Глава 7. Линии судьбы

Что предначертано судьбой,
Нам не дано узнать.
На ухо шепчет мне прибой,
Как истину понять…

I
С зимними холодами для Себастьяна и Веноры наступили голодные дни: мука и крупы закончились. Все попытки Себастьяна вырастить на грядке хоть что нибудь, кроме гороха, терпели неудачу, ухаживать за домашней птицей и живностью он не умел. Погреб в доме пустовал без запасов овощей и фруктов на зиму. Приходилось питаться грибами, кореньями и травами. Это было невыносимым мучением для Веноры, но она не хотела огорчать брата и поэтому никогда не жаловалась. Однажды на глазах у Себастьяна сбежала единственная кобылица, на которой он ездил за провизией. Увидев табун диких лошадей, она молниеносно перепрыгнула через калитку и присоединилась к ним. Юноша горько бормотал ей вслед: «Как же я без тебя, моя неутомимая труженица? Видно, тебе наскучили мои скудные харчи, и ты решила позаботиться о себе сама…»
Зима в Новоскании больше походила на затянувшуюся осень – нескончаемую и малоснежную. Тусклое солнце лишь изредка выглядывало из за мрачных свинцовых туч. Снега уже никто и не ждал, но внезапно в самую длинную зимнюю ночь с неба обильно посыпались крупные белые хлопья. Наутро дома и деревья тонули в глубоком снегу.
В эти дни по всей стране отмечали праздник Сан Солар – день зимнего солнцестояния. В предвкушении торжества Венора развесила по стенам еловые ветки с бодрящим хвойным ароматом и сразу же почувствовала острую тоску по дому. В канун праздника они с сестрёнкой всегда украшали зелёные ветки яркими лентами и румяными яблоками, зажигали свечи, мыли начисто пол и расписывали его сакральными узорами из цветной муки. С заходом солнца повсюду во дворах начиналось всенародное веселье: хороводы, пляски, прыжки через костёр… И стар и млад всю ночь резвились и забавлялись играми, а девушки пели и гадали по старинному обычаю…
Ощущение праздника тотчас исчезло, когда она вспомнила, что муки не осталось даже для выпечки хлеба, свечи закончились, а вчера было съедено по¬следнее яблоко. Себастьян испытывал нечто подобное, вспоминая пышные празднества Сан Солара в королевском дворце.
Снег подступил к самым окошкам лачуги и придавил хлипкую дверь. С трудом открыв её, Себастьян выбрался из дома и, встав посредине двора, дал волю нахлынувшим чувствам, закричав во весь голос:
– Как я устал от этой голодной жизни!
От этих слов его горбы недовольно заворчали, а потом начали браниться, используя при этом весьма крепкие словечки.
Венора, услышав громкий крик, подбежала к заиндевевшему окну, покрытому морозными завитушками, и с грустью посмотрела на брата. Он одиноко стоял по колено в снегу, а снежинки, медленно кружась, падали на его запрокинутую голову и плечи. Недолго думая, она накинула на себя шубу из чёрно-бурой лисицы, наспех натянула высокие сапоги и вышла на улицу. Совсем недавно брат выменял свой шутовской колпак с бубенчиками из чистого золота и драгоценными камнями на тёплую зимнюю одежду для неё.
Вскоре снегопад прекратился, рассеялись рваные тучи, и в морозном небе появилось сияющее Солнце. Отблески снега бросали нежный свет на тонкую фарфоровую кожу девушки.
– О, кажется, сегодня судьба смилостивилась и послала нам великий дар! – сказал Себастьян, указывая на появившуюся в небе радугу. Венора обомлела, увидев радугу в самый разгар зимы. – Давай подойдём поближе, – предложил он, делая первый шаг в сторону семицветной дуги. Ноги вязли в глубоких сугробах. Себастьян резко остановился со словами:
– Не будем торопиться – она сама подойдёт к нам.
Юноша повернулся к радуге и вежливым жестом пригласил подойти поближе. Несколько мгновений спустя широкий разноцветный мост оказался рядом. От удивления Венора приоткрыла рот.
– Ты когда нибудь гуляла по радуге? – поинтересовался Себастьян, но тут же осёкся. – Боже, какой глупый вопрос! Если подняться по ней вверх, мы прямиком попадём к одной моей старой приятельнице. Выбирай любую из цветных дорожек.
