитан! К танкеру не успеваем. Эсминец нас перехватит.

 С эсминца грянул залп артиллерии.

 - Отставить атаку! Всем вниз! Срочное погружение!

 "Уоху" погрузилась и возвратилась на базу, не ища более приключений. 

 Тем временем капитан Гилмор на "Граулере" патрулировал море Бисмарка на подходе к Рабаулу. 16 января "Граулер" пытался средь бела дня атаковать транспорт "Тифуку-мару", но был отогнан торпедными катерами.   Гилмор дождался ночи и повторил попытку. И вновь неудача. Над рейдом кружили японские самолёты, выпуская осветительные ракеты. И всюду рыскали торпедные катера. Капитан отказался от дальнейших попыток.

 31 января Гилмор с пяти кабельтовых атаковал японское торговое судно, переделанное в канонерскую лодку. В перископ было видно, как японцы, сгрудившись у борта, показывают друг другу на приближающуюся торпеду. Торпеда прошла под днищем и не взорвалась.

 Неделю море было пустынно. Шёл дождь. Видимость сильно упала.  Наконец Гилмор увидел в пелене дождя корабль, похожий на тысячетонную канонерку. В действительности это был военный транспорт "Хаясаки". Полагаясь на плохую видимость, Гилмор атаковал в надводном положении. Но вахтенные на "Хаясаки" не дремали. Транспорт развернулся и пошёл на таран. До транспорта было десять кабельтовых. Он шёл курсом 130 градусов с правого борта.

 - Торпедные аппараты товьсь!

 - Капитан! Поздно! Привести торпедные аппараты в боевое положение не успеваем.

 - Аварийная тревога! Лево на борт!

 Удар был страшен. Субмарина протаранила транспорт между мостиком и носом. В отсеках все повалились на пол. Лодка дала крен в 50 градусов.   С палубы транспорта мостик субмарины поливали пулемётным огнём.

 - Все вниз!

 Старшина-рулевой и вахтенный офицер мгновенно нырнули в рубку, унося с собой двоих раненых сигнальщиков. Люк захлопнулся. Субмарина ушла на глубину.

 Через полчаса осторожно всплыли. Море вокруг было пустынно.

 - Стало быть, они затонули.

  Так же думали о подводной лодке японцы на мостике "Хаясаки", уходящего полным ходом в пелене дождя. Лишь через два года "Хаясаки" затонул в Японском море, подорвавшись на мине.   

 

 

 

    
 

   
.   

 

 


Рецензии