– Пойдём по красной? – Венора ещё с трудом верила своим глазам.
– О! Красный выбирают сильные и смелые! При этом они всегда остаются в душе детьми.
Девушка вытащила ногу из сугроба и первой ступила на красную линию, убедившись, что плотно держится на дорожке, начала уверенно подниматься. Вблизи радужные полоски оказались полупрозрачными. Словно через цветные стёкла, сквозь них просматривались устремлённые в небо заснеженные верхушки деревьев.
– Ты считаешь, что я смелая? – спросила Венора. – Но, глядя с этой высоты вниз, чувствую, что мне становится не по себе… Один неосторожный шаг – и всё…
– Не бойся! Дай мне руку.

Они поднимались, взявшись за руки.
– Себастьян, а кто она, твоя старая знакомая?
– Фея по имени Рогана.
– Рогана?! – повторила сестра. – До чего странное имя!
– Она повелительница носящих рога.
– Благодаря ей мужчины становятся рогоносцами? – засмеялась Венора.
– Что ты! В этом мастерица Рогалия, её родная сестра. Я с ней не знаком.
– Вот и правильно! В таком знакомстве мало пользы…
– Но моя подруга – повелительница животных, наделённых рогами. Рогалия ждёт, чтоб наставить рога, но я Роганы покорный слуга, – добавил он, усмехнувшись. – Наконец то мы и пришли.
Они стояли на самой вершине радуги, а под ногами белели искрящиеся жемчужные облака.
Навстречу путникам вышла фея Рогана – девушка небесной красоты. Гирлянда из ночных звёзд с полумесяцем в центре украшала её светлые, струящиеся волосы. Фея предложила им ступить на мягкое облако и следовать за ней.
– Как давно я не ходил по облакам! Они мягче ваты! – воскликнул Себастьян.
– Поздравляю тебя с появлением хозяйки в доме, – промолвила Рогана.
– От тебя ничего не скроешь, плутовка! – возмутился Себастьян.
– Мысли смертных проплывают передо мной, словно облака.
Через некоторое время их взору предстал дивный сад. Гладкие стволы деревьев из золота и серебра ярко мерцали на солнечном свету, а трепещущая листва напоминала крылья бабочек. По саду прохаживались животные с большими лучистыми глазами, а голову каждого из них венчали рога. Неожиданно послышался топот копыт зверя, мчавшегося во весь опор. Обернувшись, Венора и Себастьян увидели белого единорога.
Как заворожённая, девушка смотрела на единорога, и тот не мог оторвать своих задумчивых глаз от неё.
– Это Зореслав, – представила его Рогана. Конь с учтивостью поклонился гостям.
Венора протянула к нему руки, и Зореслав доверчиво подошёл к ней, преклонив колени, чтобы она могла сесть верхом. От счастья на её глазах выступили слёзы. Медноволосая дева села на спину зверя, и он умчал её в заоблачные дали.
Когда Себастьян и фея остались одни, она сказала:
– Твоей сестре полезно познать единорога, поскольку природы льва у неё в избытке.
– Что это значит?
– В человеке живут качества льва и единорога, так же, как мужское и женское начало. Подобно Солнцу и Луне, эти существа зачастую пребывают в соперничестве.
– Это так! – подхватил Себастьян. – Я часто по ночам смотрю на звёзды и давно заметил, что там каждый месяц разворачивается грозное сражение. Новая луна в погоне за солнцем набирает силы и полнеет, затем солнце гонится за луной через весь небосвод. В конце концов она истощает все свои силы, худеет и превращается в тонкий полукруглый серп!
– Да, они слишком различны меж собою. Лев обладает блеском и всеми силами полуденного солнца. В нём горит огонь храбрости, воинского пыла и отваги. Тем не менее, этот зверь нередко навязывает свою волю другим, становится яростным и жестоким, отстаивая свои цели. Единорог, напротив, порождение луны. Он ценит добрую волю, терпелив и милосерден. Таинственный лунный свет дарит ему сияние благородной мудрости. Но порой он пуглив, предаётся меланхолии и так же одинок, как его единственный рог-аликорн. Но, если мы последуем за идеалами только одного из этих созданий, то обязательно утратим баланс.
– Расшатаемся и упадём, как неловкий акробат с каната…
– Совершенно верно! И поэтому только когда лев и единорог в согласии действуют во имя единой цели, им не может противостоять ни одно живое существо. Единорог усмиряет грозный львиный нрав, а лев помогает единорогу почувствовать себя в безопасности. Вместе они представляют собой единство противоположностей.
– Согласен с тобой, дорогая! В таком случае, мне бы не помешало познать природу льва, мне недостаёт отваги. Рогана, я готов слушать тебя часами! Скажи, ты ведь умеешь предсказывать будущее?
– Да, – ответила Рогана, застенчиво опустив глаза.
– Что ждёт меня? – спросил Себастьян.
– Эта девушка изменит твою жизнь, – ответила Рогана.
– Правда?! Надеюсь, к лучшему?
– Она вернёт принадлежащее тебе по праву. Но это не имеет никакого значения для твоей бессмертной души, – молвила Рогана со своей неизменной тонкой улыбкой.
– Ты всегда добавляешь загадки в слова!
– Такова моя природа.
Себастьян пристально посмотрел на фею, кончиком пальцев коснувшись её ладони.
– Рогана! Как ты прекрасна! Жаль, что я смертный. Да и к тому же – такой урод, – печально произнёс он.
– Замысел моего сотворения в ином, Себастьян. Я предназначена для другой цели.
– Где мне, дураку, понять эти замыслы и особые предназначения. Рогана, давай поговорим о настоящем. Со смертью короля я потерял работу. А я ничего не умею делать, кроме как развлекать народ. Да и люди, завидев меня, разбегаются наутёк. Я стал настоящим голодранцем!
– Твоей беде легко помочь, – успокоила его Рогана. – Прими от меня скатерть самодранку, – смеясь, сказала она и достала из правого рукава жёлтую скатерть. Указывая на бахрому по краям, она пояснила:
– Как только захочешь есть, потяни за ниточку, и пока будешь её вытягивать, представляй то, что хочешь видеть у себя на столе. Когда вытянешь последнюю, приходи ко мне снова. Всегда рада тебя видеть.
– Не хватит и тысячи слов, чтобы выразить мою признательность, благороднейшая Рогана! – произнёс Себастьян. – Кланяюсь тебе до земли, вернее, до облака. А вот и Зореслав с Венорой вернулись. Рогана, нам пора идти. Пойдём, сестрица, не будем злоупотреблять гостеприимством этой прекрасной леди.
– Рогана, – впервые заговорила девушка, – вы подарили мне один из лучших дней в моей жизни! – в знак благодарности она поцеловала руку феи.
– Прощайте! – воскликнула Рогана и скрылась за облаком.

II
Каждое утро Венора начинала с уборки. На полке стояли подаренные карликом песочные часы с затейливыми фигурками льва и единорога, застыв в полёте, над ними возвышалась фарфоровая дева. Заметив пыль на часах, девушка неосторожно прикоснулась к ним влажными руками. И тут случилось непо¬правимое! Часы выскользнули и упали на пол. В эту минуту в голове прозвучали слова карлика: «Если ты разобьёшь фарфоровую деву на часах, они начнут отсчитывать оставшиеся мгновения твоей жизни. Когда песок пересыплется полностью, ты оставишь мир живых». Роковая фигурка девы, доселе хранившая жизнь Веноры, разбилась вдребезги. Но какая то непреодолимая сила заставила упавшие часы вернуться в вертикальное положение. С того момента песок начал неумолимо пересыпаться вниз, отсчитывая последние часы жизни Веноры.
Девушка потеряла сознание. Когда она пришла в себя, то обнаружила, что лежит на кровати. Рядом сидел Себастьян, а у ног умостился дымчатый кот. Затруднённое дыхание мешало Веноре говорить. Она прежде не рассказывала Себастьяну о проклятых часах, поэтому он не понимал, что с ней происходит.
– Ты простудилась, сестрёнка? – он коснулся её лба и тут же отдёрнул ладонь, получив ожог от раскалённой, как нагретый металл, кожи. – Что с тобой? Может быть, ты притронулась к драконову корню? – испуганно прокричал он и поспешил открыть окно, чтобы впустить в комнату свежий морозный воздух.
Венора не могла ответить брату – она металась в горячке, погружаясь в забытьё. На пути песчаной струйки появился камешек, закрыл горловину и остановил движение песка. Девушка очнулась и открыла глаза. Не теряя ни минуты, она поведала брату о своём несчастье. Себастьян пришел в ужас. Сердце его учащённо стучало, горячая кровь, сгустившись, приливала к вискам, в то же время ладони и ступни леденели от страха.
– Почему ты не сказала мне раньше? – кричал он в отчаянии. – Я бы спрятал их подальше!
– Смерть рано или поздно настигла бы меня, – спокойно ответила Венора. – Мне казалось, что причина моей гибели в неразделённой любви. Но, когда я погрузилась в сон, то осознала, что смерть не имеет причины, она всегда приходит в срок. Это всего лишь передышка перед прыжком в новую жизнь.
– На небе? – тихо уточнил брат.
– Только что в своих снах я увидела, что мы проживаем не одну жизнь, возвращаясь на землю в разных обличьях множество раз, пока не достигнем совершенства.
– А что же будет с нами, когда мы всё таки станем безупречными? – спросил ошеломлённый Себастьян.
Песок сумел справиться с препятствием в виде мелкого камешка, заграждавшего путь. Песчинки посыпались вниз тонкой струйкой. Венора прерывисто дышала, её щёки горели алым румянцем.
Прошло несколько часов.
Вдруг дыхание девушки стало ровным, дрожь в теле прекратилась. Себастьяну начало казаться, что дело идёт на поправку. Венора открыла глаза и внимательно посмотрела на брата.
Глаза Себастьяна излучали мягкий тёплый свет. Когда он встретился с взглядом сестры, покидавшей мир, в душе пробудилось глубокое возвышенное чув¬ство, придавшее его лицу благородное выражение.
– Себастьян… Ты прекрасен, – проговорила Венора, в её голосе прозвучала неподдельная искренность. – Твои глаза… я сейчас увидела в них отражение неба, солнца и ярких ночных звёзд. Нет! Я не зря прожила жизнь, хотя бы потому, что встретила тебя! Только сейчас я поняла, что такое истинная красота! Я не прощаюсь – ведь мы ещё встретимся на пути Вечности. Прошу об одном: отыщи Гора и расскажи ему, что Лилиана в опасности.

– Больше Венора ничего не говорила, – тихо молвил ворон, вытирая крылом нахлынувшие слёзы. – И она не увидела, как черты Себастьяна утратили своё уродство. Спина юноши начала распрямляться, отчего его горбы впали в панику, горько причитая. Они даже называли друг друга по имени, чего не случалось прежде.
– Брог! Всё, нам пришёл конец! – прошептал горб Ульрик. – Я больше не услышу твоей ругани, но только сейчас понимаю, как она была мне дорога все эти годы!
– Дорогой мой Ульрик! А твоя брань всегда вдохновляла меня на поиск остроумных ответов, благодаря ей я оттачивал мастерство слова и стремился к совершенству.
– Милый, единственный мой друг Брог! – едва шевелил застывающими губами Ульрик. – Прости, если я чем то оскорбил тебя, я не нарочно…
– Что ты, мой драгоценный! – с трудом отвечал меньший горб. – Твоё ворчание подобно нежной песне лесной горлицы. Слушал бы его целую вечность… Прощай, Ульрик!
– Прощай, Брог…
Себастьян в отчаянии не слушал погибающих друзей, принимая их разговоры за привычное брюзжание.
В то же самое время у подножия горы Антары всколыхнулись две молодые сосны. Долгие годы они стояли неподвижно, заколдованные разгневанным Мэрдоком. Но теперь деревья сбросили с себя сухую кору и постепенно начали принимать совершенно иные очертания: стволы превратились в изящные тела, а ветки стали тонкими длинными ногами и маленькими рожками на голове. Веноре удалось разрушить проклятие злобного чародея, увидев красоту брата. К Себастьяну вернулся прежний облик, а деревья снова приняли вид юных оленей. Освободившись от своих многолетних оков, два зверя стремительно помчались из лесной чащи прямо к порогу Себастьяна.


Рецензии